.RU

Корректоры Н. Романова, Т. Брылева Оригинал-макет подготовила М. Лебедева ббк88. 35я7 - 33


Так же как и состояние страха, апатия оказывает негатив­ное влияние на психические процессы. Но, так как это состоя­ние более длительно и менее интенсивное, то и влияние апатии менее выражено. Наиболее сильно апатия влияет на волевые процессы и мышление. Человек в состоянии апатии не может и не хочет заставить себя что-либо предпринять, что-либо изме­нить. Его воля ослабевает, он как бы «плывет по течению». Что касается мышления, то апатичный (переживающий апатию) че­ловек не хочет задумываться, а если и задумывается, то прихо­дит к выводу о бессмысленности, о тщете всех своих попыток. Все психические процессы как бы замедляются: рассеянное вни­


мание, не хочется ничего вспоминать и тем более продумывать или придумывать. При апатии речь замедляется, появляются па­узы, большое количество времени человек просто молчит. Гово­рит как бы нехотя, через силу. В этом состоянии эмоции как бы «смазаны», все притуплено, приостановлено.


Апатия оказывает тормозное влияние на протекание физио­логических процессов. Здесь нет сильного сердцебиения или учащенного дыхания. Как правило, дыхание замедляется, ста­новится глубоким с частыми вздохами. Многие жалуются на головные боли, боль под грудиной, ноющую боль в области сер­дца. Наблюдается ярко выраженное снижение двигательной активности, отсутствие желания двигаться, вялость во всем теле. Аппетит снижается или полностью отсутствует. В целом, резких изменений в протекании физиологических процессов не наблюдается.


Человек в состоянии апатии ведет себя как автомат. Субъект делает все монотонно, для него характерно полное отсутствие инициативы. Он как бы уходит в себя, наблюдая жизнь со сто­роны. Человек в состоянии апатии способен просидеть на од­ном месте несколько часов, ни о чем не думая. Характерна до­вольно сильная утомляемость.


Апатия — более длительное, но менее интенсивное состоя­ние. Средняя интенсивность 3,57 балла. Длительность: от не­скольких часов до нескольких дней или даже месяцев.


^ Исходя из результатов опроса, наиболее часто в состоянии апатии люди совершают следующие помогающие действия:



, — «занимаюсь аутотренингом» и т. д.


VII


Тонические состояния


Состояние бодрствования


Л. П. Гримак


БОДРСТВОВАНИЕ'


Две трети жизни человек проводит в бодрствующем состоянии, которое обычно противопоставляется состоянию сна. При этом подразумевается, что собственно жизнь и находит свое закон­ченное выражение именно в состоянии бодрствования. Прихо­дится лишь удивляться, что, несмотря на первостепенное зна­чение этого состояния для жизни каждого человека и общества в целом, психология бодрствования как психология уровней яс­ности сознания еще не создана, да и вообще взаимосвязь и вза-имообусловленнсть процессов, составляющих это психическое явление, выяснены еще далеко не достаточно. Считается, что каждому человеку от рождения присуще «умение бодрство­вать», и никакой проблемы здесь не существует. И только пси­хоневрологи да, пожалуй, педагоги начинают догадываться, что во многих случаях человека следовало бы с детских лет учить полноценному бодрствованию, причем безотносительно к его характеру и темпераменту. Несомненно, в будущем, когда на­ука о человеке, в частности психология, достигнет более высо­


кого уровня, эта задача будет решаться практически. Рассмот­рим подробнее, какие же реальные предпосылки имеются для ее решения.


Бодрствующее состояние человека связано с осмысленной деятельностью. Вместе с тем уровень бодрствования, сопровож­дающий деятельность, может быть крайне различным: в одних случаях он близок к дремотному, в других — внутреннее напря­жение напоминает экстаз. Следовательно, бодрствование кро­ме содержательной стороны включает в себя определенную ко­личественную характеристику, которую можно назвать интен­сивностью бытия. (Мы не касаемся здесь вопроса о ложной интенсивности бытия, которая проявляется при отравлении наркотиками и при некоторых психических заболеваниях.) Именно эта сторона бодрствования привлекает основное вни­мание исследователей. Повседневная практика изобилует при­мерами, свидетельствующими о том, что продуктивность бытия зачастую определяется интенсивностью сопровождающих его психофизиологических реакций...


