.RU

В каких категориях и понятиях можно описать «ментально-ценностное ядро» всякой цивилизации?


В каких категориях и понятиях можно описать «ментально-ценностное ядро» всякой цивилизации?



Суммируя результаты разных культурологических исследований, можно заключить, что «культурная картина мира» формируется благодаря нескольким ведущим ментальностям, которые определяют собой другие, более частные культурные представления и стереотипы (см: А.Я. Гуревич. Категории средневековой культуры.- М., 1984. - С.30-32). Будем считать такими следующие ментальные категории, которые моделируют собой облик культуры (и цивилизации) особого вида. Можно было бы назвать их экзистенциальными (от лат. existentia - существование), поскольку в них массовый субъект культуры осознает формы и границы своего «культурного мира» и себя как субъекта этого мира. По выражению А. Гуревича, они также представляют собой формы переживания мира и поэтому могут быть признаны универсальными для культуры любого типа.

1. «Модель бытия».

В этой категории находит отражение «картина, образ мира», господствующие в массовом культурном сознании, свойственном той или иной цивилизационной общности. Оно отражает представление о возникновении, формировании и устройстве природного и социального макромира, о царящих в нем закономерностях. В свою очередь, параметрами «культурного бытия» выступают категории времени и пространства - «культурный хронотоп».

2. «Модель человека» , которая может интерпретироваться двояко: как проблема человека как такового (=проблема человеческого) и как проблема индивида.

В этой категории находит отражение представление о способах включения человека (индивида) в ту или иную «модель бытия», а также о способах взаимодействия между ними.

Эти ментальности образуют своего рода сетку координат, посредством которой люди строят образ мира в своем культурном сознании. Вне этих координат нельзя мыслить о мире, точно так же, как нельзя мыслить вне языка.

Ментальности менее высокого ранга так или иначе обусловлены двумя «экзистенциальными» категориями, базируются на них (хотя и не могут быть к ним сведены). Тем не менее через них тоже представлено «ядро» цивилизации: это «отношение к труду» и «отношение к имуществу \богатству», «воля \покорность», «свобода \необходимость» и проч. Кроме того, культурные представления или же привычки (их совокупность обозначают термином «менталитет») не просто являют собой некий бессистемный набор, а образуют определенную иерархию, систему ведущих приоритетов, выражаемую через понятие «ценностная система» (=система ведущих ценностей, ценностных установок, аксиологическая система).

Ментальные категории лежат в основе всей культурно-прагматической деятельности, как бы предшествуют ей во всем ее объеме, включая сюда и духовную деятельность. Т.о., разного рода идеологические, политические, религиозные, эстетические и др. концепции, неся на себе отпечаток некоторой общности, производны от них, питаются ими. Их обязательность для субъектов культуры состоит в том, что социокультурная общность «навязывает» их отдельным людям через функционирующие в ней естественный язык и другие знаковые системы (язык искусства, религии, поведения и т.д.).

Отметим, что ментальные категории (ментальности) и ценности не всегда предстают как четко сформулированные и вполне осмысляемые в массовом сознании. Скорее наоборот. Чаще всего «эти способы ориентации в социальном и природном мире представляют собой своего рода автоматизмы мысли; люди пользуются ими, не вдумываясь в них и не замечая их, наподобие мольеровского господина Журдена, который говорил прозой, не догадываясь о ее существовании. Системы ценностей далеко не всегда и не полностью формулируются моралистами и проповедниками - они могут быть имплицированы в человеческом поведении, не будучи сведены в стройный и продуманный нравственный кодекс. Но эти внеличные установки сознания имеют тем более принудительный характер, что не осознаются» (А.Я. Гуревич. Жак Ле Гофф и «Новая историческая наука» во Франции. Послесловие / Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. - М., 1992.- С.355-356).

Итак, мы будем рассматривать историческую динамику цивилизаций именно с позиций этих основных, «ядерных» категорий, прослеживая их трансформацию от эпохи к эпохе, от цивилизации к цивилизации.

Однако ментальности и ценности не существуют сами по себе, вне той или иной формы их внешнего проявления.

Такой формой, как уже говорилось, являются элементы прагматического и стереотипического уровней культуры. К ним относятся религия, наука, художественная культура, материальная жизнь, модели человеческого поведения в тех или иных жизненных ситуациях и т.д.

