.RU

Бывало, мы спали, а отец проводил арати*. Динь-динь-динь, мы слышали звон колокольчика, просыпались и видели, как отец склоняется перед Кришной - 74


— Тебе нравится мой киртан?
— Да, — кивнула она, — очень.
— Это молитвы Нароттама-даса Тхакура, — сказал он. — Это не материальные звуки. Они пришли прямо из духовного мира. Здесь даже не обязательно понимать язык. Это как гром и молния. Каждый может услышать раскаты грома и всё прекрасно понять. Точно так же, звуки эти выше материи. Они гремят в вашем сердце, как гром. Почему бы тебе не приходить сюда каждый день, чтобы слушать, как я пою?
— Это было бы чудесно!
— Да, — сказал Прабхупада. — С сегодняшнего дня мы начнем записывать.
С тех пор каждое утро Прабхупада пел, а Пурушоттама и Ямуна приходили к нему в комнату и записывали его пение на магнитофон.
— Какой бхаджан Ваш самый любимый? — поинтересовалась Ямуна.
— А твой? — в ответ спросил Прабхупада.
— Молитвы «Шикшаштакам» Господа Чайтаньи.
— А мой любимый, — сказал Прабхупада, — «Хари хари випхале».
Он кратко пересказал по-английски содержание молитвы:
— «О, Господь Хари, я прожил свою жизнь бессмысленно. Я родился в теле человека, что случается столь редко, но не поклонялся Радхе и Кришне и потому сознательно пил яд». Молитвы Нароттама-даса Тхакура исполнены глубокого смысла.
Пурушоттама: Как-то Прабхупада сидел в своей комнате один. Я шел мимо и услышал, что он поет молитву, которую раньше я никогда не слышал. И я вошел. Конечно, все знают, как он поет, — он мог петь очень красиво, очень вдохновенно, — но никогда я не слышал, чтобы он пел так прекрасно, как тогда. Я слышал его голос много-много раз, во многих храмах, но никогда не было, чтобы он пел столь же красиво. Я почувствовал, что слышать его пение — большая честь для меня. Это было изумительно. Закончив, он просто встал и сказал:
— Ну что, пошли?
Кроме того, за восемнадцать дней Прабхупада пропел всю «Бхагавад-гиту» — по одной главе в день.
— Где бы ни пели «Бхагавад-гиту», — сказал он, — это место становится тиртхой (святым местом).
Пурушоттама писал в Соединенные Штаты о том, что делает Прабхупада.
Он много поет молитвы, большинство из которых мы записали на магнитофон. Должен признаться, эти записи его песен и молитв, которые он здесь поет — лучшее из всего, что я когда-либо слышал. Подождите, когда мы приедем, вы услышите это сами. Как говорится в «Бхагаватам»: «Испей этого нектара, о благородный, и ты освободишься от смертной оболочки».
Женщины, которые готовили для Прабхупады, подавали ему на десерт американские сладости: яблочный пирог, пончики и пирожные с глазурью. Прабхупада улыбался, но пробовал чисто символически. А однажды после обеда он сказал:
— Эти сладости очень хороши, но никто не приготовит для меня сандеш*...
Никто из преданных не умел готовить сладости по-бенгальски, поэтому Прабхупада пригласил их на кухню, чтобы научить, как делать сандеш. Но, хотя они наблюдали очень внимательно, первый сандеш получился у них сухим и зернистым. Но Прабхупада все равно принял его, предпочтя эту сладость, которую любит Сам Кришна, западным.
Для преданных, живущих в Титтенхерсте, присутствие Прабхупады было еще одной возможностью видеть, как чистый преданный Кришны непрерывно: и телом, и умом, и словами – преданно Ему служит. Они были свидетелями того, как их духовный учитель каждое мгновение говорит и действует в сознании Кришны, и его личный пример подтверждал, что высочайший уровень чистого преданного служения — отнюдь не выдумка. Находясь рядом с ним, ученики его были на верху блаженства и это вновь наполняло их решимостью.
Хозяевам поместья, Джону и Йоко, тоже выпала редкая возможность быть рядом с Прабхупадой, но они предпочитали держаться подальше. Живя в своем мире, они редко общались с преданными. А преданные все так же работали под началом управляющих Джона, и Джон был вполне доволен тем, что Прабхупада и его окружение живут у него. Когда главный садовник спросил Джона, как относиться к новым жильцам, тот ответил:
— Да пусть живут в свое удовольствие!