Несмотря на то что бодрствование представляет собой со­стояние, вызванное комплексной, системной реакцией всего организма, его принято рассматривать с психологической и фи­зиологической сторон. В психологическом плане интенсивность бодрствования нашла свое отражение в повседневной речи в таких выражениях, как умственная энергия, напряжение духа, внутреннее усилие и т. п.


В физиологии это явление получило название активации. При этом имеется в виду быстрое нарастание активности цент­ральной нервной системы, что, в свою очередь, вызывает соот­ветствующую интенсификацию периферических процессов в организме. С помощью тонких нейрофизиологических экспери­ментов было установлено, что интенсивность бодрствования определяется изменением активности специфического нервно­го аппарата, расположенного в стволовых отделах мозга и полу­чившего название ретикулярной формации. Характерно, что эти нервные структуры ответственны и за пробуждение спящего организма. Повышение тонуса ретикулярной формации приво­дит к нарастанию интенсивности бодрствования.


^ Низшей ступенью бодрствования следует считать просоноч-ное состояние — нечто среднее между сном и бодрствовани-


ем, — имеющее, как установлено еще И. П. Павловым, свои особые фазы, которые представляют весьма большую значи­мость для жизнедеятельности организма. Подробно об этом речь будет идти позже. Здесь важно лишь отметить, что сами по себе эти состояния способны оказывать замечательный «разгру­зочный», «умиротворяющий» и успокаивающий эффект и чаще всего испытываются во время отдыха на природе.


Таким образом, состояние бодрствования можно было бы представить в виде своеобразной шкалы, где исходной нижней точкой является реакция пробуждения, а далее каждому приро­сту процессов возбуждения в центральной нервной системе со­ответствует новый уровень повышения интенсивности бодр­ствования вплоть до высших степеней эмоционального всплес­ка — экстаза, блаженства и т. п.


Представление о постепенном нарастании интенсивности бодрствования не предполагает, однако, что при этом пропор­ционально возрастают и продуктивные возможности организма. На шкале уровней бодрствования имеется лишь какой-то опре­деленный диапазон активности организма, соответствующий наибольшей продуктивности поведения (деятельности). Воз­буждение, превышающее этот диапазон, приводит уже к сни­жению возможностей организма.


Экспериментально установлено, что интенсивность бодр­ствования в значительной степени отражается на процессах обучения и запоминания. Уровень бодрствования может оказы­вать непосредственное влияние на продуктивность деятельнос­ти. Впрочем, эта зависимость является более сложной. Так, утомленный человек может некоторое время выполнять задан­ную работу со свойственной ему производительностью. Вместе с тем, если провести в этот период тщательное физиологичес­кое обследование работающего, можно установить, что у него повышен мышечный тонус, учащены дыхание и сердцебиение, активизирован ряд других функций. Следовательно, несмотря на сохранность уровня производительности, «энергетическая стоимость» работы в данном случае оказывается завышенной. И лишь на следующем этапе, когда резервные возможности организма уже на исходе, начинает снижаться и эффективность работы.


Установлено, что саморегуляция психического тонуса мо­жет осуществляться тремя путями: посредством изменения об­щего поведения организма, при помощи эмоциональных или же соматических (телесных) реакций. В свою очередь, эти реакции по обратным нервным связям воздействуют на мозг и тем самым изменяют интенсивность его работы'. Теория саморегуляции психического тонуса, необходимого для оптимальной деятель­ности человека в данных конкретных условиях, была выдвину­та в свое время американским психофизиологом Г. Фрименом2. Согласно этой теории, чрезвычайная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные и физиологические реакции внутренних органов. Наоборот, недостаток психиче­ской активности сопровождается включением механизмов моз­га, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые при этом вырабатывают большее количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, что и повы­шает его уровень бодрствования.


Для характеристики психического тонуса человека в каждый текущий момент Фримен рекомендовал учитывать следующие показатели: 1) показатель пробуждения (arousal index), отража­ющий количество энергии, мобилизованной в организме в от­вет на воздействующий стимул; 2) показатель разряда (dis­charge index), соответствующий количеству энергии, истрачен­ной организмом на ответную реакцию; 3) показатель восста­новления (recovery quotient), представляющий собой соотноше­ние двух предыдущих показателей и указывающий на скорость восстановления энергии в организме.


