.RU

Ленинград «медицина» ленинградское отделение 1990 введение - 19


3. Ролевые характеристики. Ана­лиз ролевой структуры семьи вклю­чает: выявление функций, которые выполняет та или иная семья, при­вычные образцы поведения (роли), наличие навыков и умений, необхо­димых для выполнения роли, правила «приписывания» ролей членам семьи и, наконец, установление ответствен­ности за различные внутрисемейные события.
4. Четвертый аспект — аффектив­ная вовлеченность, объединяет груп­пу переменных, явно связанных с ис­следованиями школы V. Satir.
5. В центре пятого — характер мо­тивации, определяющий отношение индивида к семье, его привязанность к ней. Авторы модели диагностиче­ского анализа выделяют типы вовле­ченности, учет которых наиболее ва­жен в клинической практике, в том числе недостаточный уровень эмо­циональной вовлеченности в семью,
«нарцистическая» вовлеченность (в основе эгоцентризм, интерес к семье лишь постольку, поскольку она обес­печивает удовлетворение чувства тщеславия, укрепление самооценки), сверхвовлеченность (индивид эмоци­онально полностью слит с семьей, не­удача или разрушение семьи равно­сильные его гибели), симбиотическая связь (утрата индивидом способно­сти действовать и жить самостоя­тельно, полная зависимость в этом отношении от других членов семьи).
6. «Поведенческий контроль» — способ, каким семья оказывает вли­яние на поведение своих членов, регу­лирует его (ригидный контроль, хао­тический, гибкий и др.).
«Модель Мак-Мастерса» весьма популярна, она получила поддержку многих практиков. Знакомство с ней показывает, что она в состоянии удо­влетворить ряд практических потреб­ностей, возникающих при исследова­нии семьи. Она дает в руки психоте­рапевту программу первичного изу­чения семьи, может подсказать, что ему еще неизвестно, о чем у него не­достаточное представление. Трудно спорить с тем, что если психотерапевт собрал сведения о семье в соответст­вии с данной диагностической схе­мой, то к концу такого исследования он уже неплохо представляет себе семью.
В то же время еще многие важные диагностические проблемы остаются в данной схеме нерешенными:
1. Как соотносятся между собой рассмотренные группы характери­стик семьи? Какой взаимосвязи меж­ду нарушениями каждой из них мож­но ожидать?
2. Существуют ли аспекты, не включенные в диагностическую схе­му; каковы они и в каких случаях их нужно рассматривать?
Фактически выделение именно дан­ных сфер жизнедеятельности семьи отражает не столько важность, зна­чимость их в жизни семьи, сколько внимание, уделенное им представите­лями основных школ семейной психо­терапии.
Проблемный подход. В этом случае проблема отбора параметров, кото­рые должны быть в центре внимания, решается иным путем. Как врач, изу­чающий определенную болезнь, боль­ше всего интереруется совокупностью факторов, имеющих непосредствен­ное отношение к тому, что организм не справился с определенной нагруз­кой (вредностью), так и семейный психотерапевт, изучающий неблаго­получную в каком-либо отношении семью, прежде всего выявляет осо­бенности, определяющие неспособ­ность семьи справиться с психиче­ской нагрузкой. В схему диагности­ческого анализа семьи при этом включается метод выявления и изуче­ния типовых «слабых мест» семьи. Типичной является диагностическая схема, разработанная американски­ми психотерапевтами V. Tseng, J. Мс-Dermott (1979) — «трехосевая клас­сификация проблемных семей».
Нарушения развития семьи (пер­вая ось) — это совокупность трудно­стей, отражающих этапы развития любой семьи (первичная дисфунк­ция), связанная с трудностью уста­новления удовлетворяющих отноше­ний между супругами; проблемы, возникающие с появлением ребенка, с трудными этапами в его развитии, при уходе из семьи выросших детей и смерти близких. Это также ослож­нения и вариации развития семьи по этапам, семейные кризисы, связан­ные с оставлением семьи одним из супругов, с повторным браком; хро­ническая неустойчивость семьи в связи с частыми отъездами одного из ее членов.