Особое место среди всех этих элементов принадлежит художественной культуре, или искусству. Это наиболее зримая сфера проявления и бытования культурных ментальностей, вот почему мы так часто будем обращаться именно к ней.

Художественная культура - это специфическая сфера культуры, создающая и сохраняющая эстетические ценности. Искусство - такая специфическая человеческая деятельность, а также ее результаты, которая направлена на преобразование внечеловеческой и человеческой природы по законам красоты, прекрасного.



В ходе этой деятельности человек, руководствуясь определенным пониманием прекрасного, создает «вторую, рукотворную природу» в тех или иных чувственных формах (форма, звук, цвет, объем и т.д.). Результатом такой деятельности выступают произведения искусства (художественные произведения).

3. МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИИ



Всякая наука, обладая собственным предметом исследования, идеалом познания, отличным от других наук, располагает и собственными методами исследования. Есть ли свой метод исследования у культурологии?

Современное состояние культурологии таково, что эти методы только формируются, осуществляясь в качестве различных подходов к предмету исследования. В этом смысле изложенный выше подход к изучению культуры может пониматься и как специфический метод исторической культурологии. В то же время ясно, что он опирается на методы и подходы, ставшие универсальной методологической базой или же применяющиеся в других (смежных) науках. Ср.: цивилизационный подход - в истории, уровневый подход - в лингвистике, сравнительно-исторический, типологический, генеологический и др. методы как универсальные методы познания.

Если же говорить о собственно культурологических методах описания, то можно выделить, вслед за исследователем этих вопросов В.М. Розиным, несколько аспектов (В.М. Розин. Введение в культурологию. – М., 1994. – С.12 – 15).

Первый аспект предполагает проблематизацию обширного фактического материала культуры, т.е. выявление разного рода «странностей», особенностей той или иной культуры, несовпадений или противоречий между фактами, феноменами внутри одной и той же культуры или «на стыке» разных культур. Неудивительно, что в этом случае в поле зрения исследователя попадают зачастую наиболее яркие, значительные, «вершинные» явления и фигуры историко-культурного процесса. Поэтому многие склонны рассматривать историю культуры как историю великих имен и шедевров культуры. Однако в рамках неаксиологического (см. выше:

гл.

1;

2

) понимания культуры этого мало. Как отмечает Ю.М. Лотман, «культура - не собрание шедевров, а живой организм, в единой системе которого живут и противоборствуют разные по самостоятельному значению и ценности силы. Создавая картинную галерею, мы можем отобрать наиболее ценные полотна, а все остальное убрать. Но живая культура – организм, а не картинная галерея. В галерее греческих героев нет места Тирситу, но поэма Гомера без него невозможна. Культура – не клумба, а лес.» (Ю.М. Лотман. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996. – С.325). При взгляде на культуру как на «организм» или «лес» даже самый заурядный предмет быта человека шекспировской эпохи не менее показателен, чем все творчество великого английского поэта.

Второй аспект связан с выявлением внутренних закономерностей культуры, ее системного характера, с описанием ведущих, основополагающих ее характеристик, создающих уникальность и своеобразие данной культуры. Этот методический аспект может быть назван «понимающим» или «объясняющим», т.к. в его рамках достигается представление о всяком факте, феномене культуры не как об изолированном объекте, а в его соотношениях с другими объектами системы.

Третий аспект заключается в рассмотрении анализируемой культуры на фоне других, сходных с нею либо принципиально отличных культурных систем. Это сопоставительный метод в культурологии. С его помощью устанавливается общее и особенное, универсальное и уникальное в каждой культуре.

Наконец, четвертый аспект состоит в выявлении тенденций, внешне противодействующих ведущим культурным закономерностям, «логике» данной культуры. Изучение асистемных, «нелогичных», но вместе с тем неслучайных процессов в культуре – шаг к постижению механизмов исторической динамики культуры.

Методологической основой нашего курса является следующий исследовательский принцип: от уровня культурного сознания (через описание ментально-ценностного ядра цивилизации) к уровню культурной практики (но не во всем ее многообразии, а в наиболее существенном, репрезентативном проявлении). Затем же - через характеристику накапливаемых на этом последнем все большего числа значимых инноваций - к новому уровню культурного сознания, определяющему контуры нового «ядра» и вместе с ним - нового цивилизационно - культурного качества.

1. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОГЕНЕЗА



Когда и почему возникла культура?



Проблема происхождения культуры (культурогенеза) - одна из сложнейших научных задач. Объективная сложность ее разрешения прежде всего в том, что культурная история человечества уходит своими корнями в столь отдаленные от нас эпохи, что мы не в состоянии получить о них вполне достоверных свидетельств. Зато имеющихся у исследователей вопросов так много, что это напоминает задачу со многими неизвестными. «Откуда мы пришли? Кем были мы на заре истории? Какие возможности существовали до истории? Какие решающие события произошли тогда, события, позволившие человеку стать человеком, способным иметь историю? Какие существовали тогда забытые нами глубины «изначальных открытий», скрытых от нас прозрений? Как возникли языки и мифы, уже сложившиеся к началу исторического времени?» - на эти и многие другие вопросы указывает в своей знаменитой работе К. Ясперс, констатируя при этом, что почти все полученные на них ответы не более чем гипотезы (К Ясперс. Смысл и назначение истории. - Изд. второе. - Москва, 1994. - С.58-590).

Поскольку культура есть универсальный способ человеческого отношения к миру, онтологически вопрос о культурогенезе тесно связан с проблемой генезиса самого человека - этим «вопросом вопросов», главной загадкой человеческого бытия.

Существует ли тем не менее концепция генезиса человека (антропогенеза)?



В истории науки известно даже несколько таких концепций, и мы укажем здесь наиболее значимые. Проблема появления человека связывается в них с проблемой происхождения самой жизни.

1. Согласно концепции абиогенеза, все живое, в том числе и человек, возникло в результате спонтанного (случайного) самозарождения из неживой материи. Будучи общепринятой с древнейших времен и до конца 19 в., она находила выражение во взглядах Фалеса, Платона, Эпикура, Демокрита, Цицерона, Плутарха, Августина, Фомы Аквинского, Парацельса, Гете, Коперника, Галилея, Декарта, Гегеля, Шеллинга и др. Уже в модернизированном виде эта концепция заявила о себе возникла в 20 столетии.

2. Представление о спонтанном самозарождении жизни на основе неорганической материи одной из первых подвергла сомнению теория Пастера, экспериментальным путем доказавшая, что живое возникает только из живого. Жизнь же во Вселенной вечна.

3. С развитием биологической науки, особенно молекулярно-генетической биологии, получила распространение теория спонтанной или же, наоборот, направленной панспермии - занесения жизни на Землю из космоса. Так, Гельмгольц (Германия), Аррениус (Швеция) и др. исследователи полагали, что живые организмы постоянно приносятся на нашу планету в виде спор, бактерий, осевших на частицах космической пыли и свободно кочующих с планеты на планету. Идею направленной (сознательной) панспермии высказывал английский ученый Ф. Крик (расшифровавший код ДНК), предположивший даже, что существа внеземных цивилизаций сеют семена жизни по всей Вселенной, чтобы затем господствовать в ней.

4. Следующая концепция исходит из того, что случайное возникновение жизни вообще маловероятно. Материя, предоставленная самой себе, неспособна породить жизнь. Следовательно, единственно возможное объяснение жизни - существование Высшего Разума, который либо сам является частью космоса, либо находится вне Вселенной. Жизнь есть результат акта преднамеренного творения. Т.о., данная концепция говорит о верности библейских истин и в принципе смыкается с религиозной трактовкой сотворения мира и человека.

5. В 20 в. приобретает «второе дыхание» первая из отмеченных в нашем перечне доктрин о спонтанном абиогенезе. Так, В.И. Вернадский в своем труде «Философские мысли натуралиста» приходит к мысли о том, что генезис жизни - это закономерный этап в общем развитии Вселенной. Человек же - часть живой природы, также закономерно возникающий в ходе эволюции последней.

Итак, вопрос о происхождении человека и самой жизни пока не нашел однозначного научного решения.

Вместе с тем трудно не согласиться, что максимально подтвержденной научными исследованиями и экспериментальными данными сегодня является эволюционная теория происхождения жизни из неорганической материи, а человека - от животного предка.

