.RU

Ф, двадцать вторая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве o ("ферт"), имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 500 - старонка 8


ФЕДОТОВ Александр Васильевич (1932-84) , заслуженный летчик-испытатель СССР (1966), генерал-майор авиации (1983), Герой Советского Союза (1966), мастер спорта международного класса (1976). Испытания ряда опытных сверхзвуковых самолетов, в т. ч. МиГ-21, Е-266. Мировой рекордсмен - высота полета 37 650 м (1977). Ленинская премия (1981). Погиб при испытании самолета.

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) , российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала "Новый град" (1931-39). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека ("Святые Древней Руси", "Русское религиозное сознание", т. 1-2, сборник статей "Лицо России" и др.).

ФЕДОТОВ Григорий Иванович (1916-57) , российский спортсмен (футбол), заслуженный мастер спорта (1940). Чемпион СССР (1946-48). В 1964 учрежден переходящий приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР по футболу (с 1992 - России).

ФЕДОТОВ Леонид Гаврилович (1847-94) , российский изобретатель, специалист в области взрывчатых веществ. Один из авторов проекта первого в России пироксилинового завода, пущенного в 1881. Создал конструкцию ручной пироксилиновой гранаты. В 1890-91 вместе с Д. И. Менделеевым и И. М. Чельцовым участвовал в разработке бездымного пороха для русского флота.

ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-52) , российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Свежий кавалер", 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851-52).

ФЕДОТОВ Павел Андреевич [22 июня 6 (4 июля) 1815 , Москва - 14 (26) ноября 1852, Петербург], российский художник. По праву может считаться основоположником реализма в русском изо-искусстве 19 в., где в пору Федотова господствовали романтические тенденции.Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни ("Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка", "Бивуак лейб-гвардии Павловского полка", 1841-42, Русский музей); в некоторых из них нарастают сатирические нотки ("Брань под Смоленским (кладбищем)", около 1840, Третьяковская галерея). Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи, но затем всецело отдается "страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни" (из "Записки П. А. Федотова о его жизни", написанной около 1849 года). Пользовался советами К. П. Брюллова, но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У. Хогарта, а также голландской бытовой живописи "золотого" 17 в. Жил преимущественно в Петербурге.Творческое кредо. Живописный "анекдот"Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели "Передняя частного пристава накануне большого праздника" (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических сериях, исполненных в 1844-46, по выходе в отставку ("Следствие кончины Фидельки", "Бедной девушке краса - смертная коса"; обе - там же). В первой картине маслом ("Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик", 1846, там же) - сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, - ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) "ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости", - иными словами, поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. То же добродушие живописного анекдота, перед которым зритель "не зябнет", господствует в "Сватовстве майора" (1848, там же) и "Завтраке аристократа" (1849-50, там же). В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего "антигероев" картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая "облагородиться", выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине "Разборчивая невеста", написанной на сюжет басни Крылова (1847, там же). Закрепляя успех, Федотов порой пишет варианты своих картин. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским он готовит специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около 30 карандашных рисунков с текстом); однако арест Бернардского, примыкавшего к петрашевцам, разрушил этот замысел.Эволюция стиля художникаНо чем уверенней Федотов ощущает драматическую силу красок и форм, тем решительней он отходит от нравоучительного юмора и сатиры. Веселая пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству светоцветовой среды. В картине "Вдовушка" (1851, Ивановский художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве. Последние картины художника все более напоминают уже не обстоятельно-бытописательский "физиологический очерк", характерный для русской литературы 1840-х годов, но ключевые мотивы творчества Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Подобно чтимому им Хогарту, Федотов начинает прозревать зловещий абсурд, который таится под смешными житейскими нелепицами. Чувством роковой безысходности полна картина "Анкор, еще анкор!" (1851-52, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного, сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи. То же сумрачно-тупиковое настроение царит в "Игроках" (1852, Киевский музей русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов.Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, - сперва обстоятельно-описательному [акварель "Прогулка" (портрет самого художника с родителями), 1837, Третьяковская галерея], затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели ("Писательница Е. П. Ростопчина", около 1850, там же). К шедеврам русской живописи середины 19 в. принадлежит "Портрет Н. П. Жданович за клавесином" (1849, Русский музей), полный светлой, лирической грации.Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) "смехом сквозь слезы" стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества передвижников.Литература:Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов. М., 1969.Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. М., 1973.Загянская Г. А. П. А. Федотов. М., 1977.Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов. Л., 1985.М. Н. Соколов

ФЕДОТОВ Сергей Александрович (р . 1931), российский ученый, академик РАН (1992). Труды по сейсмичности Земли и долгосрочным сейсмическим прогнозам, а также по вулканологии.

ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна (1846-1925) , российская актриса, педагог, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). Ведущая актриса Малого театра (1863-1905). Играла в пьесах А. Н. Островского (Катерина - "Гроза" и др.) и У. Шекспира (Беатриче - "Много шума из ничего", Катарина - "Укрощение строптивой" и др.).

ФЕДОТОВА КОСА , низменная песчаная коса на северном побережье Азовского м. (Украина). Длина ок. 50 км, ширина ок. 5 км. Южная, расширенная ее часть называется Бирючий о-в.

ФЕДОТЬЕВ Павел Павлович (1864-1934) , российский химик-технолог и металлург, один из создателей отечественной алюминиевой и магниевой промышленности, член-корреспондент АН СССР (1933). Труды по технологии минеральных веществ, технической электрохимии и электрометаллургии.

ФЕДР (Phaedrus) (ок . 15 до н. э. - ок. 70 н. э.), римский баснописец; писал на латинском языке. Переложения традиционных эзоповских басен (см. Эзоп) с сильной моралистической окраской.

ФЕДРА , в греческой мифологии дочь критского царя Миноса, жена Тесея, воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей, Федра покончила с собой.

ФЕДРОВИ Павел Яковлевич (1902-84) , летчик-испытатель, генерал-майор авиации (1943). Участник Гражданской, Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В 1934-40 летчик-испытатель опытных истребителей Як. Летал на самолетах св. 300 типов.

ФЕДЧЕНКО Алексей Павлович (1844-73) , российский естествоиспытатель. Путешествуя по Ср. Азии (1868-71), собрал материал по ее флоре, фауне, физической географии и этнографии. Труды по паразитологии и энтомологии. Открыл Заалайский хр. Погиб на Монблане.

ФЕДЧЕНКО ЛЕДНИК , в Зап. Памире, в Таджикистане. Длина 77 км; ширина от 1700 до 3100 м. Начало на северном склоне Язгулемского хр.; протекает вдоль восточного склона хр. Академии Наук. Толщина льда в средней части до 1000 м. На высоте 4169 м гидрометеорологическая станция им. академика Н. П. Горбунова. Назван по имени А. П. Федченко.

ФЕДЧЕНКО Ольга Александровна (1845-1921) , российский ботаник, член-корреспондент Российской АН (1917; член-корреспондент Петербургской АН с 1906). Совместно с мужем - А. П. Федченко путешествовала по Ср. Азии (1868-71). Труды по флористике и географии растений.

ФЕДЫНСКИЙ Всеволод Владимирович (1908-78) , российский геофизик, член-корреспондент АН СССР (1968). Труды по гравиметрии, разведочной геофизике, геологической интерпретации геофизических данных. Государственная премия СССР (1951).

ФЕДЬКО Иван Федорович (1897-1939) , командарм 1-го ранга (1938). В Гражданскую войну командующий армией на Сев. Кавказе, дивизией, группой войск. В 30-х гг. командующий армией, войсками ряда ВО. С 1938 заместитель наркома обороны СССР. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

ФЕДЬКОВИЧ Осип-Юрий Адальбертович (1834-88) , украинский писатель. Жил в Зап. Украине. Лирические стихи, поэмы ("Лукьян Кобылица", 1865), повести, рассказы, пьесы.

ФЕДЮНИНСКИЙ Иван Иванович (1900-77) , генерал армии (1955), Герой Советского Союза (1939). В Великую Отечественную войну командующий рядом армий, заместитель командующего войсками Волховского и Брянского фронтов. В 1951-54 заместитель и 1-й заместитель главнокомандующего Группой советских войск в Германии. В 1954-65 командующий войсками ряда ВО.

