.RU

Рациональная организация пространства для рекреационных целей


Массовый отдых в рекреационных зонах сопровождается сильным антропогенным воздействием на природное окружение. Главную роль в оздоровлении людей играют леса. Рост рекреационной нагрузки на леса опережает меры по ее регулированию. Поэтому наблюдается деградация насаждений и ослабление выполняемых ими функций. Прогулки людей в лесу, расчистка площадок для игр, разведение костров, вытаптывание лесных почв ведут к существенному ослаблению в лесах биологического круговорота. Угнетение древостоя происходит из-за механического повреждения стволов и корней деревьев, а главное — из-за ухудшения свойств почв, частичного или полного уничтожения лесной подстилки, уменьшения мощности гумусового горизонта и запасов влаги, увеличения глубины промерзания, снижения скорости инфильтрации дождевых и талых вод и др. Значительное развитие получают процессы эрозии почв (плоскостной и линейной, включая овражную).
Неконтролируемое рекреационное использование лесов и других типов ландшафтов приводит к трансформации растительного покрова (в первую очередь исчезают наиболее уязвимые виды), изменению свойств и микрофлоры почв. Увеличивается пожароопасность. Загородный отдых в прибрежных зонах обычно приводит к загрязнению водоемов и их берегов.
Ужесточение требований к охране окружающей среды ставит задачи организации территорий для рекреационных целей. Они включают выбор площадок, выделение санитарных зон, нахождение оптимальных размеров поселений для рекреантов, создание гибких транспортных систем и др. Для их решения необходимо учитывать многие социально-экономические проблемы.
Деятельность по развитию рекреационного природопользования должна быть направлена на поддержание устойчивости природных экосистем. Необходимо нормировать рекреационную нагрузку на территории, соответствующим образом их обустраивать. Например, в задачу организации рекреационных территорий в прибрежных зонах входит рассредоточение в пространстве большого числа отдыхающих. Создание глубинных зон отдыха и туризма, удаленных на расстояния до 50 км от прибрежных рекреационных центров, способствует снижению антропогенного воздействия на природные ландшафты.
Чтобы спасти пригородные леса от стихийного рекреационного воздействия, необходимо провести зонирование территорий в зависимости от посещаемости; иногда проложить специальные

маршруты — туристические тропы, дорожки с покрытием. Максимальная концентрация отдыхающих на специально отведенных местах уменьшит нагрузку на остальную территорию. Следует выделить и запретить для посещения участки леса, на которых проводится восстановление. Предельно допустимая норма ежедневного посещения в ельниках — 15 чел./га, в сосняках — 7 чел./га, а в березняках с густым травяным покровом — 20 — 30 чел./га. Эти нагрузки допустимы в течение 5 — 7 лет, после чего лесу необходим отдых от посетителей.
Переход от экстенсивных форм рекреационного природопользования к интенсивным становится особенно необходимым при увеличении рекреационных запросов. Требуется изучение ресурсного потенциала территории, его предельных возможностей, допустимых нагрузок на рекреационные ресурсы. Задача совершенствования управления территориями рекреационного лесопользования чрезвычайно актуальна в настоящее время в связи с огромным антропогенным давлением на лесные экосистемы и необходимостью поддержания способности лесов выполнять их биосферные функции.
Для сохранения неповторимых природных комплексов существует практика организации национальных парков (первый был создан в США в 1872 г. — Йеллоустонский). В России 35 национальных парков (в том числе Лосиный остров, расположенный в черте Москвы) общей площадью 6,9 млн га (0,41 % территории России), в которых задачи сохранения природных ландшафтов совмещаются с рекреационным и в ряде случаев сельскохозяйственным природопользованием.
Возобновление многих природных ресурсов Земли в значительной мере зависит от состояния лесных экосистем суши, так как в девственных лесах сохраняется биоразнообразие планеты. Рекреационное природопользование должно руководствоваться этими требованиями.
Вопросы для контроля Что такое рекреационные ресурсы? Какое влияние на окружающую среду оказывают различные виды рекреационного природопользования?


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.