.RU

Пятиричностъ — по причине разрушения группы7 и по причине сомнения.

Разрушение группы добродетели8 происходит вследствие жажды чувственных наслаждений и злобы.

Группа мудрости9 разрушается вследствие уныния и расслабленности [сознания], а группа йогического сосредоточения10 — вследствие возбужденности сознания и угрызения совести.

При отсутствии сосредоточения и мудрости [индивид] начинает сомневаться в [Благородных] истинах11. Поэтому в сутре и говорится о пяти [препятствиях].

Однако при таком объяснении возбужденность сознания и угрызения совести, представляющие препятствие, блокирующее группу сосредоточения, должны указываться первыми, [то есть до уныния и расслабленности сознания], поскольку вред группам сосредоточения и мудрости причиняется двумя этими препятствиями именно в такой последовательности, — так считают некоторые12.

Опасность для практикующего сосредоточение исходит ведь от уныния и расслабленности сознания, а для практикующего различение дхарм — от возбужденности сознания и угрызения совести.

Другие, однако, дают иное объяснение13. —Как они это объясняют?

[Когда] странствующий [монах]14, наблюдая различные свойства приятных и неприятных объектов, возвращается затем в монастырь, то [испытанные прежде] жажда чувственных наслаждений и злоба сначала выступают помехой для вхождения в состояние йогического сосредоточения. Поэтому для погруженного в состояние сосредоточения при отсутствии практики успокоения сознания15 и глубинного проникновения16 уныние, расслабленность, возбужденность, сожаление и сомнение последовательно выступают помехами для успокоения сознания и глубинного проникновения. Также и для вышедшего [из состояния сосредоточения]17 сомнение создает помеху при углубленном размышлении о дхармах.

[Теперь] рассматривается следующая [проблема]. Когда полностью познается объект универсальных [аффектов] в разных сферах существования18, устраняемых посредством видения [Истин] прекращения страдания и пути и имеющих [своей опорой] загрязненные объекты, то в этот [момент аффекты] не устраняются19. Когда же они устраняются, их объект не познается полностью. Как [возможно] их устранение? —

Устранение аффектов происходит не обязательно вследствие полного познания их объектов. —

А как в таком случае? —

Четырьмя способами. —

Какими четырьмя? —

Что касается [аффектов], устраняемых посредством видения [Истин, то их устранение происходит]

60. вследствие полного познания объекта, вследствие

элиминации [аффектов], которые являются их объектом, и вследствие уничтожения объекта1.

Здесь [слова] «вследствие полного познания объекта» [относятся к аффектам], устраняемым посредством видения [Истин] страдания и возникновения, которые опираются на собственную сферу существования или на чистые объекты2.

[Слова] «вследствие элиминации [аффектов], которые являются их объектом», [относятся] к универсальным аффектам, распространенным в других сферах существования. Именно эти [аффекты] и выступают объектом универсальных аффектов собственной сферы существования3. При их элиминации другие [аффекты] также оказываются устраненными.

[Слова] «вследствие уничтожения объекта» [относятся к аффектам], имеющим загрязненные объекты и устраняемым посредством [видения Истин] прекращения страдания и пути. Они имеют своими объектами [аффекты], опирающиеся на чистые объекты4. Поэтому при уничтожении этих устраняются также и те5.

Что касается [аффектов], устраняемых посредством практики созерцания, то их

уничтожение [происходит] вследствие возникновения противоядия6.

Когда возникает путь (то есть метод) как противоядие от соответствующей разновидности аффектов, то он ее и уничтожает. —

Какое [существует] противоядие от той или иной разновидности аффектов? —

Слабый-слабый [путь] служит противоядием от сильной-сильной разновидности аффектов. Подробно мы рассмотрим это в дальнейшем7. —

Сколько существует видов противоядия?

[Автор]говорит:

61. известны четыре вида противоядия:

избавление, поддержка, удаление и отвращение1.

Беспрепятственный путь —это противоядие, обеспечивающее избавление2.

Благородный путь, непосредственно сменяющий предыдущий, есть противоядие, обеспечивающее поддержку3. Это противоядие, с помощью которого закрепляется избавление, обретенное [на беспрепятственном пути]4.

