.RU

ПРОТИВОРЕЧИЯ ДОГОНЯЮЩЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В.Н. Семёнова


Т~ч              и                           
В политологической литературе под модернизацией понимают макропроцесс перехода от традиционного к современному обществу. Соответственно модернизирующимися называют общества, в которых происходят стремительные структурные изменения, затрагивающие на самом глубинном уровне все сферы жизнедеятельности человека и общества - от политики и экономики до религии, морали и массовой культуры. Обычно отмечают положительные стороны модернизации, к которым относят процессы демократизации и либерализации всех общественных сфер. Одновременно модернизация сопровождается и стремительным разрушением традиционного для данного общества жизненного уклада: исчезает старая социальная иерархия, традиционные политические и экономические институты, меняется место и роль религии, трансформируются традиционная мораль и культура. На смену им приходят ценности современной западной цивилизации с идеями прав человека и правового государства, демократии и свободы слова, национального государства и капиталистической экономики.
Среди негативных сторон и противоречий «вторичной» модернизации можно выделить следующие.
Во-первых, «первичная» модернизация Запада, к которому относятся страны Западной Европы и Северной Америки, пришлась на Новое время и эпоху Просвещения и заняла достаточно длительное время. Хотя этот процесс сопровождался ломкой привычного жизненного уклада, он носил постепенный характер. Процесс модернизации стран Запада был «растянут» на несколько поколений и часто в рамках одного поколения носил незаметный, безболезненный характер. Специфика догоняющей модернизации заключается в том, что скорость модернизации на несколько порядков выше, чем возможность общества адаптироваться к происходящему и критически осмыслить произошедшие перемены. Это зачастую приводит все общество и конкретного индивида, в частности, к глубинным психологическим и духовным кризисам, не говоря уже о кризисах политического и экономического плана.
Во-вторых, современная западная цивилизация развивается, в основном, в плоскости материально-технической. Налицо и обратная зависимость между материальной и духовной сферами. Чем больший прогресс мы наблюдаем в экономической и технической сфере, тем более сокращается духовное измерение эпохи модерна. Отход современной западной цивилизации от религиозно-метафизических ценностей проявляется и в наполнении изначально христианской по духу западноевропейской культуры новым секулярным, по сути, антихристианским, содержанием.
Для традиционных цивилизаций, к которым - безусловно, с большой натяжкой - можно отнести и советскую цивилизацию, характерен приоритет духовных ценностей над материальными. Развиваясь в эпоху модерна, эти цивилизации уже не могли адекватно ответить на вызовы со стороны современной западной цивилизации именно по причине доминирования духовной ориентации. В рамках процесса модернизации, который полностью является западным «изобретением» и заключается в том, чтобы «догнать» развитые западные государства, неизбежно происходит радикальная трансформация традиционной цивилизационной идентичности со сломом трансцендентной ценностной системы и самовестернизацией. Таким образом, модернизируясь, традиционные цивилизации перестают быть самими собой.
В-третьих, ускорение социокультурной динамики, как и в целом «убыстрение» времени, которое является своеобразным символом современной эпохи, ускоряет и процессы, происходящие в политической сфере модернизирующихся государств. Если в старой Европе политические трансформации происходили в течение почти двухсот лет, то, например, политические системы некоторых постсоветских республик за двадцатилетие своего независимого существования неоднократно поменяли свое внутреннее содержание.
С позиций либерализма политические системы модернизирующихся государств рассматриваются как стремящиеся стать представительскими политическими системами. Здесь гражданское общество выступает в качестве основного, независимого от государства элемента. Предполагается, что в рамках гражданского общества выделяются различные групповые интересы, которые носят «естественный» характер, то есть они никем не формируются и не зависят от пропаганды и идеологии. Политическая система рассматривается как нейтральная среда, главная задача которой и состоит в представительстве и защите естественных индивидуальных и групповых интересов. В представительской политической системе политические субъекты (государство, партии, общественные объединения) не имеют собственных интересов и собственной воли. Они лишь призваны представлять интересы и потребности избирателей [2]. В рамках либеральной представительской политической системы развивается эгалитарный подход к управлению.
С начала 90-х гг. ХХ века мы наблюдаем процесс, при котором политические системы постсоветских республик, начавшие формироваться по классическим либеральным канонам как представительские, уже через пару лет трансформируются в модернизационные или даже постмодернистские системы.
Модернизационная политическая система строится на отказе от идеи самоорганизующегося гражданского общества, а также разумно мыслящего и действующего индивида. В рамках данного подхода критикуются эгалитарные теории управления, появляются понятия политической и управленческой элиты, «политического менеджмента» и сам класс «политических менеджеров», профессиональных управленцев, ставящих перед собой конкретные цели исправления ошибок предшествующих либеральных и демократических методов управления. Если в представительской политической системе активным ядром выступает гражданское общество и самостоятельный свободный индивид со своими потребностями, а роль государства фактически должна свестись с роли «ночного сторожа», то в модернизационной системе гражданское общество рассматривается как пассивная и инертная периферия, препятствующая инновациям и модернизации, проводимой «политическими менеджерами», фактически представляющими государственные структуры.
Если представительская политическая система действует в интересах различных групп гражданского общества, модернизационная - защищает интересы государства, зачастую не совпадающие с интересами общества, то постмодернистская политическая система представляет и защищает лишь свои собственные интересы [2]. Появление подобного типа политической системы означает дискредитацию идей представительства, справедливости, прогресса, целесообразности, государственных интересов. Фактически происходит приватизация власти бюрократией всех уровней, которая репрезентирует только свои собственные личные или клановые интересы. Подтверждает эту идею и современная политическая риторика, где все чаще говорится не о государственных интересах и потребностях народа, а о «расстановке сил», «политических акторах», «политических технологиях» и т. п.
У населения постепенно складывается устойчивое мнение, что власть вообще не ориентируется на общественные потребности, а представляет собой игру политических менеджеров и технологов за получение прибыли в виде политического влияния. Соответственно, власть при установлении постмодернистской политической системы все больше все больше лишается доверия, поддержки и даже просто интереса со стороны граждан. На первый взгляд, создается впечатление, что происходит деполитизация общества. Однако политические вопросы все так же волнуют население, хотя в той же мере их интересуют подробности из жизни знаменитостей или прогноз погоды. Как отмечает французский социолог Ж. Липовецки, современная политика вошла в эпоху развлечений, она привлекает к себе лишь рассеянное внимание зрителей [1]. Таким образом, трудности и противоречия догоняющей модернизации может привести и к апатии как новому аспекту социализации.
Литература
  1. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - СПб., 2001.
  2. Панарин, А.С. Политология: Учебник. - М., 1997.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.