Нарушение семейных подсистем (вторая ось): дисфункция в супру­жеских отношениях (нарушение взаимодополняемости, конфликт ин­тересов супругов, патологическая за­висимость одного из них); нарушения в подсистеме «родители — дети»; на­рушения в подсистеме «братья — сестры».
Третья ось схемы названа автора­ми нарушениями функционирования семейной группы. Она включает, во-
99
первых, нарушения интеграции от­дельных членов в семье (дезинтегра­ция семьи; патологически интегриро­ванная семья — случай, когда члены семьи вовлечены в несоответствую­щие им социальные роли; сверх­структурированная семья — при на­личии жесткой системы ролей, огра­ничивающих инициативу отдельного ее члена, и др.). Это, во-вторых, ряд нарушений во взаимоотношении семьи с окружающим миром (соци­ально изолированные семьи; семьи людей с отклоненным поведением).
Как уже говорилось, схема явля­ется «трехосевой», что означает со­отношение между проблемами каж­дой из трех групп, а именно возмож­ность совпадения в семье проблем основных групп, их взаимного усиле­ния.
«Трехосевая классификация» — самая интересная и наиболее после­довательная попытка применить про­блемный подход при диагностике семьи. Она вооружает исследователя четкой методикой выявления семей­ных проблем, а также методикой ана­лиза их соотношений. Однако мето­дика не лишена недостатков. Она настраивает семейного психотера­певта на поиск признаков определен­ных, описанных в рамках методики, проблем вместо того, чтобы анали­зировать структуру и функции семьи в целом. Такой подход чреват сме­щением интереса с целостного анали­за семьи на своеобразное симптома­тическое лечение отдельного се­мейного «органа».
Факторные модели семьи. К ним относятся диагностические схемы, основные параметры которых выяв­ляются путем факторного анализа. Факторный анализ — это метод ма­тематической статистики, дающий возможность «экономного описания» объекта, т. е. выявления таких харак­теристик объекта, которые позволяют получить максимально полную ин­формацию о нем. Выявляют эти пара­метры обычно следующим образом: дается возможно более полная ха~ рактеристика (с использованием са-
100
мых разных сведений) определенной группы объектов, например семей, а затем с применением математиче­ских процедур выявляется значитель­но меньшее число характеристик, которые в состоянии столь же полно описать те же объекты. Наряду с факторным анализом для выявления небольшого числа показателей семьи, способных полно охарактеризовать ее, применяются и некоторые дру­гие методы — метод главных компо­нент, таксономия, интуитивное вы­деление таких параметров [Айва­зян С. А. и др., 1974).
В качестве наиболее известного примера такого подхода опишем «круговую модель», разработанную D. Olson и соавт. (1979) — они выде­лили два семейных фактора, которые наиболее полно характеризуют лю­бую семью. Это семейное согласие (cohesion) и адаптируемость (adap­tability).
Семейное согласие — степень эмо­циональной связи между членами семьи. При максимальной выражен­ности этой связи члены эмоционально взаимозависимы. При минимальной выраженности имеет место далеко идущая эмоциональная автономия каждого члена семьи.
