.RU

Цикличность экономического развития и ее причины: Макроэкономическое равновесие - идеальное состояние национальной


Макроэкономическое равновесие - идеальное состояние национальной экономики. В реальности же наряду с частичными нормальными состояниями равновесия имеют место и устойчивые отклонения от указанного идеального состояния. Чем ближе экономика к состоянию общего экономического равновесия, тем шире возможности эффективного решения проблем сбалансированности национального продукта и наоборот.
В стремлении к беспредельному расширению своего производства владельцы предприятий периодически сталкивались с перепроизводством товаров. Было замечено, что регулярно повторяющиеся во времени колебания общественного производства носят циклический характер. Единичный цикл охватывает движение экономики от одного кризиса к другому.
Причины циклических колебаний в экономике объясняют по разному. Одни экономисты (Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо и др.) вообще отрицают возможность всеобщих экономических кризисов; частичные же кризисы перепроизводства объясняют нарушением пропорциональности между различными отраслями экономики, которая восстанавливается самим ходом движения рыночной экономики. Другая группа экономистов (Дж. Кейнс и Э. Хансен) объясняют кризисы перепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, отстающей от роста доходов. Поэтому выход из кризисов видят в стимулировании совокупного спроса. Ряд экономистов причины цикличности видят в недостатках кредитно-денежной политики и т. д.
Но что же такое цикличность? Как она связана с экономическими кризисами?
Цикл - это волнообразные колебания экономики различной длительности вокруг положения равновесия. Выделяют четыре фазы цикла: спад, подъем, бум, сокращение.
Фаза “спад ” характеризуется тем, что производство и занятость минимальны, нарушено равновесие между спросом и предложением, наблюдается перепроизводство отдельных видов продукции. Предприятия пытаются выйти из состояния застоя путем структурной перестройки, снижения издержек производства, обновления основного капитала.
В фазе подъема постепенно возрастает уровень производства и занятость, для чего используется дешевый кредит, низкие налоговые ставки и т. д.
В фазе “бум” наблюдается наиболее высокая занятость и загруженность производственных мощностей, наивысший уровень деловой активности, очень высокий уровень цен, зарплаты и процентной ставки. На этой стадии возникает диспропорция между совокупным предложением и совокупным спросом, которая приводит к постепенному сокращению производства и занятости в четвертой фазе цикла.
Фазы цикла повторяются снова и снова.
Выделяют три типа экономических циклов в зависимости от длительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы.
Причину краткосрочных циклов американский экономист              У.
Митчелл видел в сфере денежного обращения. Клименет Жигляр рассматривал среднесрочный экономический цикл как закономерное явление, причины которого кроются в сфере кредита. Эти циклы по его мнению, повторяются через каждые десять лет. К. Маркс продолжительность такого же цикла объяснял десятилетними сроками физического и морального износа активной части основного капитала.
С. Кузнец (американский экономист) считал, что существуют циклы длительностью 15-20 лет, и связано это с периодическим обновлением жилищ и определенных типов производственных сооружений.
В последнее время возник интерес к концепции больших экономических циклов (продолжительностью 48-55 лет), возникшей в 20-30-е годы XX века. Ее основоположником был русский экономист Николай Дмитриевич Кондратьев, который причины больших экономических циклов видел в различной длительности функционирования хозяйственных благ. Например, мосты, дороги, здания и другая инфраструктура служит около 48-55 лет и для ее восстановления необходимо аккумулировать большие капиталы.
Дж. Кларк, активно изучавший проблему экономических циклов, полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование, машины. Эта закономерность, являющаяся по мнению Кларка ключевым моментом процесса циклического развития, была определена им как принцип акселерации (эффект акселератора).
До Кларка на явление акселерации обратил внимание Альбер Афтальон (1874-1956 гг.).
Акселератор можно представить в виде отношения между инвестициями и приростом потребительского спроса (готовой продукции) или национального дохода:
1) Несколькими годами позднее Н. Кондратьева к аналогичным выводам пришел французский экономист Франсуа Сэмьян.              V = Л              Л              ,
Yt-1 - Yt-2
где V - акселератор;
I - инвестиции;
Y - доход (или потребительский спрос); t - год, когда были осуществлены инвестиции.
Доминирующее место в теории экономических циклов занимают проблемы проявления среднесрочных циклов. Цикличность относится к негативным сторонам рыночной экономики и сглаживание циклических колебаний составляет одно из направлений государственного регулирования экономики. Все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений: неокейнсианскому или неоконсервативному, развившемуся на базе классической школы. Кейнсианцы связывают антициклическое регулирование с увеличением государственных расходов и снижением налогов во время кризиса и с уменьшением государственных расходов и повышением налоговых ставок в фазе “бум”.
Сторонники неоконсервативных взглядов опираются на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы. Значительное внимание неоконсерваторы уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности. Вместе с тем они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике, целью которой является оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных “дешевых” кредитов, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы.
В период экономического подъема они рекомендуют поступать наоборот. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.