.RU

Положение единственного ребенка - II. половая социализация и подготовка к браку 28


^ Положение единственного ребенка


Дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одно­временно самым старшим и самым младшим, он соответственно об-
ладает и чертами старшего ребенка, и сохраняет до зрелости детские черты. По мнению Адлера, позиция единственного ребенка уникаль­на—у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство наряду с особой чувствительнос­тью к материнской заботе часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он долго находится под контролем матери и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной осо­бенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средо­точием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ре­бенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате, по мнению Адлера, у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстни­ками.
С другой стороны, благодаря своему особому положению в семье, единственный ребенок ожидает и легко принимает помощь от других (в отличие от старшего, который не нуждается ни в чьих советах неза­висимо от своей компетентности), хорошо переносит одиночество и обладает высоким уровнем самооценки (вполне заслуженно).
В связи с тем, что на единственного ребенка возлагаются все на­дежды родителей (а в современных условиях порой на одного ребенка приходится по 6—8 взрослых из числа ближайших родственников), он обычно отличается в школе, удачлив в жизни и в большинстве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рож­дения). Характерная черта именно единственных детей — стремление к совершенству, доходящее иной раз до крайностей (перфекциона-лизм). Они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.
Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка за­ключаются в том, что он не привык к сложностям других индивидов, поэтому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве. Это не означает, по утверждению Ричардсона, что они не любят других людей, скорее они предпочитают собственную компанию.
Преимущество в формировании единственного ребенка — множе­ство взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и образованием (кстати, и финансовым содержанием, что также нема­ловажно). Можно сказать, что это наиболее современный вариант, «со-
циальная норма»; однако при такой норме на смену двум взрослым приходит один. Человечество в лице европейцев не растит себе смену для старости, рассуждая: «Я себе заработала пенсию», не думая о том, что материальные ценности сами по себе не обеспечат ни продоволь­ствия, ни социальных слуг, если не будет людей, которые их реально (трудом) обеспечат для пожилых и старых людей. Проблема решается миграцией из зон (стран) с высокой рождаемостью, но это создает еще больше проблем. (Для сравнения — доля детей до 15 лет в общей чис­ленности населения в Европе — 19%, в то время как в Африке — 44%, в Азии — 32% (данные на 1993, Крайг Г., 2002).

Близнецы


У близнецов существует определенное своеобразие в развитии и от­ношениях с другими людьми. Близнецы, если в семье нет других де­тей, объединяют в себе характеристики младших и старших детей сво­его пола. В семьях, где родители подчеркивают, что один ребенок родился раньше другого (на несколько часов) или в семьях с гетерози­готными близнецами один может принять на себя роль старшего. При этом могут сформироваться очень разные черты характера: «старший» близнец может быть очень серьезным, «заорганизованным» и в даль­нейшем одиноким, а «младший» — легкомысленным, активным, бес­печным.
Все близнецы, как правило, необычайно близки друг к другу и, если они одного пола, часто действуют как один. По словам Ричардсона, они слишком во многом являются отдельной маленькой командой. Братья, сестры или одноклассники мало способны влиять на них. Им бывает трудно покинуть друг друга для устройства своей личной жизни.
Даже близнецы разного пола разделяются с большим трудом, хотя у них есть то преимущество, что они привычны к близким отношени­ям с противоположным полом. Близнецы же одного пола разделяются с наибольшими трудностями. Они могут любить одного человека или поддерживать общую дружбу без всяких конфликтов, поскольку мыс­лят о себе как об одном человеке.
Так, в различных жизненных ситуациях в общении с другом, если уходит один из близнецов, то уходит и второй.
Близнецы проявляют свойства тех детей по порядку рождения в се­мье, к позициям которых они наиболее близки. Например, мальчики-близнецы в семье, состоящей преимущественно из девочек, будут во
многом походить на младшего брата сестер. Девочки-близнецы, име­ющие старшую сестру, ведут себя как младшие сестры — могут быть несколько капризны и у них нет опыта заботы о младших, что очень заметно в общении с младшими детьми.
Считается, что близнецы показывают самые низкие результаты по сравнению с детьми, занимающими другую позицию по порядку рож­дения. Это, возможно, объясняется тем, что они постоянно оказывают влияние друг на друга и на каждом этапе жизни показывают сходные результаты. Они меньше других детей стремятся учиться у старших де­тей, учителей или родителей. Следует заметить, что и индивидуального внимания от старших близнецам может быть оказано как минимум в два раза меньше, чем, например, единственным детям.