Конечно, это весьма приближенный подход к оценке уровня бодрствования. Он не учитывает других существенных момен­тов этого чрезвычайно сложного процесса, и прежде всего то обстоятельство, что мозг способен контролировать приток раз­дражителей и интенсивность двигательной деятельности, а тем самым и уровень собственной активности. Не учитывается и то, что наличие некоторого оптимального уровня нервной активно-


' См.

Крауклис А. А.

Саморегуляция высшей нервной деятельности. Рига, 1964.

сти является обязательным условием нормальной работы меха­низмов головного мозга. Недооценивается роль расслабления скелетных мышц и режима дыхания в регуляции уровня бодр­ствования, а кроме того, не принимается во внимание еще одно условие: у человека нервное равновесие поддерживается не только посредством биологической и психической активности; важнейшим фактором саморегуляции психического тонуса че­ловека является его социальная деятельность во всех ее много­образных проявлениях.


Исследуя комплексный характер ответных реакций организ­ма на различные воздействия, А. А. Крауклис установил, что любая ответная реакция включает в себя первичные и вторич­ные приспособительные эффекты. Первичные представляют собой непосредственный ответ на конкретное воздействие, вто­ричные же вызывают неспефицическую реакцию — изменение общего уровня бодрствования организма, и являются основны­ми механизмами, обеспечивающими условнорефлекторную са­морегуляцию уровня общей активности бодрствующего орга­низма Выявлено несколько типов такого рода саморегуляции.


Первый из них осуществляется посредством усиления дви­гательной активности. «Отреагирование» такого типа встреча­ется, например, в тех случаях, когда взволнованный человек буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит, стремится «излить душу» в разговоре даже с посторон­ним человеком.


Второй тип саморегуляции реализуется с привлечением до­полнительного притока в мозг нервной импульсации. Сюда мож­но отнести такие распространенные средства тонизирования, как физическая нагрузка, воздействие на органы чувств, рецеп­торы кожи (музыка, холодный душ, массаж и т. п.). Таким обра­зом, если в первом случае саморегуляции имеет место отвод избыточной нервной энергии от мозга, то во втором специально продуцируется дополнительная нервная импульсация, необхо­димая для тонизирования мозга.


Н
1 См.: Обмен веществ и питание. Рига. 1962. С. 85;

Крауклис А. А.

Саморегу­ляция высшей нервной деятельности. Рига, 1964. С. 281.

аконец, третий тип саморегуляции характеризуется ис­пользованием условных (привычных) сигналов, сочетавшихся


ранее с определенным уровнем бодрствования и потому вызы­вающих его привычным образом. Так, высокая продуктивность работы связывается с дружественной обстановкой в коллекти­ве и т. п. Все три типа саморегуляции высшей нервной деятель­ности взаимосвязаны и взаимообусловлены, вызывают, поддер­живают или ослабляют друг друга.


Установлено также, что высокий уровень бодрствования мозга обеспечивает большую полноту анализа и синтеза воспри­нимаемой информации, лучшее использование накопленного опыта, а значит, и формирует более точные ответные реакции. В этих условиях текущая деятельность организма наиболее пол­но соответствует не только наличной ситуации, но и ее вероят­ным изменениям в ближайшем будущем.


^ Рассмотрим теперь подробнее каждый из трех перечислен­ных механизмов саморегуляции уровня бодрствования и осо­бенности их проявления в поведенческих реакциях.