ФЕЕРИЯ (франц . feerie, от fee - фея, волшебница),..1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в...2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

ФЕЙДЕР (Feyder) Жак (1888-1948) , французский кинорежиссер. Был близок движению Народного фронта (с сер. 30-х гг.). Фильмы: "Новые господа" (1928), "Большая игра" (1934), "Пансион "Мимоза" (1935), "Героическая кермесса" (1935) и др.

ФЕЙДО Жорж (1862-1921) , французский драматург, пользовавшийся широкой популярностью. Водевили "Дамский портной" (1887), "Дама от "Максима" (1899), "А ты не гуляй нагишом" (1912) и др.

ФЕЙДТ (Вейдт) (Veidt) Конрад (1893-1943) , немецкий и американский киноактер. Снимался в фильмах: "Кабинет доктора Калигари", "Багдадский вор", "Мужчины в ее жизни" и др. С 1933 работал в Великобритании и США.

ФЕЙЕ Октав (1821-90) , французский писатель. Автор пользовавшихся популярностью романов из великосветской жизни.

ФЕЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пауль (Пол) (р . 1924), американский философ науки. Родился в Австрии. С 1952 в Великобритании, с 1958 в США. В концепции "эпистемологического анархизма" обосновывает плюрализм в методологии научного познания и тезис о несоизмеримости теорий (ученый может выдвигать свои собственные теории, игнорируя критику). Наука, по Фейерабенду, иррациональна, не отличается от мифа и религии и является одной из форм идеологии. Фейерабенд резко критиковал позитивистскую методологию.

ФЕЙЕРБАХ Ансельм (1829-80) , немецкий живописец. Стремился возродить монументальное искусство в огромных полотнах на темы античных легенд ("Ифигения", 1862).

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Ансельм (1775-1833) , немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права, составитель Баварского уголовного уложения 1813.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804-72) , немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством "религии любви" (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1851).

ФЕЙЕРВЕРК (нем . Feuerwerk, от Feuer - огонь и Werk - дело, работа),..1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т. д...2) В переносном смысле - стремительный поток, обилие чего-либо (напр., фейерверк слов).

ФЕЙЕРВЕРКЕР (от нем . Feuer - огонь и Werker - работник),..1) звание унтер-офицеров в артиллерии русской и некоторых иностранных армий; в русской артиллерии (19 - нач. 20 вв.) звания старшего и младшего фейерверкеров соответствовали званиям старшего и младшего унтер-офицеров в др. родах войск;..2) звание старших подофицеров в ракетных войсках и артиллерии вооруженных сил Польши.

ФЕЙНБЕРГ Евгений Львович (р . 1912), российский физик-теоретик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1966). Труды по распространению радиоволн, акустике, физике атомного ядра, элементарных частиц, космических лучей. Государственная премия СССР (1983).

ФЕЙНБЕРГ Самуил Евгеньевич (1890-1962) , российский пианист и композитор, заслуженный деятель искусств России (1937), доктор искусствоведения. Профессор Московской консерватории (с 1922). Государственная премия СССР (1946).

ФЕЙНИНГЕР (Feininger) Лайонел (1871-1956) , немецкий и американский художник. Уроженец США, много работал в Германии, в 1938 окончательно вернулся на родину. Примыкал к экспрессионизму, активно сотрудничал с "Баухаузом". В его живописи и графике, для которых характерны мотивы полуфантастической архитектуры удлиненных, "готических" пропорций, авангардные поиски тесно переплетаются с традициями романтизма.

ФЕЙНМАН (Feynman) Ричард Филлипс (1918-88) , американский физик-теоретик, один из основателей квантовой электродинамики. Создал новую, 3-ю форму квантовой механики в виде функциональных интегралов по траекториям (1948). Разработал (1949) т. н. метод диаграмм Фейнмана в квантовой теории поля. Предложил партонную модель нуклона (1969), теорию квантованных вихрей. Нобелевская премия (1965, совместно с С. Томонагой и Дж. Швингером).

ФЕЙРА-ДИ-САНТАНА (Feira de Santana) , город на северо-востоке Бразилии, штат Баня. 340 тыс. жителей (1991). Мясохладобойные, кожевенные, керамические предприятия.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.