.RU

Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С эволюционной точки зрения материнство вариант родительской сферы поведения, присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих - 10


^ 33. Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность практической и психологической службы в образовательных учреждениях.


Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы, специальная документация; организационно-методическая документация.
3аконодательно-правовые акты и нормативные документы - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации. Перечень: международные (Конвенция ООН о правах ребенка); федеральные (Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»; Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. №124 Ф-З (изменения и дополнения от 20.07.2000г.);Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию «О введении должности психолога в учреждении народного образования»; Решение коллегии «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»; Постановление правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико¬-социальной помощи»; Письмо «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»; Приказ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением; Письмо «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от «О мероприятиях по развитию службыпрактической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003 г. г.Москва)
Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
Специальная документация
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
1)Выписка из медицинской карты, Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния. 2).Карта психического развития ребенка - совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. 3)Психологические заключения. отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка. 4)Выписки из психологических заключений и карт развития. Основной текст выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выво-ды.5)Протоколы обследования. 6)Протоколы коррекционных занятий, бесед. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
Закрытая документация, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

^ 34. Реализация основных видов деятельности практического психолога в образовательном учреждении.


Основными видами деятельности практического психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
1)Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям. Смысл: - знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; - популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;- формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; - знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;- достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении. Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.
Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.
Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитшвных сторонах и преимуществах ребенка, что позволяет последнему,достичь следующего: укрепить самооценку; поверить в себя и свои способности; избежать ошибок; пережить неудачи.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
2)Психопрофилактическая работа I уровень —первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами. II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Задача — преодолеть трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. (3 из 10) Вторич-ная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д. III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Психологическая профилактика предполагает: 1)ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей навозрастную ступень.
Консультативная деятельность . Психологическое консультирование - это специально организованная беседа психолога с клиентом (представителем школьной администрации, учителем, родителем или учащимся) для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию. Кроме информационных целей, на консультации могут также реализо-вываться психокоррекционные и психотерапевтические цели: нейтрализации болезненно-напряженного состояния клиента, успокоения, коррекции дефектов психического развития у детей и др. Консультации организуются с ограниченным числом лиц, связанных между собой профессионально-служебными взаимоотношениями (администрацией и учителями, учителями и учащимися), а также отношениями семейного характера (родителей и детей). Консультирование относится к методам индивидуальной психологической работы Воспитатели и учителя чаще всего обраща-ются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам; нежелание и неумение детей учиться;¦ эмоциональные, личностные нарушения;¦ конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми;¦ неэффективность собственных педагогических воздействий;¦ общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива;¦ пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся; ¦ методы профориентационной работы со школьниками. Родители:¦ как готовить детей к школе;¦ отсутствие интересов у детей, нежелание учиться;¦ плохая память;¦ повышенная рассеянность;
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.
Задача психодиагностики —дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям. Основными ее задачами считают следующие: ¦ контроль динамики психического развития детей и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их, установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особыеспособности;
¦ во-вторых, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

^ 35.Роль знания основ детского развития для деятельности практического психолога в образовательном учреждении


Личность - целостная психол структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. Формирование личности происходит под влиянием той деят-сти, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психол особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд). Поэтому общение со взрослыми — необходимое условие психического и личностного развития ребенка. Обучение должно быть ориентировано не на «зону актуального развития», т. е. не на то, что уже сложилось и составляет, «вчерашний день», а на «зону ближайшего развития» — на «завтрашний день». «Зона ближайшего развития» определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого.
Эффективность образования, а след-но, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психол закономерностей возрастного и индивид развития. Они задают перспективу их дальнейшего развития. Последнее зависит от того, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются. Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Цель деят-сти психолога в образовании – создание условий, благоприятствующих социальной ситуации развития всех субъектов образов процесса. В младенческом возрасте (до 1,5 года) ВВД – интимно-личностное общение с матерью, система соц отношений, отвечающей за развитие явл отношения с матерью, а также близкими родственниками. С 3-6 лет (дошкольное детство) ВВД-сюжетно-ролевая игра – первый соц опыт, в игре ребенок проживает разные роли. Система отношений в семье явл преобладающей в формировании психики, система отношений со сверстниками явл областью отражения характера отношений со взрослыми. От 6-9 лет (мл шк возраст) ВВд- учебная деят-сть (первая соц значимая деят-сть, которая имеет сц результаты). Система соц отношений, отвечающей за формирование психики явл отношения с учителем, в семье, со сверстниками. С 10-14 лет (подростковый возраст) ВВД-интимно-личностное общение со сверстниками (первый опыт-одиночество), отношения со взрослыми и сверстниками. Именно в дошкольном и школьном детстве наиболее четко прослеживаются взаимосвязи общения и развития таких сторон самосознания ребенка, как самопознание, самооценка, саморегуляция. С 15-17 лет (ранняя юность) ВВД-проф самоопределение, отношения в социуме с людьми разного возраста и разного соц положения. Далее у чел-ка на протяжении всей жизни данная система отношений.Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. В совр образ учр-ниях все еще недостаточно учитываются возрастные интересы и особенности детей — и в содержании и формах проведения игровой, учебной деятельности, и в организации воспит мероприятий, и, главное, в общении с детьми. Особенно много проблем возникает в так называемые переходные периоды. Согласно теории критических периодов детского развития (Выготский), каждый переходный (критический) период — результат перестройки соц ситуации развития, в основе которой лежит изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений и изменение его «внутренней позиции». Все переходные периоды имеют сходные симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям. Переходные периоды — очень ответственные этапы возрастного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психол новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень Понимание сущности и знания содержательной характеристики переходных периодов помогает создавать предпосылки для правильного учета возрастных психол особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса на разных его этапах. Особенности и сложности психического и личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте во многом обусловлены половым созреванием. У мальчиков и девочек в этот период формируется достаточно дифференцированная взрослость определенного пола. Быстрый физический рост и половое созревание производят заметные изменения во внешнем и внутреннем мире подростков, порождают острый интерес как к самим себе, так и к представителям другого пола; у них возникают новые ощущения, чувства, переживания, формируется потребность понять себя с этой точки зрения, появляются идеалы «взрослого мужчины», «взрослой женщины». Программы и методы учебно-воспитат работы в школе не предусматривают создания особой системы представлений ребенка, подростка о себе как человеке определенного пола, включающих специфические для мальчиков и для девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Однако сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, т.к. возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными.
Таким образом, при определ условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. И учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Образование имеет смысл только тогда, когда развивает способности каждого ребенка в различных областях знаний и деятельности. Достичь весьма высоких вершин личностной и профессиональной зрелости, очевидно, может каждый психически здоровый человек. Главное, чтобы человек прожил свое детство и юность полноценно с точки зрения психического развития. Это значит, что со дня рождения следует организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы у него были условия для полноценной реализации возможностей развития на каждом возрастном этапе. Это предполагает пробуждение интереса к познанию окружающего мира и собственную активность ребенка, включение его в ведущую для данного возраста совместную со взрослым деятельность, формирование психол новообразований, которые станут основой его дальнейшего позитивного индивид развития.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.