Семейная адаптируемость — ха­рактеристика того, насколько гибки или, наоборот, стабильны отношения в семье. Авторы полагают, что опти­мальным является некоторый проме­жуточный уровень стабильности. Каждая из этих двух глобальных характеристик семьи может иметь четыре степени выраженности: две умеренные и две крайние. Характе­ризуя адаптируемость семьи, авторы выделяют следующие степени: ригид­ная (крайне устойчивая), стандарх-ная (умеренно устойчивая), гибкая (умеренно неустойчивая), хаотичная (крайне неустойчивая). Точно так же четыре степени выделяются и в характеристике эмоциональной во­влеченности. Пересечение этих пере­менных (учитывая, что каждая сте­пень адаптируемости может соче­таться с любой степенью эмоциональ-
ной вовлеченности) дает 16 типов семей. Сочетание умеренных степеней выраженности дает 4 типа нормаль­ных семей. Например, гибкая и одно­временно эмоционально вовлеченная семья будет заметно отличаться от семьи стандартной и слабо эмо­ционально вовлеченной. Для первой более характерны спонтанные прояв­ления чувств, меньшая взаимная предсказуемость действий, «перепа­ды» эмоционального климата семьи, значительно большее разнообразие форм общения, в том числе взаимно­го проявления чувств, члены семьи легче находят контакт с детьми, луч­ше понимают их, им более присуще стремление к игровому, разнообраз­ному проведению досуга. Остальные 12 типов семей, представляющих со­бой сочетания крайних степеней вы­раженности основных характеристик или умеренной степени одной с край­ней степенью выраженности другой имеют тенденцию к нарушениям. Первоисточником нарушений в семье может оказаться любая из весьма многочисленных сторон ее жизни. Выход вышеуказанных основных или глобальных переменных за опреде­ленные рамки (повышенная ригид­ность отношений в семье, чрезмерная или недостаточная эмоциональная связь) может или вообще не иметь отношения к истинному источнику нарушений в семье, или просто ука­зывать на то, что в данной семье «не все в порядке», т. е. косвенно выявить целую цепь нарушений, воз­никших под воздействием первич­ного источника.
Интуитивная таксономия. При та­ком подходе выделяются определен­ные типы семей, содействующих воз­никновению нервно-психических рас­стройств. Эти типы выделяются, ос­новываясь прежде всего на интуиции, опыте работы с семьями, успехами в их коррекции.
Стало уже вполне привычным под­черкивать огромное значение опыта психотерапевта в семейной психо­терапии. Результаты исследований процесса и эффективности семейной
психотерапии дают значительный материал для подтверждения, в об­щем, простой истины, что в случае семейной психотерапии, как и в лю­бой другой сфере человеческой дея­тельности, опытный человек про­водит ее лучше, чем малоопытный новичок. Данные исследований эф­фективности семейной психотерапии подтверждают, что вне зависимости от принадлежности психотерапевта к той или иной школе возрастание его опыта ведет к повышению эффек­тивности психотерапии [Framo L., 19821.
Отсюда, во-первых, повышенное доверие к специалистам в области семейной психотерапии, имеющим значительный опыт, и, во-вторых, их доверие к себе, своей интуиции и опыту. На этой психологической основе и возникают многочислен­ные типологии семей, отражающие во многом интуитивные представле­ния ведущих специалистов в обла­сти семейной психотерапии.
Эти типологии содержат, как пра­вило, небольшое (не более 7) коли­чество семей. Каждый из типов со­провождается емким, обычно весьма ярким и хорошо опознаваемым опи­санием. Известные явления семейной патологии рассматриваются как ре­зультат принадлежности семьи к тому или иному типу. Диагностика семьи в значительной мере сводится к установлению того, к какому же типу данная семья относится.
Обосновывая эту типологию, ее авторы обычно ссылаются на значи­тельный опыт работы и большое чис­ло обследованных семей.
Примером такого подхода может быть типология, разработанная ис­следователями Института им. В. М. Бехтерева. «В основу исследова­ния,— пишет автор типологии,— положены наблюдения в процессе семейной психотерапии над 60 суп­ружескими парами, в которых как минимум один из супругов болен нев­розом... В процессе исследования мы пришли к выводу, что наиболее су­щественной и содержательной харак-
101
теристикой совместной деятельности супругов является стиль супруже­ских взаимоотношений. Под стилем понимается устойчивая совокупность свойств, присущих данному взаимо­действию на протяжении длитель­ного времени... При всем разнообра­зии индивидуальных стилей они, по нашим наблюдениям, могут быть условно сгруппированы в три основ­ных типа, которые мы обозначаем как «соперничество», «псевдосотруд­ничество» и «изоляцию» [Миши­на Т. М., 1978].
Отнесение семьи к тому или иному типу осуществляется неформализо­ванно, на основе учета соотношения значительного числа характеристик, в том числе мотивационных структур, составляющих содержательную сто­рону противоречия в совместной деятельности, способов компенсации, позволяющих паре устойчиво суще­ствовать, несмотря на наличие этого противоречия, обстоятельств, вызы­вающих декомпенсацию и др.