Появление человека и его мира (ноосферы) понимается как закономерный этап эволюции биосферы - эта точка зрения Вернадского разделяется сегодня большинством серьезных ученых. Очевидно, становление биосферы и человека тесно связано с космопланетарными процессами: с орбитами Земли, Солнца, других планет, изменениями магнитных полей Земли и небесных тел и т.п. Правда, конкретные механизмы этих воздействий изучены еще очень слабо, однако есть и достаточно строгие наблюдения. Например, установлено, что все климатические циклы Земли так или иначе связаны с орбитальными циклами, главным из которых является 400-тысячелетний ритм, с которым соотносятся основные этапы эволюции. Достаточно указать, что именно в последнем 400-тысячелетнем климатическом ритме появляются древние люди.

В науке, т.о., на сегодня

доминирует

эволюционная теория антропогенеза, рассматривающая человека как результат ряда эволюционных превращений, в ходе которых осуществляется и становление культуры.



На каком же этапе эволюции и в силу каких причин возникает культура?



В вопросе о происхождении человека обычно выделяют три взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны:

  1. Становление человека как биологического вида - филогенез.

  2. Становление человека как существа общественного, социального - социогенез.

  3. Становление культуры – культурогенез.

Первую сторону достаточно уверенно развивает естественнонаучное направление современного знания, в частности, теория эволюции животных видов, основы которой заложены в 18-19 вв. и которая получила наименование дарвинизма (по имени Ч. Дарвина, внесшего в нее существенный вклад). Носящая строго научный характер, эта теория биологического эволюционизма опирается на сопоставление организмов и нахождение структурных, системных связей между ними (строение клетки, организма, наличие групповых образований - видов, семейств и т.д.). В качестве же механизма эволюции выступает естественный отбор видов в ходе их борьбы между собой за выживание.

Однако эта теория не может объяснить того, почему биологический гоминид (человекоподобное существо) становится собственно человеком, другими словами, не может объяснить появление сознания и тем более не берется за объяснение причин появления культуры.

Вторую и третью стороны вопроса о происхождении человека рассматривают гуманитарно-общественные науки: история, социология, философия, культурология. Среди множества концепций, выдвинутых в этой сфере знания, одно из главных мест занимает трудовая теория Ф. Энгельса. Она усматривает механизм превращения гоминида в человека в развитии форм труда. Постепенное и очень медленное совершенствование трудовых навыков приводило к усовершенствованию моторных движений и, как следствие, к усложнению мозговой деятельности и физиологии мозга, что, в свою очередь, привело к появлению специфически человеческой способности - обладанию сознанием. В рамках той же диалектико-материалистической теории находится и ленинская теория отражения, которая считает сознание человека высшей формой отражения - качества, свойственного самой материи.

Более поздние концепции социогенеза видят содержание эволюционного процесса в переходе от раз и навсегда заданных, инстинктивных реакций, свойственных животным, к реакциям нешаблонным, незапрограммированным. Поведенческая стратегия человека отлична от животной наличием способности выбора из нескольких поведенческих альтернатив, а сам этот выбор обусловлен потребностью в принятии наиболее надежного решения.

Полагают, что

филогенез

осуществлялся в 3 основных этапа:

1. Австралопитек. Появление его отмечается примерно 5 млн. лет назад. Большинство исследователей считает австралопитека переходной стадией от животного предка к человеку. Возможно, потомками австралопитека были питекантроп и синантроп.

2. Палеоантроп (древний человек) и неандерталец.

  1. Неоантроп, или кроманьонец (человек современного типа).

Главное биологическое содержание эволюции - увеличение объема мозга - в 3 раза. Скорость его прироста составляла ~50 куб. см на 100 тыс. лет. Объем мозга современного человека приблизительно составляет 1500 куб. см, хотя индивидуальный разброс - от 950 до 2000 куб. см. Этот эволюционный скачок обеспечил готовность целого ряда человеческих органов к осуществлению более сложных, чем в животном мире, операций (примитивное мышление, активность передних конечностей и предпосылки для членораздельного звукопроизводства вследствие развития прямохождения и снижения давления на гортань т.д.).

Самым продолжительным и значимым для

социогенеза

является каменный век. В каменном веке выделяется 3 эпохи: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Процессы социогенеза на определенной стадии сопутствовали процессам филогенеза: в палеолите еще осуществлялась биологическая эволюция, и человек современного типа предстает перед нами только в конце древнекаменного века. В ходе социогенеза происходило замещение присваивающей деятельности производящей, усложнение последней и формирование на этой основе первичных производственных и социальных отношений.

