.RU

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ

Можно предположить, что наиболее продуктивная форма организации науки используется в США. Ведь научно-технический комплекс этой страны является крупнейшим в мире по производительности и разветвленности. Он тесно интегрирован со сферой образования и технологичными отраслями экономики. Среди главных организационных установок научно-технической политики в США следует назвать 1) конкурентный принцип выделения ресурсов, 2) автономию университетов в выборе направлений исследовательской деятельности, 3) гибкий хозяйственно-правовой механизм, допускающий широкое разнообразие форм организации кооперативной деятельности в сфере освоения высоких технологий.

Основным механизмом стимуляции научной деятельности в Америке является «венчурный капитал». Так, уже в 1983 г. насчитывалось около 550 компаний венчурного капитала. В настоящее время это основной способ инвестирования в научные разработки в области инновационных технологий. Несмотря на то, что до 98% предложений отвергаются и до 20% венчурных исследований терпят крах из-за неумения учитывать запросы рынка, дело считается очень и очень прибыльным. В случае успеха норма прибыли на авансированный капитал через 5 лет достигает 30-40%. Венчурные фирмы формируют мощный задел перспективных идей в самых приоритетных направлениях.

Однако для белорусского общества диффузная модель организации науки, используемая в США, оказывается совершенно не приемлемой. В нашей стране нет высокой капитализации, позволяющей формировать «венчурный капитал».

Другой причиной является отсутствие свободного рынка в западном смысле этого слова. Единственным выходом является разработка модели управления и социализации науки, которая бы учитывала особенности белорусской экономики и белорусского общества. В нашей стране совмещается организационный принцип иерархии с принципом автономии. В этой связи уместно выявить характерные особенности организации нашего общества.

В анализе наиболее эффективной организационной структуры современных учреждений постинформационного общества все чаще применяется термин «гетерархия». Впервые его стал использовать Давид Старк. Под гетерархией понимается особая форма управления, возникающая как адаптивная реакция крупных учреждений на нестабильность внешней среды. В гетерархической модели организации предприятия или фирмы предполагается внутреннее разнообразие в контексте отстроенной вертикали. Это разнообразие основывается на горизонтальном распределении власти и определенной автономии горизонтальных образований как по отношению к другим горизонтальным образованиям, так и по отношению к единому центру. В этом контексте каждое подразделение вовлекается в поиск инновационных решений, а система в целом оказывается более гибкой и способной к обучению в условиях нестабильности внешней среды. Для постсоветских научных организаций гетерархия проявляется, например, в том, что в некотором научном институте отдельные подразделения находят более привлекательные источники внешнего финансирования, чем другие, хотя в рамках одной организации и имеют одинаковый статус.

Советская модель науки имела иерархическую организацию, которая была интегрирована в единую плановую экономическую систему. В этой системе финансирование всех научных исследований осуществлялось прямо или косвенно из государственного бюджета. С уменьшением бюджетного финансирования общей научной политикой в постсоветских странах стало усиление экономической самостоятельности подразделений научных институтов, их переход на самоокупаемость. Тем самым в постсоветских странах стихийно начала формироваться гетерархическая модель управления наукой.

Вместе с тем, особенностью постсоветских форм управления предприятиями и фирмами является то, что складывается неформальная гетерархия - преобладание неформальных способов взаимодействия (экономических и социальных практик, которые не являются в полной мере институализированными, т.е. они не формализованы, а значит, не прозрачны для официальных институтов). Впервые термин «неформальная гетерархия» стал использоваться И.Б. Олимпиевой. Если в западных странах гетерархия имеет формальный характер - все взаимодействия формализованы и отрефлексированы в рамках конкретной организации, то в постсоветских странах гетерархия является скрытым механизмом адаптации. Яркий пример неформальной гетерархии в научной организации наблюдается в следующей типовой ситуации: заказ научному подразделению поступает не напрямую от заказчика-предприятия, а через фирму-

31

посредника. В этом случае заказ может оформляться, минуя бухгалтерию научной организации, и отражаться лишь в документации фирмы, выступившей посредником.

Стихийно возникшая гетерархия является более адаптивной формой организации научной деятельности, чем иерархия. Многие пороки советской системы организации науки были обнаружены еще советскими учеными.

Гетерархические модели управления сложно представлять в аддитивной форме, поскольку эти модели являются промежуточными между диффузными и векторными моделями.

Применительно к нашей стране важнейшей задачей видится поиск механизмов внедрения научных результатов в промышленность и сельское хозяйство. Соответственно, в организации взаимодействия науки и производства необходимо реализовывать следующую цепочку: изучение рынка - определение тематики исследований - установление приоритетности тем - научное исследование - производство - сбыт - изучение рынка.

Исходными данными должны стать результаты государственного мониторинга, направленного на изучение рынка, т.е. на выявление возможностей белорусских промышленных объектов и перспектив их дальнейшего развития. Основным принципом такого мониторинга является идея формирования региональных программ взаимодействия науки и производства, при этом необходимо опираться на сложившуюся специализацию и местный потенциал. Главным результатом мониторинга должен стать пакет заказов со стороны хозяйственного комплекса. Данный пакет должен быть проанализирован как гетерархическая структура, его база данных должна быть представлена в форме дерева таким образом, что в корне дерева размещаются более общие задачи.

ТЛ KJ _у

В дальнейшем пакет хозяйственных заказов должен стать основным документом в выборе тематики исследования конкретными научными учреждениями. В установлении приоритетности тем необходимо различать три уровня: прикладной, теоретический и метатеоретический. Подразделение, выбравшее прикладную тему, должно рассчитывать на финансирование со стороны лишь хозяйственной структуры, оформившей заказ. Подразделение, выбравшее теоретическую тему, может рассчитывать как на финансирование заказчика, так и на финансирование из бюджета. Подразделение, выбравшее метатеоретическую тему, может рассчитывать только на финансирование со стороны государства. С ростом теоретичности или метатеоретичности планируемого исследования необходимо предполагать более неформальный характер гетерархической организации учреждения, что должно выражаться в более высокой междисциплинарности (трансдисциплинарности, метапредметности) научного исследования.

Работа выполнена при поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (грант БРФФИ№ Г09МС-027).

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.