Иногда, услышав о том, какие дела творятся в хозяйском доме, Прабхупада высказывался по поводу того, как пагубно порой женщины могут влиять на мужчин. Но он не вмешивался в дела Джона и Йоко. У него были свои дела в сознании Кришны.
* * *
Прабхупада почти не видел Лондона: прямо из аэропорта его отвезли в Титтенхерст. Поэтому в один из дней он попросил Шьямасундару свозить его на экскурсию по городу. Прабхупада вырос в британской Калькутте и много слышал о славе Лондона – оплота Британской империи. И когда он воочию увидел многие из лондонских достопримечательностей, то был немало удивлен их небольшими размерами. По поводу Букингемского дворца он заметил:
— В Калькутте есть много домов и повыше этого.
Темза, которую в своих книгах воспевали английские писатели, которых он изучал в колледже, тоже разочаровала его:
— Это же просто канал! — говорил он. — Просто канал! Я-то представлял себе, что она больше, чем Ганга.
Но самой интересной достопримечательностью оказался дом №7 на Бери-Плейс. Власти города не так давно дали разрешение занять это помещение под храм – эта часть битвы была выиграна – теперь Шьямасундара и его помощники должны были закончить реконструкцию. Видя, что храм находится рядом с Британским Музеем и Музеем восковых фигур мадам Тюссо, Шрила Прабхупада преисполнился еще более сильным желанием, чтобы Шьямасундара как можно скорее подготовил храм к открытию.
* * *
В сентябре Прабхупада написал Сатсварупе о своей жизни в Титтенхерсте.
Здесь есть большой красивый зал, он бы точно подошел под алтарную. По определенным дням я даю здесь лекции, но никто из посторонних на них не приходит.
Прабхупада же хотел проповедовать именно «посторонним», а если уж они не хотят идти к нему, он готов был отправиться к ним сам. Его первое выступление, организованное преданными, состоялось в Ратуше Камдена – самом сердце Лондона – и собрало много посетителей — как англичан, так и индийцев. После короткой — не более пятнадцати минут — лекции начался оживленный обмен вопросами и ответами.
Женщина: Вы хотите сказать, что Кришна – это Бог, или что Кришна – это любовь?
Прабхупада: А как без любви Кришна может быть Богом?
Женщина: Нет, это я вас спрашиваю.
Прабхупада: Да. Это верный подход. Кришна означает «всепривлекающий». Если что-то привлекает всех, то обычно и вы это любите.
Мужчина: Тогда получается, что и человек, частица Верховного Существа, тоже заключает в себе всю любовь?
Прабхупада: Да, вы неотъемлемая частица Кришны. Вы хотите любить кого-то, и Кришна тоже хочет любить вас. Это обмен любовью. Но вместо того, чтобы любить Кришну, вы пытаетесь любить что-то другое. Вот в чем проблема. Любовь уже живет внутри вас, и так же живет она и в Кришне, и когда между вами и Кришной будет происходить этот обмен любовью, тогда жизнь ваша достигнет успеха.
Мужчина: Спасибо.
Индийская женщина: А насколько имеет значение то, что я поклоняюсь кому-то другому? Важно ли это — поклоняюсь я Кришне, Шиве, Христу или Будде? Имеет ли это значение?
Прабхупада: Если вы поклоняетесь Шиве, вы получите Шиву. Если вы поклоняетесь Кришне, вы получите Кришну. Почему вы пытаетесь достичь Кришны, поклоняясь Шиве? Как вы себе это представляете?
Индийская женщина: Я хочу спросить, имеет ли это значение?
Прабхупада: Если вы покупаете билет в Индию, то попадете в Индию. Как вы можете попасть в Америку?
Индийская женщина: Я говорю не о том.
Прабхупада: Именно о том. Об этом говорит и «Бхагавад-гита»: янти дева-врата деван питрин янти питри-вратах.
Индийская женщина: Но я имею в виду…
Прабхупада: То, что вы имеете в виду, вам понятно. Но почему вы не понимаете того, о чем говорится в «Бхагавад-гите»? Если вы поклоняетесь полубогам, таким как Шива или другие, вы к ним и попадете. Если же вы поклоняетесь Кришне, то отправитесь к Кришне. Неужели это сложно понять?