В чем заключено главное содержание процессов

культурогенеза?



1.Становление культуры означает постепенное преодоление человеком биологической зависимости от неблагоприятных внешних (природных) факторов. Культура выступила в качестве защитного надбиологического механизма большей надежности, нежели биологические способности человека.

Биологический «шанс на выживание» человеческого рода выразился в том, что предок человека пережил качественный скачок от генетически предопределенной поведенческой стратегии к альтернативной (основанной на логике выбора). Эта новая поведенческая модель (биологическая в своей основе) послужила импульсом для зарождения сознания и культуры.

2.Культурогенез означает также процесс постепенного «удвоения» природного мира в результате формирования знаков и их систем, в которых закреплялся и передавался жизненно и социально значимый информационный багаж. Появление культуры знаменовало собой появление знаковой системы, удваивающей (пересоздающей) природный мир таким образом, что все предметы и явления этого мира получают человеческую значимость и ценность.



Таким образом, антропогенез осуществлялся в единстве всех трех сторон: фило-, социо- и культурогенеза. По мнению авторитетных отечественных исследователей (см.: История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Под ред. Ю.В. Бромлея – М., 1983), он происходил в два качественных скачка.

Первый из них связан с появлением у пралюдей (homo habilis) орудийной деятельности, которая включала в себя изготовление и использование простейших орудий труда. По своей биологической природе хабилисы существенно не отличались от австралопитеков, а их деятельность носила еще условно-рефлекторный характер, поэтому их появление следует рассматривать как предпосылку культурогенеза.
Интересно, что это дало основание ряду ученых признать существование своего рода культуры – протокультуры, элементарной культуры – у высокоорганизованных животных, т.к. для некоторых из их видов свойственны не только биогенетические, но и надбиологические способы передачи опыта от одной особи другой (через подражание).

Одновременно с появлением орудийной деятельности отмечалось зарождение социальной жизни – возникает первобытное человеческое стадо.

Второй скачок антропогенеза состоял в появлении понятийного мышления и языка. Одновременно это означает дальнейшую социализацию человеческих существ и появление homo sapiens (человека разумного).

Что же известно о формах первобытной культуры?



Данные современной археологии позволяют видеть определенные этапы развития материальной и духовной культуры в каменном веке (см. таблицу в конце главы).

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ФОРМЫ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ



Если культура - это мир человека, то необходимо задаться вопросом: каков мир древнего, первобытного человека? Какими глазами он видел окружавшее его и себя самого? Иными словами, необходимо понять образ первобытного мышления, воссоздать первобытную картину мира. А это и значит ответить на вопрос:

какой же была первобытная культура?



Тут нужны некоторые оговорки. Первобытность - это доистория человечества. История возникает с первыми цивилизациями. Первобытность - доцивилизационная, стадия, эпоха дикости, варварства. Т.о., первобытность - еще не цивилизация, но уже обладает культурой. Получается, что культура старше цивилизованности и цивилизации возникают лишь на определенной ступени развития культуры.

Сложность заключается в том, что первобытную картину мира приходится реконструировать, по-разному интерпретируя известные науке факты: «Исследователи интерпретируют» (К. Ясперс.). Источниками и формами постижения процессов культурогенеза являются: 1) интерпретация археологических находок как свидетельств древнейшей культуры; 2) изучение культур реликтовых обществ (обществ, находящихся на первобытной стадии развития); 3) изучение атавистических форм в современной культуре (ритуалы, обряды, суеверия и т.д.); 4) создание научных гипотез, теоретизирование, представляющее собой «прыжок» через информационную недостаточность, в том числе и методом «опрокидывания» (экстраполяции) фактов более поздних культур в первобытное прошлое.

Итак, науке приходится иметь дело не с одной, а с несколькими «версиями» реконструкции первобытной культуры.

Рассмотрим одну из них.

Выделение человека из мира животных начинается с того момента, когда чисто биогенетические механизмы наследования пополняются новыми – в конечном счете социокультурными. Появляются новые способы передачи опыта, прежде всего научение (через подражание, игру), требующие, в свою очередь, совершенствования форм психической деятельности. Дальнейшим следствием является совершенствование обработки орудий, а также удержание и накапливание произведенных орудий - первобытного техноса. Именно опредмеченная в техносе трудовая способность человека обеспечивает и расширяет возможности небиологического наследования.