^ Влияние интервалов между рождением детей


Необходимо подчеркнуть, что большое значение имеет длительность
интервалов между рождениями детей. Так, если в семье растут двое де-
тей-погодков (с разницей до двух лет), то у них особенности старшего
и младшего детей будут выражены очень слабо, они не успели осознать
разницу в отношении родителей. Старшему ребенку в этом случае не
приходилось играть роль «опекуна» младшего, заботиться о нем. Если
при этом дети разного пола, то в психологическом смысле и младший ребенок для родителей — «первенец», первый психологический ребенок, например первый сын. В этом случае часть закономерностей, относящихся к первенцу (а именно то, что его развитие — снова для матери и отца открытие нового), касается и второго ребенка другого пола
(так как развитие и воспитание младенца-мальчика после опыта вос­питания девочки — новое для родителей).
Те же закономерности возможны и в семье с несколькими детьми,
где дети растут «парами» (мальчик—девочка). Пример этому — семья4
Ульяновых, в которой было как бы три пары: старшие дети: Аня и Саша
средние: Володя (будущий вождь революции в России) и младшие —
Митя и Маняша (Мария), которых вся семья воспринимала как ма­леньких до старости.
Разница между детьми в 4-5 лет по-своему сложна, поскольку к старшему ребенку в этом случае уже предъявляются следующие тре-' бования: «Ты старше, уступи», «Как тебе не стыдно, ты же большая»;'* в то время как этот ребенок сам еще мал. У старшего в этом случае фор­мируется своеобразная «усталость» от младших детей — ему нередко!
приходится оставаться с маленьким дома или забирать его из детских учреждений, и первенец с детства очень рано взрослеет. Часто в этом случае у старшего может проявляться ревность, зависть к младшему или внутренняя агрессивность по отношению к нему. В особенности так происходит при неумелом подходе родственников: «Ей конфетку, она маленькая». Старшего, особенно если это сын, могут наказывать при конфликтах с младшим ребенком, не разбираясь, в чем дело. Млад­ший ребенок, видя свою безнаказанность, может становиться прово­катором.
При разнице между сиблингами около 10 лет возможны два вариан­та развития отношений между ними и формирования их личности. Сле­дует помнить, что в этом случае первенец долгое время воспитывается как единственный ребенок (в его развитие вкладывается очень много материальных и духовных сил семьи, часто нескольких поколений, он является средоточием внимания нескольких взрослых — не только ма­тери и отца, но и бабушек с дедушками). По выражению западных пси­хологов, он долгое время не бывает травмирован появлением младшего ребенка, находит свою «нишу» в среде сверстников и друзей. При появ­лении младшего у старшего есть уже свои интересы и он оказывается в некоторых случаях абсолютно индифферентен к младшему.
В нашей стране распространен и другой вариант становления де­тей в семье при разнице в возрасте около десяти лет. При занятости матери на работе (особенно если нет отца) на старшего сиблинга ло­жится вся тяжесть забот о младшем — посещение детских садов, школ и т. п. «Она выросла на моих руках», — говорит, уже будучи взрослой, старшая сестра о младшей. Матери таких детей обычно оправдывают такую ситуацию словами: «А что было делать?» (ссылаясь на свою за­груженность работой). В этом случае у первенца (особенно девочки) формируются черты старшего в резкой, даже чрезмерной форме — это во взрослом состоянии очень ответственный, серьезный, норматив­ный, несколько скучный человек, может выглядеть (из-за своего по­ведения) старше своих паспортных лет. Как ни странно, при такой фактической личностной зрелости, старшей дочери в этом случае ока­зывается сложнее устроить свою личную жизнь, вступить в брак. У жен­щин, бывших старшими в родительской семье, иногда отмечаются слу­чаи позднего рождения детей (осознанно из-за накопившейся с дет­ства усталости от забот о младших сиблингах или даже в форме временного бесплодия).