Путь, который сменяет путь освобождения, есть противоядие, обеспечивающее удаление5 [дхармы] «обладания» [аффектами], отсеченной [на предыдущем пути]. Некоторые считают, что это также путь освобождения, поскольку он тоже устраняет «обладание» аффектами.

Путь, который сводится к тому, чтобы рассматривать этот мир как отвратительный, есть противоядие, вызывающее отвращение6.

Правильным, однако, был бы следующий порядок перечисления.

Противоядие, вызывающее отвращение,— это подготовительный путь7, имеющий объектом [Истины] страдания и возникновения. Противоядие, обеспечивающее избавление, — это весь беспрепятственный путь. Противоядие, обеспечивающее поддержку, — путь освобождения. Противоядие, обеспечивающее удаление, — это специфический (особый) путь8. —

От чего должен быть отделен устраняемый аффект?

Считается, что аффект должен быть отделен от своего объекта.

Аффект невозможно отделить от связанных [с сознанием дхарм]9, но можно отделить от его объекта, вследствие чего он уже больше не возникает, опираясь на этот [объект]. —

Будущий аффект может быть отделен от своего объекта, но как [это возможно] с прошлым [аффектом]? —

Смысл сказанного в том, что аффект может быть устранен вследствие полного познания10 объекта. —

Это также не является безусловным, поэтому здесь потребуется разрешение [некоторых затруднений]11. —

В каком случае [об аффекте] можно сказать, что он устранен? —

При отсечении [дхармы] «обладания» им, если он входит в собственный поток [психосоматических состояний] индивида. Что касается аффектов другого индивида, всего материального12 и незагрязненных дхарм, [то все это устраняется] вследствие устранения своего собственного аффекта, имеющего их в качестве объекта.

Выше говорилось об удалении13. Сколько существует видов удаления? —

Согласно системе [вайбхашиков], удаленность бывает четырех видов.

62. Удаленность — вследствие различия,

вследствие противоположности, вследствие разделения в пространстве и времени, как в случае [великих] элементов, добродетели, местоположения, двух модусов времени.

Удаленность вследствие различия, как у великих элементов. Хотя они и возникают вместе [как совокупность], между ними существует «удаленность» ввиду их сущностного различия1.

Удаленность вследствие противоположности2, как у нравственности и безнравственности.

Удаленность вследствие разделения в пространстве3, когда одно находится на удалении от другого, подобно Восточному и Западному океанам.

Удаленность во времени4; например, прошлое и будущее называются удаленными. —

От чего же они удалены? —

От настоящего. —

Каким образом непосредственно прошедшее или возникающее может быть удалено от настоящего? —

Они удалены различием модусов времени5, а не самим фактом прошлости или будущности. —

Но в таком случае получается, что и настоящее также удалено, [поскольку оно образуется различными фазами]. —

Их удаленность обусловлена отсутствием деятельности6. —

А как устанавливается близость абсолютного (то есть причинно-необусловленного)? —

Вследствие всеобщности обладания двумя [дхармами прекращения потока существования]7. Этот вывод распространяется также и на прошлое и будущее8. —

Но как может быть «близким» акаша (абсолютное пространство), [обладания которым не существует]? —

В таком случае прошлое и будущее удалены друг от друга вследствие раз- деленности настоящим. Близость настоящего обусловлена сопряженностью с тем и другим, [а близость] абсолютного — отсутствием какого-либо препятствия9. —

Но тогда прошлое и будущее также могут рассматриваться как отдаленное и близкое вследствие сопряженности с настоящим.

Правильным было бы [такое толкование]: будущее удалено от собственной сущности дхармы, поскольку еще не обрело ее, а прошлое — потому что уже ее утратило10.

Далее. Существует ли специфика устранения аффектов11 в зависимости от особенности движения по [тому или иному] пути? —

Таковой не существует. Ведь для всех аффектов

63. уничтожение — всего один раз1.

[Аффект] уничтожается посредством именно того пути, который единственно и является путем его устранения2.

[Однако]

разъединение [с аффектом] обретается в несколько приемов3. —

Сколько их?