Технос (в виде скарба, но еще не имущества, переносится первобытным человеческим стадом с собой. Главнейшей заботой первичной человеческой общности становится теперь сохранение техноса: запаса орудий, пищи, огня, через которые и происходит передача информации, собственно человеческого опыта от поколения к поколению. Первобытный технос, т.о., попадает в центр жизни человеческого стада. Это - первейшая человеческая ценность.

На этой основе формируется определенный устойчивый порядок действий человека, жизненно значимый поведенческий комплекс, обеспечивающий сохранность техноса, что должно в большей степени обезопасить древнего человека от неблагоприятных внешних условий, преодолеть природную, биологическую зависимость от них. Так возникает обычай - закрепившийся в сознании человека способ жизнеобеспечения.

Вслед за появлением обычая формируется осознание общности людей, вне которой индивид погибает. Ведь теперь, когда человек уже не является чисто биологическим существом, его жизнеобеспечение немыслимо без того опыта, который наследуется только в коллективе индивидуумов. В одиночку не сохранить огонь, необходимое количество пищи и т.д. Первобытное стадо переходит в предродовое состояние: идет процесс появления общины. Люди осознают свою общность («мы»), которая выступает для них источником силы и безопасности каждого индивида в отдельности. Формой же проявления этой общности выступает совместное коллективное действо - ритуал. Поскольку в древнейшем ритуале принимает участие вся человеческая общность, его можно обозначить как «мы» - ритуал. Он включал в себя действия, воспроизводящие основные элементы обычая, а также реальные предметы техноса, прежде всего огонь. Неслучайно весь ритуал осуществлялся вблизи, а точнее, вокруг огня. Содержанием ритуала выступало ощущение целостности коллектива, силы родства, демонстрация кровного единства всех членов общности, включая и предметы техноса, и само жилище (первоначально - пещера). Формируется первобытная система социальных отношений: мы - реальность родства, орудие (технос), территория, пещера - знаки родства.

Интересно, что в эту систему отношений попадают и покойные члены первобытного коллектива, которые воспринимаются тоже как элементы родства. Характерно, что погребение в первобытности отражает пока еще не веру в загробную жизнь, а переживание родства с ним живых членов общины (идея сохранения тела, погребение внутри или вблизи жилища), а также родства покойного и его вещей, которые укладываются в погребение потому, что неразрывно связаны именно с этим человеком и не могут найти другое использование. Другими формами переживания родства с покойным в первобытности выступают трупопоедание, расчленение тела, сжигание, причем в них отражена диалектичность отношения к умершему: с одной стороны - общность с ним, с другой - осознание того, что смерть - принципиально иное состояние, чем жизнь (мертвое тело диктует необходимость как-то с ним поступить, заслуживает иного обращения, чем тело живое).

Следующая стадия становления первобытной ментальности - осмысление центра родства. Благодаря кому формируется человеческая общность? Возникает образ женщины, матери родства, матери рода. «Мы» - ритуал теперь включает фигуру женщины (буквально), которая помещается в центр ритуала. Ритуальное действо показывает ценность, значимость фигуры матери, которая обеспечила эту общность людей физически. Ритуал воспроизводит и основные моменты этого процесса. Это стадия появления рода.

Культурный слой мышления пополняется архетипами (термин К.Г. Юнга) - психомыслительными структурами коллективно-бессознательного, заключающими в себе основные ценности социума. Древнейшие архетипы: архетип круга, архетип матери, архетип огня и нек. др.. Кроме того, первобытное сознание обретает способность мыслить бинарно, т.е. с использованием парных взаимоисключающих категорий: мужское начало / женское начало; свет / тьма; верх / низ; чет / нечет и т.д.

К этой же стадии становления культуры относятся, по-видимому, наскальные росписи, изготовление «палеолитических Венер», что следует расценивать не как чисто эстетическую или чисто религиозную деятельность, но как жизнь духовного комплекса «Мы».