Другим примером такой «интуи­тивной таксономии» является типо­логия «семей, имеющих нарушения», разработанная ученым ГДР R. Wer­ner (1980). Им выделены, в частно­сти, динамическая (сверхподвиж­ная, характеризующаяся полным отсутствием устойчивости, опреде­ленности ритма жизни и взаимоот­ношений), неуверенная (с много­численными реакциями страха по отношению к окружающему миру, склонная к боязливому подавлению внутренних конфликтов, с ярко вы­раженной ипохондричностью),сверх­устойчивая (с доминирующим зна­чением в жизни семьи устоявшихся привычек, семейной рутины, устой­чивых и не изменяемых даже в слу­чае крайней необходимости способов поведения и общения), летаргиче­ская семья (ослабленность мотива­ционных сфер семьи, полное отсут­ствие инициативы, нежелание вкла­дывать силы в какую-либо сферу жизни, склонность при решении всех проблем идти по линии наименьшего сопротивления), демонстративная
102
семья (семья, полностью ориенти­рующая свою жизнь на создание определенного впечатления у со­циального окружения).
Интуитивная таксономия как под­ход к диагностике семьи имеет ряд важных преимуществ. Такой подход вообще характерен для начальных стадий изучения какой-либо сферы социальной действительности. Нуж­но напомнить, что именно интуитив­ное выделение типов ознаменовало начальный этап развития психоло­гии. Интуитивно создаваемые типо­логии сыграли большую роль в раз­витии психиатрии, особенно учения о психопатиях. Отталкиваясь от опи­саний типов «циклотимиков», «шизо-тимиков», «экстравертов», «интро­вертов» и т. д., исследователи разра­ботали позднее соответствующие, более строгие, психологические ха­рактеристики, создали научный ин­струментарий для их изучения и вы­явления.
Интуитивно выделенные типы помогают врачу или психологу тем, что активизируют его интуицию, столь важную для понимания семьи. Весьма положительную роль играют типологии в ходе семейного просве­щения и рациональной психотерапии. Знакомство с семейными типоло­гиями для многих людей является важным шагом в разрушении пред­ставления, основанного на здравом смысле, что все семьи психологически одинаковы (хотят одного и того же, боятся одного и того же, зависят от одних и тех же обстоятельств).
В то же время данный подход имеет и свои недостатки. Интуитивно выделенные типы, как правило, не соответствуют ряду требований науч­ной типологии. Так, чаще всего не соблюдается требование единства критерия. Один тип обычно выделя­ется по одним признакам, другой — по другим. Отсюда взаимное нало­жение типов, наличие многочислен­ных «смешанных вариантов». Диаг­ностические критерии типологий бывают, как правило, нестрогими. Правильность отнесения семьи к
тому или иному типу в значитель­ной мере определяется искусством психотерапевта.
Таким образом, в настоящее время существуют различные подходы к вы­бору направления семейного диагно­за, отбору круга характеристик, на которые должно быть обращено ос­новное внимание при поиске причин нарушений в семье. Каждый из этих подходов имеет свои положительные стороны и свои недостатки. Именно в установлении соотношений досто­инств и недостатков различных под­ходов нужно искать пути их рацио­нального использования.
Так, подход в духе «модели Мак-Мастерса» с ее подробным многосто­ронним обследованием семьи наибо­лее уместен в случаях, когда необхо­димо ее глубокое изучение и есть основание считать, что нарушены различные стороны ее жизнедеятель­ности, и, наконец (учитывая длитель­ность такого подхода и большую тру­доемкость), если есть необходимые условия для исследования. В про­тивоположность этому методы, осно­ванные на изучении главных харак­теристик, более приемлемы для опе­ративного изучения семьи. Проблем­ный подход применим в случаях, когда есть основания полагать, что нарушения в жизнедеятельности семьи связаны с неспособностью ее решить какую-то проблему, причем эти нарушения достаточно локализо­ваны, не охватывают семью в целом.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.