[Автор] говорит, [что разъединение с аффектами происходит] в шести случаях4:

при возникновении противоядия, при обретении плодов, при развитии психических

способностей.

Под противоядием здесь имеются в виду пути освобождения5. Плоды — это четыре плода религиозной жизни6. Совершенствование психических способностей [— веры и прочих] — их развитие7. В этих случаях и достигается разъединение с аффектами. Его следует рассматривать соответственно обстоятельствам: разъединение с некоторыми [из аффектов достигается] в шесть моментов, с другими —в два8.

Именно это разъединение при определенных обстоятельствах получает название полного (совершенного) познания. Существуют два вида полного познания: полное познание как истинное знание и полное познание как устранение9. Из них полное познание как истинное знание есть чистое знание10, [то есть знание, не замутненное аффектами]. Что касается полного познания как устранения, то оно есть именно устранение [аффектов], так как в этом случае [порождающая его] причина метафорически обозначается через следствие11. —

Всякое устранение — это только одно полное познание?

[Автор] говорит, что нет. —

Что же в таком случае?

64? Полных познаний — девять.

Из них

уничтожение1 первых двух категорий Iаффектов] чувственного мира — одно.

Уничтожение первых двух категорий аффектов чувственного мира, устраняемых посредством видения [Истины] страдания и [Истины] возникновения страдания, представляет собой одно полное познание2.

Уничтожение двух — [еще] два.

Уничтожение одной категории аффектов чувственного мира, устраняемой посредством видения [Истины] прекращения страдания, представляет собой одно полное познание; [уничтожение еще одной категории аффектов], устраняемой посредством видения [Истины] пути,—также одно.

Подобно тому как уничтожение аффектов, относящихся к чувственному миру, посредством видения [четырех Благородных истин] представляет собой три полных познания,

так и в более высоких [сферах

существования] — также три.

Уничтожение [аффектов], относящихся к миру форм и миру не-форм, которые устраняются посредством видения [Истин], также представляет собой три полных познания. Уничтожение аффектов, устраняемых посредством видения [Истины] страдания и [Истины] возникновения страдания,— одно [полное познание]; уничтожение [аффектов], устраняемых посредством видения [Истины] прекращение страдания,— второе; уничтожение [аффектов], устраняемых посредством видения [Истины] пути, — третье.

Таким образом, разрушение аффектов всех трех сфер существования представляет собой шесть полных познаний3.

65. Другие три полных познания — это устранения [загрязнений, привязывающих] к низким состояниям, загрязнений мира форм и всех загрязнений.

Устранение загрязнений, привязывающих к низким состояниям1, представляет собой одно полное познание.

Устранение загрязнений мира форм — также одно полное познание, «состоящее в уничтожении страстного влечения к миру форм».

Устранение всех загрязнений, относящихся к миру не-форм, представляет собой еще одно полное познание, «состоящее в уничтожении всех оков»2. —

Почему избавление от аффектов мира форм и мира не-форм, устраняемых посредством практики созерцания, представляет собой отдельные полные познания, тогда как для аффектов, устраняемых посредством видения [Благородных истин], это не так? —

Потому что для [аффектов], устраняемых посредством практики созерцания, не существует отдельного противоядия3.

Таковы девять полных познаний. -

Из [упомянутых] первыми

шесть являются плодом интеллектуальной восприимчивости4.

Это те [полные познания], сущность которых состоит в избавлении от [аффектов], устраняемых посредством видения [Благородных истин]5.

Остальные — [плод] истинного знания.

Полное познание, состоящее в устранении загрязнений, привязывающих к низким состояниям, и два других, [обретенных] на пути созерцания, являются плодом чистого знания. —

Каким образом полное познание может быть плодом интеллектуальной восприимчивости, [то есть предварительной готовности к принятию чистого знания]? —

В силу того что такая готовность к интеллектуальному восприятию относится к «сопровождению» («свите») чистого знания6. Это подобно тому, как вместо царской свиты метафорически говорится о царе. Или же потому, что [у интеллектуальной восприимчивости] тот же плод, что и у чистого знания.