Из ритуала исчезают реальные предметы - они заменяются другими, «заместителями». Появляется специфически ритуальный технос, а также специальные знаки родства: амулеты, браслеты, татуировка, - означающие причастность к роду. Эти знаки практически неотделимы от своего носителя (что обеспечивает невозможность передать, потерять, бросить; то, что носится всегда с собой, напр. татуировка; возможно, древнейшей была женская, древнейший смысл которой - выражение родства). Отсюда берет свое начало фетишизм - поклонение неодушевленному предмету, которому приписывается сверхъестественная магическая сила. Возникает орнамент (ритмическая повторяемость одного и того же мотива) - это, по всей видимости, один из первых способов зафиксировать некую закономерность, повторяемость, цикличность, присущую реальности. Тогда же происходит и становление человеческого Языка, Слова.

Возможно, древнейшие значения слов носили именно ритуальный характери имели ритуальное происхождение. Так, исследования М.М. Маковского показали, что древнейшими индо-европейскими корнями были 3 корня со значениями «резать», «бить» и «огибать, гнуть», а исходной языковой основой был комплекс: полугласный (полусогласный) + гласный со значением «разрывать жертву», «гнуть», т.е. с сакральным значением, от которого могли ассоциативно отходить новые значения, ср.: бить, разбивать > двигаться > видеть; гнуть > огонь > цвет > блестеть.

Первобытное Слово было неразрывно связано с действием, движением, оно фактически сливалось с ним. Вероятно, первые слова не могли передаваться в темноте или на большом расстоянии (вне пределов видимости).

Появляется имя собственное. Первым его получает общность, затем составляющие ее индивиды. Получение (присвоение) имени лицу - первая ступенька к формированию личностного комплекса «Я». Индивидуальное имя и есть первое переживание «Я» как отдельного элемента «Мы». До этого имело место оборотничество: неотделимость человека от природы и коллектива, из чего следовала возможность мыслить себя кем-то или чем-то другим, мысленно перевоплощаться. Поименование индивида дало начало противопоставлению «Я» - «не -Я» и зарождению индивидуального самосознания.

Первичное имя еще не мыслилось отдельно от предмета. Дать имя - значило выделить предмет. Соответственно без имени - нет предмета, то, что не названо, не существует. С этим процессом связано появление словесных табу - запрета на называние имени предмета, если нежелательно его присутствие или появление.

С расширением знаковой деятельности человека возникает магия - манипуляция с заместителем объекта (знаком) с целью воздействовать на реальный объект, чтобы гарантировать себе будущий успех в производственной деятельности. Однако первобытная магия еще не приобрела знаково-символической природы, т.к. для древнейшего человека магическая реальность не отстояла от живой реальности, а представляла собой ее «продолжение», ее второе, магическое «обличье». Вот почему изобразительную деятельность первобытного человека нельзя интерпретировать как искусство (искусство оперирует образами, отражающими реальность); это – магическая деятельность, слитая с реальностью. «Древний человек, метая стрелы и ударяя глиняными шарами по изображению животного, совершал магическую операцию «охоты», - пишет Ю.Б. Борев. И продолжает, цитируя К. Бюхера: «Когда художник палеолита рисовал на скале животное, он рисовал реальное животное. Для него мир вымысла и искусства еще не был самостоятельной областью, отделенной от эмпирически воспринимаемой действительности. Он еще не противопоставлял, не разделял эти сферы, но видел в одной прямое продолжение другой». Принципиально различаются цели искусства и магии: «Искусство стремится воздействовать на человека, магия – непосредственно на действительность» (Ю.Б. Борев. Эстетика. – М., 1988. – С.323-324).

Об этой особенности свидетельствует и словесная магия, исходящая из уверенности в практической действенности слова, в то, что слово и есть непосредственно дело.

В эпоху мезолита происходит окончательное отслоение духовной культуры от культуры материальной.

В языке происходит отделение слова от предмета (вещи). Тем самым человеческое сознание фиксирует различие материального и идеального. Становится возможным формирование домифологических и дорелигиозных представлений – анимизма и тотемизма.

Анимизм (от лат. anima – «душа») – это такое представление, когда дух вещи (человека) воспринимается существующим отдельно от самой вещи (самого человека). Однако дух при этом понимается как двойник самого объекта, почти так же телесно.