Индийская женщина: Вы считаете Шиву полубогом?
Прабхупада: Да, почему нет?
Индийская женщина: Но Кришна говорит, что неважно, какой путь поклонения вы изберете. Цель у всех путей одна, вы достигнете одной и той же цели. «Вы можете выбрать разные пути, но постепенно придете ко Мне».
Прабхупада: Попытайтесь понять. Предположим, вам нужно на сорок первый этаж здания. И вы поднимаетесь – этаж за этажом. Цель — сорок первый, и поднявшись всего на несколько ступенек, вы не можете утверждать: «Я достигла цели, я на сорок первом этаже». Путь один — это правда — но вы должны достичь высшей цели. Вы не знаете высшей цели. Вы просто говорите, что к ней ведут все пути. Но вы не знаете, что эта цель собой представляет.
Какой-то молодой хиппи встал и закричал:
— Эй, Свамиджи!
Сидящие в зале обернулись и посмотрели в его сторону.
— Вы говорите, что если мы будем беспечными, то в следующей жизни станем собаками. Но я совершенно не прочь стать собакой в любой из следующих жизней.
— Примите мои благословения, — ответил Бхактиведанта Свами, и парень сел на место.
Единичные, нерегулярные лекции в разных частях города были еще одним свидетельством того, что в Лондоне нужен храм. Прабхупада уже был в подобном положении в 1965 году в Нью-Йорке. Тогда у него не было храма, люди приходили, вежливо слушали, а потом исчезали, и он никогда их больше не видел. Но чтобы обрести сознание Кришны, человеку нужно постоянно слушать о Кришне, а для этого необходим храм. Если бы Прабхупада смог открыть его в Лондоне, тысячи людей имели бы возможность приходить туда, слушать о Кришне, принимать прасад и любоваться красотой Господа, явившегося в прекрасной форме Божества. Храм дал бы гостям возможность постоянно и близко общаться с преданными Господа, а это очень важно. Но храма пока не было, и Прабхупада готов был давать лекции по всему Лондону. Учение Кришны, киртан Кришны и Его прасад несли людям абсолютное благо; они действовали независимо от внешних обстоятельств.
Конвей-Холл, расположенный на Ред-Лайон-сквер , в центре Лондона, представлял собой аудиторию на пятьсот мест. Договорившись, что в течение последующих трех месяцев Прабхупада сможет провести там двенадцати выступлений, преданные надеялись задержать его в Лондоне хотя бы на это время. Гуру-дас составил тематический план лекций и напечатал пятьдесят тысяч листовок. Входная плата составляла два шиллинга шесть пенсов.
В первый вечер в Конвей-Холле собралось около сотни человек. Прабхупада сидел на столе, на подушке, и вел киртан. Его ученики расселись на полу. Ямуна играла на фисгармонии, а Мукунда и Кулашекхара — на мридангах. Радха и Кришна Прабхупады стояли рядом с ним на алтаре, на отдельном столике. Транспарант с написанной на нем мантрой «Харе Кришна» висел позади них, на стене.
«Учение Вед» — так Гуру-дас озаглавил сегодняшнюю лекцию, и Прабхупада рассказывал о том, что понять ведическую науку можно лишь слушая осознавших себя святых. После лекции Прабхупады аудитория разразилась продолжительными аплодисментами. Прабхупада ответил на вопросы и попросил Ямуну спеть заключительный киртан. На следующий день Прабхупада написал д-ру Шьям-Сундар-дасу Брахмачари в Индию: «Я говорил около часа, после чего они долго аплодировали в знак признания».
Во время киртана на втором вечере в Конвей-Холле Прабхупада встал и начал танцевать, а ученики присоединились к нему, танцуя в кругу, на сцене. Ишана играл на своей трубе, и даже Сарасвати, из-под короткого платьица которой выглядывал подгузник, прыгала в диком восторге. Программы в Конвей-Холле проходили каждую неделю, и танец Прабхупады стал неотъемлемой их частью.
В один из таких вечеров какой-то англичанин спросил:
— Почему вы не помогаете людям у себя, в Индии? Почему вы приехали в такую даль? Почему бы вам просто не обратиться к влиятельным политикам? У вас есть выдающиеся политики, которые могли бы помочь там.
Прабхупада: Вы — великий политик. Поэтому я обращаюсь к вам. Идёт?