1. Саморегуляция посредством «отреагирования» исполь­зует соотношение между активностью задержанной, т. е. цир­кулирующей в мозгу, и активностью, выходящей из мозга. Если количество выходящей из мозга импульсации больше поступа­ющей, напряжение психической деятельности уменьшается. Наоборот, если соотношение между задержанной импульсаци-ей и импульсацией, выходящей из мозга, отклоняется в сторону задержки, напряжение уровня бодрствования возрастает. Это, в свою очередь, уменьшает приток внешней информации в цент­ральную нервную систему и тем самым предотвращает перевоз­буждения организма. Такая циклическая нервная активность представляет собой основное условие для осуществления всех основных функций мозга. Она объединяет деятельность мозга в пространстве и во времени, обеспечивает отсчет времени, обра­зование кратковременной и оперативной памяти. Другими сло­вами, циркулирующая, т. е. задержанная в мозгу, активность является основой непрерывности психической деятельности и деятельности организма в целом. Охранительный характер дви­гательного «отреагирования» подтверждается тем обстоятель­ством, что человек в подавляющем большинстве случаев спосо­бен волевым усилием ослабить или подавить вторичные двига­тельные приспособительные реакции...


2. Саморегулация посредством изменения притока нервной импульсации носит несколько иной характер. Если первый тип саморегуляции включается в действие для того, чтобы устра­нить функциональные сдвиги, уже сформировавшиеся в цент­ральной нервной системе, то второй тип саморегуляции призван предотвращать возможное психическое перенапряжение.


В физиологии установлена исключительно важная роль ске­летной мускулатуры как мощного источника нервной импуль­сации, поступающей в мозг и способной в широких пределах изменять его уровень бодрствования. В свою очередь, высшие отделы центральной нервной системы весьма тонко регулиру­ют поток нервных импульсов, идущих к мозгу. При этом мышеч­ное напряжение, «энергизируя» центральную нервную систему, способствует улучшению работы органов чувств. Избыточное мышечное напряжение формируется во всех случаях, когда, не­смотря на усталость, человек вынужден выполнять тонко коор­динированную работу. Есть категория людей с невысоким пси­хическим тонусом, которые в беспокойной, шумной обстановке работаю лучше, чем в спокойной. Предполагают, что в этих слу­чаях легкий дискомфорт деятельности приводит к дополнитель­ному мышечному напряжению, повышающему уровень бодр­ствования мозга, а следовательно, и продуктивность деятель­ности.


Естественно, что мышечное расслабление, лишая мозг сти­мулирующей импульсации, приводит к снижению уровня бодр­ствования. Как известно, наибольшее расслабление скелетных мышц происходит во сне, причем в этом случае степень мышеч­ной расслабленности, как правило, коррелирует с глубиной сна. Именно поэтому у людей, не выработавших способности устра­нять остаточное мышечное напряжение, сформировавшееся в течение рабочего дня, обычно имеет место трудное засыпание или наблюдаются другие нарушения ночного сна.


^ В
1 См. например:

Ройтбак А. И.

Биоэлектрические явления в коре больших полушарий. Тбилиси, 1955.

торым звеном в системе, саморегуляции психического на­пряжения посредством изменения притока нервной импульса­ции является режим дыхания. В работах советского физиолога А. И. Ройтбака' было показано, что нервные импульсы из дыха­


тельного центра распространяются по специальным нервным путям на кору мозга и весьма существенно влияют на ее тонус: вдох — повышает, а выдох — снижает его. Стало понятным, почему максимального физического усилия человеку удается достичь именно в момент задержки дыхания на вдохе. Следова­тельно, тип дыхания, при котором вдох производится в замед­ленном темпе, а выдох — быстро и энергично, тонизирует нерв­ную систему и повышает уровень бодрствования.


3. Саморегуляция психического тонуса посредством измене­ния внешних условий является, пожалуй, наиболее известным способом коррекции самочувствия и состояния. Она включа­ет многочисленные формы воздействия человека на внешние условия, которые посредством обратных связей, в свою очередь, оказывают стимулирующий или же тормозной эффект на пси­хическую деятельность. Сюда относятся все виды церемониаль­ного поведения людей перед наступлением важных и ответ­ственных событий. История обрядов со времен первобытного человека до наших дней дает огромное число примеров важнос­ти такого рода регуляции состояний.


Состояния монотонии и пресыщения


Е. П. Ильин


^ ОБЩНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ СОСТОЯНИЙ МОНОТОНИИ И ПСИХИЧЕСКОГО ПРЕСЫЩЕНИЯ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1



Статья в сборнике «Психические состояния. Межвузовский сборник». Л., 1981. С. 43-49.