При существенной разнице (15-20 лет между сиблингами) старший ребенок фактически вырастает как единственный. В многодетных се-
мьях, особенно раньше (до революции и в советские десятилетия) стар­ший ребенок часто играл родительскую роль из-за большой загружен­ности матери уже чисто хозяйственными обязанностями.
В современных условиях такая разница между детьми в семье бы­вает часто в двухдетных семьях, обычно дети бывают от разных бра­ков. Старший может быть уже «в эшелоне родителей», играть роль дяди (тети) — дарить подарки, баловать, но взаимодействие между сиблин­гами незначительное, редкое. У старшего брата (сестры) может быть уже своя жизнь (например, старшему — двадцать, а младшему — три года), свои интересы вне дома.
Если дети родились от одного отца, рождение позднего ребенка
может играть роль стабилизатора брака, придать отношениям между
супругами новый смысл. То же может быть справедливо и при повтор­
ном браке. При этом поздний ребенок снова растет фактически как
единственный, уже при пожилых родителях (40 и более лет, так что к
моменту окончания им школы мать может быть уже пенсионного воз­раста). Воспитание такого ребенка — особая тема исследований, но
несомненно то, что в этом случае присутствует большая осознанность,
осмысленность в уходе за ребенком у родителей на базе уже имеюще­гося опыта в воспитании первенца, родители больше стараются. Од­нако сил у родителей (матери) уже гораздо меньше, чем при воспита­нии старшего (в молодости многое делается играючи, между работой,
учебой и другими занятиями, да и, как правило, помогают родствен­ники старшего возраста). Поэтому воспитание младшего позднего peбенка дается с большим трудом, с большими переживаниями.
Современные психологи оценивают влияние статуса сиблинга на
развитие личности каждого ребенка несколько более скептически, чем
предыдущие поколения психологов. Крайг отмечает, что фактически
не существует таких индивидуальных особенностей, которые зависе­ли бы только от порядка рождения (2002). Какая-то часть личного опы­та связана с порядком рождения, в то время как другая его часть, свя­занная с болезнью, изменением финансового положения семьи, пере­менами в отношениях со сверстниками в школе, не имеет никакого
отношения к порядку рождения (Bower, 1991).
Различия в величине интеллекта, в основе которых лежит порядок рождения, выражены лишь в виде слабой тенденции. У первенцев IQ (коэффициент интеллектуального развития) выше, чем у вторых де­тей; у вторых IQ выше, чем у третьих, и т. д. (Zajonc, Markus, 1975). Различия невелики, но выглядят убедительно, считают Хьелл и Зиг-лер. Зайонц создал для объяснения этой закономерности так называв-
мую «модель слияния», согласно которой интеллектуальное развитие каждого человека зависит от количества интеллектуальной стимуля­ции, полученной в детстве. Первенцы выигрывают, так как они живут первоначально в «обогащенной» интеллектуальной среде из двух взрос­лых, каждый из следующих по порядку рождения детей получают все меньше внимания.
Крайг замечает, что гораздо большие и стойкие различия проявля­ются при учете размера семьи. Чем больше детей в семье, тем ниже коэффициент их интеллекта и тем реже они заканчивают высшие учеб­ные заведения. Отмечается, что такое соотношение сохраняется даже при контроле таких факторов, как структура семьи (полная семьи или нет) и ее доход (Blake, 1989).
Другие исследователи утверждают, что структура семьи и ее доход в значительной степени влияют на коэффициент интеллекта и дости­жения детей — даже в большей степени, чем порядок рождения и чис­ло детей (Ernst, Angst, 1983).