Другой слушатель: Если это – абсолютная истина, почему из всего населения Лондона здесь собралось не так уж и много зрителей?
Прабхупада: Если вы продаете бриллианты, не ожидайте, что многие захотят их купить. Но если вы предложите битое стекло, то сбежится немало глупцов. Наше движение сознания Кришны — очень ценная вещь. Не думайте, что его примет каждый дурак. Сюда пришли искренние души. И вы, пожалуйста, тоже примите его.
Прабхупаду вдохновляла реакция англичан. Слушатели нередко подключались к пению и танцам.
В Лондоне все хорошо. Прошлым вечером прошла встреча в Конвей-Холле, на которой вместе с нами пели и танцевали несколько сот человек. После программы за кулисы пришел один журналист из крупнейшей лондонской газеты, чтобы подробнее разузнать о нашем Движении и написать в своей газете статью. Так что я очень воодушевлен, видя положительную реакцию людей и средств массовой информации на все, что мы делаем в Лондоне.
В конце октября Прабхупада выступил в Союзе Англо-говорящих. Аудитория состояла преимущественно из индийцев.
Он начал свою речь так:
— Хотя сегодня нас здесь собралось немного, это отнюдь не преуменьшает важности нашей встречи. У Индии есть послание миру. Все вы — уважаемые индийцы, вы живете здесь, в Лондоне, одном из крупнейших городов мира, а я приехал сюда с важной миссией. Это не та миссия, с которой обычно приезжают сюда или в любую другую страну индийцы — просить о чем-то. Я пришел кое-что дать. Поэтому, пожалуйста, постарайтесь мне помочь.
30 октября Прабхупада прочел лекцию в Оксфордской Ратуше. Он говорил об основах философии, но больше, чем обычно, цитировал санскрит. Его ученики не ожидали от оксфордских студентов большого энтузиазма, но зал, тем не менее, был полон. И когда Прабхупада встал и жестом призвал всех поднять руки и танцевать, отозвались практически все. Мукунда играл на огромном оргaне, и к пению присоединились сотни людей. Прабхупада поднял руки и начал подрыгивать – высоко, словно пружина.
Вчера у нас была успешная программа в Оксфордской Ратуше. В ней приняло участие около трехсот пятидесяти человек — юноши, девушки, пожилые мужчины и женщины — и все без исключения танцевали и пели вместе с нами. После встречи многие молодые люди и джентльмены постарше подходили ко мне и благодарили.
Прабхупада получил приглашение на самую популярную в Англии телепередачу для полуночников «Ночная линия». Ведущий, привыкший к динамичным, остроумным диалогам, попытался вовлечь Прабхупаду в беседу в своем стиле, без долгих философских ответов.
— Свамиджи, — спросил он, — есть ли в вашей религии понятие ада?
— Да, — ответил Прабхупада. — Например, Лондон это ад.
Ведущий был сражен наповал. Он сам затеял эту игру, и на первой же минуте был отправлен в нокдаун, а Прабхупада продолжил:
— Здесь всегда сыро, облачно, и постоянно идет дождь. В Индии всегда солнечно.
Ведущий долго не мог сообразить, что ответить, и, видимо, почувствовав его смущение, Прабхупада добавил:
— Конечно, надо отдать должное англичанам – они смогли построить в таком климате очень развитую цивилизацию.
Затем последовали другие вопросы, и около часа Прабхупада рассказывал о философии и движении сознания Кришны. На следующий день лондонские газеты пестрели заголовками «Свами называет Лондон адом».
Альбом «Мантра “Харе Кришна”» по-прежнему держался в списке самых популярных пластинок, не только в Англии, но и по всему континенту. Как-то раз одна голландская телекомпания за свой счет пригласила учеников Прабхупады в Амстердам, чтобы те приняли участие в их шоу. Им предоставлялось всего лишь несколько минут эфирного времени, но Прабхупада согласился.
— Пяти минут, — сказал он, — вполне достаточно. За пять минут мы расскажем обо всей философии сознания Кришны.
Прабхупада и его группа отправились на пароме из Дувра во Францию, через Ла-Манш, а оттуда – на поезде в Амстердам. Студия располагалась за городом, в современном здании с кондиционерами, селекторной радиосвязью, искусственными растениями и телевизором в каждой комнате. Окон, однако, в комнатах не было.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.