Монотонность труда, проявляющаяся все в большей мере вслед­ствие внедрения в производство конвейерной,полуавтоматизи­рованной и автоматизированной систем, вызывает серьезную


озабоченность психологов труда. На ряде всесоюзных совеща­ний, посвященных этой проблеме, были вскрыты существенные методологические слабости в изучении этого вопроса. Вместо изучения механизмов, критериев и стадиальности развития определенных состояний при монотонной деятельности боль­шинство исследователей по-прежнему фиксируют различные показатели, характеризующие психомоторные и вегетативные функции на протяжении рабочего дня, причем срезы делаются не тогда, когда у рабочих появляются первые ощущения диском­форта, а по установившейся традиции — в середине первой по­ловины рабочего дня, до обеда, сразу после него и в конце рабо­чего дня. В других случаях срезы делаются через каждые 1 — 2 часа работы. Такой подход оправдывает себя в определенной мере при изучении динамики работоспособности, но не адеква­тен при изучении состояний, возникающих в процессе работы. Практически все сводится к установлению изменения изучае­мых функций и к суждению на основании этих изменений о сте­пени тяжести или напряженности труда. Состояния же остают­ся не выявленными, тем более что субъективные их признаки (переживания скуки, отвращения, усталости и т. п.), как прави­ло, не фиксируются. А без них судить о том, какие конкретно в данный момент развиваются состояния, чрезвычайно трудно.


С самого начала изучения проблемы монотонии мы отказа­лись от этого традиционного подхода. Решения ряда практичес­ких и научных задач требовало установления начала развития состояний, возникающих при монотонной работе. В качестве критерия начала развития состояний мы выбрали переживание человеком безразличия к работе, апатии, скуки, наступающее при истечении определенного рабочего времени. Естественно, что этот субъективный критерий требовал объективного под­тверждения, т. е. изменения в определенном направлении ряда психических и физиологических функций. В поисках этих кри­териев важно было с самого начала придерживаться какой-либо гипотезы о механизмах развития состояния монотонии. Когда мы приступали к исследованиям, в отечественной литературе господствовала точка зрения, что состояние монотонии являет­ся следствием быстрого нервного истощения, развития запре­дельного торможения в работающих нервных центрах (при фи­


зической деятельности — в двигательных). Авторы исходили при этом из предположения И. П. Павлова, что долбление по­стоянного раздражителя в одни и те же нервные клетки приво­дит к развитию в них запредельного торможения. При таком подходе тормозные явления, сопутствующие состоянию моно­тонии, нужно было искать прежде всего в двигательных цент­рах. Однако имеющиеся к тому времени экспериментальные данные противоречили этому объяснению механизмов развития состояния монотонии: вместо ожидаемого удлинения времени простой сенсомоторной реакции было выявлено ее укорочение, что никак не свидетельствовало о развитии торможения в дви­гательных центрах, а наоборот, заставляло думать об усилении в них возбуждения. В то же время сложная сенсомоторная ре­акция замедлялась. Налицо была явная диссоциация в направ­ленности изменений нервных процессов на разных уровнях ЦНС. В связи с этим нами было выдвинуто предположение, что при развитии состояния монотонии усиление торможения (сни­жение активации) касается высших психических уровней, свя­занных прежде всего с мотивацией, с эмоциональным реагиро­ванием на выполняемую работу. На других же уровнях, в том числе и на двигательном, сдвиги активации могут носить даже противоположный характер.


Проверка этой гипотезы была осуществлена Н. П. Фетис-киным. Выбрав в качестве модели физическую деятельность (работа на велостанке в лабораторных условиях, выполнение операции штамповки рабочими прессового производства Волж­ского автомобильного завода, работа спортивного характера — гребля в бассейне и т. п.), Н. П. Фетискин показал разно-направленность изменений показателей, относящихся к разным уровням управления деятельностью человека. Было установле­но, что время сложной сенсомоторной реакции в момент жало­бы испытуемых на апатию, скуку, сонливость увеличивается, а время простой реакции либо остается неизменным, либо даже - укорачивается. Это свидетельствует о том, что на одном уровне ЦНС развивается торможение, в то время как на другом (двига­тельном) возбуждение может увеличиваться. Измерение сдви­гов баланса между возбуждением и торможением на двух уров­нях (эмоционально-мотивационном — «внешний» баланс и на