[На какой ступени религиозной практики обретаются полные познания?]7

66. Все они — плод ступени невозвращения1 ; пять или восемь — [плод] дхьян.

Согласно вайбхашикам, пять полных познаний, которые по своей сущности есть устранение аффектов, присущих миру форм и миру не-форм, являются плодом основных дхьян2 [ступеней йогического сосредоточения]. Устранение аффектов чувственного мира есть плод ступени невозвращения3.

Согласно мнению бхаданты Гхошаки, восемь [полных познаний представляют собой плод основных дхьян]4. Он говорит: «Представим себе индивида, отрешенного от чувственного мира по причине следования мирским, то есть не свободным от притока аффектов, путем5, который вступает на путь видения (всегда чистый), опираясь на ступени сосредоточения. Отвержение им аффектов чувственного мира, устраняемых посредством видения, и обретение состояния разъединения с этими аффектами следует рассматривать как плод пути видения, поскольку он чист».

Полное познание, [состоящее в] отвержении [аффектов], привязывающих к низким состояниям, есть плод именно [ступени] невозвращения.

Промежуточную дхьяну6 следует рассматривать по аналогии с [основными] дхьянами.

Что касается [полных познаний] мира не-форм, то из них

одно — [плод] подготовительной [ступени]7.

Одно полное познание уничтожения страстного влечения к миру форм есть плод подготовительной ступени8 созерцания сферы бесконечного пространства9

и трех основных [ступеней мира] не-форм.

Только одно полное познание уничтожения всех оков10 есть плод трех ступеней созерцания мира не-форм11.

67. Все — Благородного пути.

Все девять полных познаний являются плодом [Благородного пути]1.

Два — мирского.

Два полных познания — отвержения [аффектов], привязывающих к низким состояниям, и уничтожения страстного влечения к миру форм — представляют собой плод мирского пути2.

А также последующего [знания].

Два последних полных познания являются плодом также и «последующего знания»3.

Три — дхармического знания.

Последние [три полных познания представляют собой плод «дхармического знания»], так как служат противоядием [от аффектов] трех сфер существования, устраняемых посредством практики созерцания4.

Шесть и пять — [плод] той [и другой] группы.

Шесть полных познаний являются плодом группы дхармического знания, то есть интеллектуального принятия (восприятия) дхармического знания и [самого] дхармического знания.

Пять полных познаний [являются плодом] группы последующего знания, то есть интеллектуального принятия последующего [знания] и [самого] последующего знания5.

Здесь ключевым словом «группа»6 обозначаются интеллектуальная восприимчивость (принятие) к знанию и само знание. —

Почему каждое отдельное устранение не подводится7 под категорию полного познания? —

В связи с определением устранения как плода интеллектуального принятия [Благородных истин].

68. Полное познание [возникает] вследствие обретения чистого разъединения1, вследствие частичного разрушения «вершины существования»2, вследствие устранения двух причин3.

То устранение [аффектов], в котором присутствуют эти три причины, называется полным познанием.

В этом отношении обычный человек не может обрести чистое (то есть безаффективное) разъединение или частично разрушить [аффекты] «вершины существования», поэтому достигнутое им избавление [от аффектов] не является полным познанием4.

У благородного отвержение [аффектов] также представляет собой плод интеллектуального принятия [Благородных истин]. У него [с момента вступления на путь видения и до третьего момента] «принятия последующего знания о страдании»5 уже существует обретение чистого разъединения, но не частичное разрушение «вершины существования». [В четвертый момент] «последующего знания о страдании» существует то и другое, но не устранение двух причин ввиду неустраненности универсальной причины, уничтожаемой посредством видения [Истины] возникновения страдания. В другие моменты «дхармического знания» и «последующего знания» наличествуют все три [причины], поэтому устранение [аффектов] в этих состояниях получает название полного познания.

Устранение, однако, есть знание, [обретаемое на пути созерцания. Оно не является плодом интеллектуального принятия Истин]6. Поэтому оно и называется полным познанием только при наличии трех причин, а также четвертой:

вследствие преодоления сфер существования,

то есть когда [индивид] выходит за пределы сфер существования благодаря отрешенности от мира в его всецелости7.