Роль социализаторов в развитии детей


Мы полагаем, что наиболее важной составляющей, касающейся величины семьи и числадетей, является соотношение детей и тех взрос­лых, которые заботятся о них, развивают и воспитывают. Если вспом­нить исторически недавнее прошлое — XIX век, то можно заметить, что в привилегированных слоях общества (дворянства и высшей арис­тократии) многодетность не мешала высокому уровню образования выходцев из этих семей. Каждый ребенок обогащался интеллектуаль­ным, эмоциональным и, прежде всего, нравственным опытом несколь­ких взрослых из разных слоев населения — родителей и прародите­лей, гувернеров и учителей, дядек (воспитателей) и няни (не считая обслуживания быта — повара, горничных, конюхов, дворников и т. д., а также материального обеспечения трудом крепостных). Так, прове­денный контент-анализ произведения С. Аксакова «Детские годы Баг­рова-внука» показывает, что, хотя в рассматриваемой семье было чет­веро детей (к концу повествования), это не являлось каким-то пре­пятствием для развития главного героя (будущего писателя), так как только на отрезке жизни с 5 до 12 лет в его судьбе принимали участие не менее восьми близких родственников (кроме матери и отца — еще два холостых дяди со стороны матери, бабушка и дедушка по отцу, не­замужняя тетка — сестра отца, дальняя богатая бездетная родственни-
ца — «благодетельница»), а также более пяти близких воспитателей-социализаторов: дядька, постоянно находившийся при мальчике, няня, горничная, два учителя, один из которых на лето приехал гостить в имение. Это не считая гимназических учителей и большого числа об­служивающего в чисто бытовом отношении персонала. Сходная ситу­ация наблюдалась и в отношении его сестры, хотя здесь сказывался «гендерный аспект» — число воспителей-социализаторов было не­сколько меньше. В результате общее число взрослых-опекунов и вос­питателей превышало число детей более чем вчетверо (17 взрослых, занятых только воспитанием и уходом за детьми и 4 детей).
В современной же городской нуклеарной семье число взрослых-«опекунов» также превышает число детей (иногда вчетверо), но уже засчет однодетности. (Кстати, современные семьи бессознательно и пытаются копировать стандарты социализации привилегированных слоев общества с большими затратами «персоналом» на ребенка.)
Если же в семье растут четверо детей, индекс соотношения взрослых и детей едва составляет единицу, при этом энергетическая, фи маисовая, временная нагрузка на взрослых оказывается очень большой.
В последние десятилетия в российских публикациях научного и популярного жанра подчеркиваются негативные аспекты социализа­ции детей в многодетных семьях. К таким моментам относят зан ижен-ную самооценку детей из многодетных семей: так, преимущественно хорошую оценку себе дают 21% девочек и 23% мальчиком и i много­детных семей (свыше 5 детей) по сравнению с31%и32%в контрольной группе. Авторы пишут о том, что дети из многодетных семей болеют немного чаще, чем в контрольной группе, среди них чуть больше пью­щих и иногда пробующих спиртное, при этом делается им иод о повы­шенном риске ухудшения здоровья для детей из семей с несколькими детьми. Отмечаются жилищные и материальные трудности — всего 23% девочек и 28% мальчиков из многодетных семей имеют свою комнату, тогда как в контрольном массиве (1—3-детных семей) чти цифры со­ставляют 31% и 50%, соответственно (Семья в кризисном обществе, 1993).
Авторы делают вывод о том, что подростки из многодетных семей прак­тически не имеют материальных и жилищных преимуществ, связанныхе жизнью в семье этого типа. Правильнее было бы говорить о дискримина­ции семей с несколькими детьми в аспектах: наличия жилья (существо­вание стардартных малокомнатных квартир, рассчитанных на семью с одним ребенком и отменой каких-либо льгот на получение жилья), фи­нансовом (содержание семьи из нескольких человек — с большой ижди-
венческой нагрузкой по существу одним кормильцем-отцом и отменой материальных пособий и льгот), медицинском (в связи с фактическим переходом на платное медицинское обслуживание, так как врачей-спе­циалистов, процедуры приходится оплачивать, а также отсутствию пре­имуществ в очередях для многодетных матерей. При этом не учитывает­ся, что матери пяти детей при прочих равных условиях необходимо тра­тить на получение номерков, ожидание приема в поликлинике в пять раз больше времени, чем матери, родившей одного ребенка).
К факторам, препятствующим развитию (взрослению) X. Ремшмидт наряду с другим (оскорбление взрослыми чувства собственного до­стоинства молодых людей) относит социально-экономические труд­ности, такие как недостаток питания, плохие жилищные условия, бед­ность, расовая дискриминация и целый ряд факторов того же поряд­ка, которые отрицательно влияют на развитие как в детстве, так и в период взросления (Ремшмидт X., 1994; с.166).
В то же время подчеркиваются и положительные стороны социа­лизации в семьях с несколькими детьми:

Заметим, что в отношении детности поведенческие аспекты ре­продуктивного поведения как бы следуют за состоянием сознания об­щества. Если в 1970-е годы в печати подчеркивались позитивные сто­роны рождения нескольких детей как для здоровья матери, так и для воспитания детей, например взаимопомощь, коллективизм и отрица­тельные — в воспитании единственного ребенка, то и трех-четырех-детная семья не была редкостью, а скорее один ребенок воспринимал-
ся с иронией: «Она у вас одна?» В последние тридцать с лишним лет многодетная семья в печати и в научной литературе рассматривается исключительно как отклонение от нормы, безответственность («Если родили, надо думать и о том, как прокормить»); и к настоящему вре­мени становится редкостью уже семья с двумя детьми.
Крайг указывает, что на процесс социального научения в дошколь­ные годы указывают влияние множество семейного факторов: стили родительского поведения, число детей в семье и возрастная разница меж­ду ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дис­циплинарного воздействия и др. Кроме того, на процесс социального научения дошкольников влияют структура и условия жизни семьи: пол­ная семья или нет; работают ли все члены семьи; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; живет ли семья в роскошном загородном доме или в перенаселенной городской квар­тире (Крайг Г., 2002).
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.