двигательном — «внутренний» баланс) подтвердило это. В то время как по «внешнему» балансу наблюдался отчетливый сдвиг в сторону торможения (речь идет именно о сдвиге, а не о том, что у всех возбуждение, например, сменялось торможени­ем), по «внутреннему» балансу наблюдался явный сдвиг в сто­рону возбуждения. Рост активации в двигательных центрах под­тверждался и другими данными — увеличением (при жалобах на скуку) мышечной силы и произвольного темпа движений. Все эти данные подтверждали выдвинутую нами гипотезу и опровер­гали прежнюю точку зрения о развитии торможения в двига­тельных центрах при физической работе. В дальнейшем выдви­нутая гипотеза получила подтверждение и в других исследова­ниях. Было выявлено также, что при жалобах испытуемых на апатию и скуку снижаются (по сравнению с уровнем, достигну­тым в период врабатывания) показатели вегетативных функций: пульс, артериальное давление, потребление кислорода и энер­готраты, рассчитанные на кг веса испытуемых, а также КГР. Это свидетельствует о том, что при развитии состояния монотонии баланс между симпатической и парасимпатической регуляцией изменяется в сторону усиления последней.


После получения этих данных встала задача их упорядоче­ния, нахождения смысла описанных выше изменений в рамках формирования функциональной системы как реакции на дей­ствие монотонного фактора. В итоге возникла схема (рис. 7.1), отражающая изменения, происходящие в различных функцио­нальных подсистемах при развитии состояния монотонии, а так­же связи и взаимообусловленность этих сдвигов.


Ведущим признаком является снижение психической актив­ности, что выражается эмоционально в потере интереса к рабо­те, нейродинамически — в сдвиге «внешнего» баланса в сторо­ну торможения, психодинамически — в снижении внимания, что приводит к увеличению времени сложной зрительно-мотор­ной реакции за счет увеличения времени «центральной задерж­ки», вегетативно — в усилении парасимпатических влияний (урежения частоты сердечных сокращений и т. п.). Очевидно, эти изменения не обходятся без участия ретикулярной форма­ции как одной из систем активации, что предполагал еще В. Хак-кер. Однако снижение психической активности мозга на фоне


^ Монотонная работа



Снижение уровня психической активности


(+)


Блок саморегуляции


Т(+Г

Эмоции


Нейродинамика


Увеличение моторной активности



^ Безразличие, апатия, скука сонливость


Сдвиг в сторону торможения по «внешнему» балансу


Увеличение мышеч­ной силы, увеличение произвольного темпа работы,укорочение времени простой реакции



^ Психические функции


Снижение внима­ния, увеличение времени «центра-| льной задержки» и времени слож­ной реакции


Вегетатика


Усиление пара­симпатических влияний уре-жение пульса, снижение ар­териального давления, снижение энергозатрат


Нейродинамика


Сдвиг в сторону возбуждения по «внутреннему» балансу




Рис. 7.1.

Схема развития состояния монотонии как системной реакции

продолжающейся деятельности вступает в противоречие с за­дачей, которую призвана решать функциональная система, орга­низованная для выполнения данной работы. Это приводит к включению блока саморегуляции, который усиливает двига­тельную активность, возможно, посредством другой системы активации — лимбической. Рост двигательной активности при­водит к увеличению потока проприорецептивных импульсов в кору головного мозга. Тем самым системами саморегуляции предпринимается попытка хотя бы частично повысить уровень психической активности. Происходит саморегуляция по второ­му типу, т. е. посредством усиления афферентного потока с ре­цепторов к центрам.


Конечно, предлагаемая схема обща и не затрагивает конкрет­ные морфофункциональные образования головного мозга. Од­нако она дает возможность рассматривать многообразные изме­




нения психологических и физиологических функций с единых теоретических позиций и устранить возникающие при изолиро­ванном рассмотрении каждого показателя противоречия в трак­товках наблюдаемых сдвигов.


Например, укорочение времени простой реакции обычно рассматривается как благоприятный признак, свидетельствую­щий о повышении работоспособности испытуемого. Зная же, что у человека развивается состояние монотонии, укорочение времени реакции нужно рассматривать уже с негативных пози­ций, как один из признаков возникшего неблагоприятного со­стояния.