Другие учителя говорят, что существует и пятая причина — избавление от обоих видов оков: когда тот, кто освободился от соответствующего типа [аффекта, устраняемого посредством видения Благородных истин], освобождается также и от другого аффекта, имеющего первый в качестве своего объекта8.

Однако это не отличается от «устранения двух причин» и «преодоления сфер существования»; поэтому мы так не считаем9.

— Кто и какими полными познаниями обладает?

69. Тот, кто находится [на пути] видения, не обладает ни одним, [либо одним и т. д.] до пяти включительно.

Обычный человек не обладает ни одним из таких [полных познаний]1.

Также и благородная личность, находящаяся на пути видения [Истин], не обладает [ни одним из полных познаний] вплоть до момента интеллектуального принятия дхармического знания о возникновении [страдания]2. В момент «дхармического знания о возникновении страдания» он обретает одно [полное познание]; в момент «последующего знания о возникновении»—два; в момент «дхармического знания о прекращении [страдания]»—три; в момент «последующего знания о прекращении» — четыре и в момент «дхармического знания о пути» —пять.

Тот, кто находится [на пути] созерцания3, — шестью, одним или двумя.

Благородный, находящийся на пути йогического сосредоточения, в момент «последующего знания о пути»4 обладает шестью полными познаниями, и так продолжается до тех пор, пока он не обретет состояние отрешенности от чувственного мира или же не выпадет из него5. Лишенный же этих [шести], когда он обретает состояние отрешенности — до или после [постижения Истин], — он обладает только полным познанием уничтожения [оков, привязывающих] к низким состояниям6.

[Благородный], достигший состояния архатства, обладает только полным познанием избавления от всех оков.

[Архат], утративший [состояние архатства] вследствие одержимости аффектами7, относящимися к миру форм, [возвращается к состоянию благородного, отрешенного от чувственного мира, и, следовательно], обладает только полным познанием уничтожения [оков, привязывающих] к низким состояниям8.

[Благородный], обретший состояние отрешенности от мира форм, [обладает] двумя полными познаниями — избавления [от оков, привязывающих] к низким состояниям, и уничтожения страстного влечения к миру форм9.

Утрачивая [прежнее состояние] вследствие одержимости аффектами мира неформ, [благородный также обладает] этими двумя [полными познаниями]10. —

Почему анагамину («тому, кто не возвращается») и архату равным образом приписывается только одно полное познание11, а не несколько? —

Потому что

70. их объединение1 — вследствие отрешенности от сфер существования и обретения плода.

Объединение полных познаний, то есть отнесение их к одной категории, производится по двум причинам: ввиду отрешенности от мира и обретения плода2. При обоих состояниях существует то и другое. Поэтому все устранения [аффективности], будучи объединенными в одну категорию, называются одним полным познанием.

Далее. Кто и сколько полных познаний утрачивает или обретает?

Некто утрачивает одно, два, пять, шесть, [те же и] обретает, [но] не пять.

Тот, кто лишается состояния архатства или отрешенности от чувственного мира, утрачивает одно [полное познание].

Анагамин, отрешенный от мира форм, при утрате свойства отрешенности от чувственного мира, утрачивает два полных познания.

[В шестнадцатый момент пути видения]3 — в момент «последующего знания пути» — [благородный], еще раньше отрешившийся [от чувственного мира], утрачивает прежние пять [полных познаний], поскольку [в этот момент] он обретает полное познание уничтожения [оков, привязывающих] к низким состояниям4.

«Тот, кто следует постепенным путем»5, утрачивает шесть полных познаний вследствие отрешенности от чувственного мира6.

То же самое и при обретении.

Кто-то обретает одно полное познание, которым не обладал прежде7. Кто-то — два: тот, кто утрачивает отрешенность только от мира не-форм. Кто-то — шесть: тот, кто утрачивает плод анагамина. Однако пять [полных познаний] не обретает никто.

На этом рассмотрение темы полного познания закончено.

Пятый раздел «Комментария к Энциклопедии Абхидхармы», носящий название «Учение об аффектах»,

завершен.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.