Наряду с описанными выше сдвигами, характеризующими синдром состояния монотонии, в проведенных в нашей лабора­тории исследованиях наблюдались случаи с противоположны­ми изменениями в мотивационной и двигательной сферах, а именно — переживание испытуемыми чувства отвращения к выполняемой работе, которое сопровождалось укорочением времени сложной зрительно-моторной реакции за счет укоро­чения времени «центральной задержки» и увеличением возбуж­дения по «внешнему» балансу. Кроме того, при этих сдвигах из­меняется в противоположную сторону и частота основного тона речи: если при развитии состояния монотонии она снижается, то при обратном состоянии она повышается. Таким образом, в этом случае мы имеем дело с состоянием, характеризующимся повышением психической активности человека сверх нормы. Это дает основание рассматривать его как состояние психиче­ского пресыщения. Оно характеризуется некоторым уменьше­нием двигательной активности, что следует рассматривать как один из способов саморегуляции — уменьшение афферентного потока с мышц в ЦНС, где возбуждение и без того велико. Прав­да, вегетативные сдвиги при развитии состояния психического пресыщения остаются такими же, как и при состоянии моното­нии — усиливается парасимпатическое влияние. Объяснение этому факту пока найти трудно.


Состояние психического пресыщения может сменять состо­яние монотонии, если монотонная деятельность не прекраща­ется длительное время. Есть также основания полагать, что пси­хическое пресыщение может развиваться и самостоятельно, без


предшествующего развития состояния монотонии. Какое состо­яние появится при монотонной работе, определяется во многом типологическими особенностями нервной системы испытуе­мых.


Все эти данные были получены нами при выполнении испы­туемыми физической деятельности. Возникае'т вопрос: насколь­ко представленная выше схема соответствует результатам, по­лученным при исследовании других видов монотонной деятель­ности человека, например перцептивной.


В качестве перцептивной деятельности нами использова­лись корректурные таблицы Анфимова. Время работы, которая состояла в зачеркивании определенной буквы, не ограничива­лось и зависело от того, когда испытуемый начинал жаловаться на то, что ему работа надоела. Как правило, работа продолжа­лась 30-40 мин, в отдельных случаях — 60-90 мин. У испытуе­мых до работы, после врабатывания и при жалобах измерялись те же показатели, что и при физической работе.


Как и раньше, в проведенном исследовании выявились две группы испытуемых, в одной из которых наблюдались сдвиги, соответствующие состоянию монотонии, а в другой — состоя­нию психического пресыщения. Результаты сравнения этих изменений по аналогичным показателям при сенсорной и физи­ческой деятельности приведены на рис. 7.2, 7.3 и 7.4. Как вид­но, направленность изменений одинаковых показателей одно­типна как при физической, так и при перцептивной деятельно­сти, что дает основание говорить об общности механизмов развития этих состояний независимо от выполняемой деятель­ности. Различие заключается в величине сдвигов: при перцеп­тивной деятельности они меньшие, чем при физической работе.


В заключение отметим, что изложенная картина развития возникающих при монотонной работе состояний монотонии и психического пресыщения в реальных условиях профессиональ­ной, учебной и спортивной деятельности может осложняться наличием других факторов и возникающих состояний (в част­ности, утомления). В «осложнении» описанной картины могут принимать участие прежде всего условия деятельности и сам характер работы: отсутствие афферентных стимулов, работа




510 500 490 480 470 460 450 440 430 420 410 280' 270 260 250 240 230


К 190 180 170 160 150 140 -


/




Фон Врабат. Монот.


Фон Врабат. Пересыщ.



Рис. 7.2.

Изменения сенсомоторных показателей (времени сложной реакции ВРсл, времени простой реакции ВРп[> и центральной задержки) в состояниях монотонии (слева) и психического пресыщения (справа) при выполнении раз­личного вида работы.
По вертикали — время, мс, по горизонтали ■— точки измерения. Сплошные кривые — данные при физической работе, пунктирные — данные при перцептивной деятельности. Столбиками показано время «центральной задержки» при перцептивной деятельности.



6,0 5,5 5,0


\


.* 4,0 с;


I

3.5


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.