Тотемизм (англ. totem из яз. индейцев ototeman – «его род») - это следующий шаг становления мифологического сознания. Охота и последующее поедание убитого животного внушали мысль о том, что тело человека есть как бы продолжение тела животного. Это, а также осознание своей зависимости от животного мира послужило толчком к отождествлению себя с животным. Так сформировалась идея о том, что животное-тотем – это предок и покровитель родового коллектива. По сути, это первый «проблеск историзма»: попытка ответа на вопрос: «Откуда мы? Кто мы такие?» Животное-предок - элемент природы, значит, тем самым человек осмысляет и свою связь с природой. Тотемизм - это древнейший способ «вписать» человека в мироздание. Магическая связь с тотемом, запрет убивать, поедать, иногда - называть (тревожить) его, вера в происхождение от него и в его покровительство – таковы основные характеристики тотемистических представлений.

Сферой закрепления тотемизма также была сфера ритуала. Возникшая специализация хозяйственной деятельности (охота – мужское занятие) обеспечила ассоциирование тотемного зверя с мужским началом. Именно мужчина представлял его в ритуальном действе. Отсюда берут истоки более поздние мифологические представления о браке женщины – матери рода с предком-тотемом, к которому родовая группа возводит свою мифологическую историю.

Очередной стадией культурогенеза было становление мифологического сознания, но данная стадия связана уже с переходом от первобытности к цивилизованности и появлением первых цивилизаций древности.

Первобытная культура носила синкретичный (нерасчлененный) характер: она отражала единство всех сторон человеческой жизни. Потому по отношению к ней рано говорить о конкретных видах человеческой деятельности: науке, производстве, искусстве, религии и т.д. Все они еще не выделились из единого комплекса.



Таблица. Эволюция материальной и духовной культуры в каменном веке



Эпоха



Стадия антропогенеза



Основные особенности материальной и духовной культуры (стадии социо- и культурогенеза)



Палеолит

Австралопитек,

Homo habilis

Стадия протокультуры (элементарной культуры). Тип культуры - непроизводительный: собирательство, охота. Появление орудийной деятельности. Галечная (прото)культура: оббивка, скалывание камня. Простейшие орудия труда (каменные рубила). Жизнь под открытым небом и освоение пещер. Освоение огня. Форма общности - первобытное стадо



Питекантроп, синантроп

Появление первобытной общины



Палеоантроп, неандерталец

Появление культуры производительного типа (собственно культуры)



Неоантроп,

Homo sapiens

Усложнение орудий труда: остроконечные скребла, ножи, сверла, наконечники из камня и кости. Добывание огня трением. Строительство жилищ из костей и шкур мамонта, пещерного медведя. Наличие погребений (возможные зачатки религиозных верований); в одном из них обнаружена пыльца 8 цветов - наличие новых знаков, не свойственных животным. Истоки искусства: пятна охры, ритмически чередующиеся штрихи, насечки, зигзаги и спирали. «Звериная скульптура»: голова убитого зверя венчает естественное возвышение, позднее - специально сооруженный постамент. Это символическая фигура для совершения ритуальных, магических действий. Рядом обнаруживают камни шаровидной формы, предназначенные для метания



Антропогенез завершен

Зарождение родового строя - осмысление человеком своей общности - рода. Эпоха матриархата. Развитие обработки кости. Строительство долговременных жилищ. Развитая наскальная живопись. «Первобытный реализм» в изображении фигуры зверя. Натуралистичность. Изображение вначале контурное, затем контур заполняется характерными признаками: внутренности, остов. Профильное изображение. Обводка фигуры человека, напоминающая скафандр (тень, отбрасываемая на стены и потолок пещеры). Дальнейшее развитие «звериной скульптуры» - она (в том числе и голова) может быть целиком вылеплена из глины. Изготовление женских и мужских фигурок из кости, камня, глины с подчеркиванием половых признаков так наз. «палеолитические Венеры и Аполлоны». Первые музыкальные инструменты: в Черновцах обнаружена флейта из оленьего рога

Мезолит



(Произошло изменение климата - конец оледенения) Орудия труда - мелкие (микролиты); появление лука и стрел. Появление хозяйственных предметов: посуда из необожженной глины, бусы, гребни, иглы. Амулеты. Зачатки земледелия и скотоводства (одомашнивание животных). Изобразительная деятельность: появление многофигурных композиций

Неолит



«Неолитическая революция» (термин Г. Чайлда): Окончательный переход от присваивающей деятельности (использование готового природного продукта) к производящей (производству продуктов с помощью орудий труда) и добывающей. Производительный тип культуры в форме земледелия и скотоводства. Непроизводительный тип сохраняется в форме охоты и рыболовства. Изменение технологии производства благодаря открытию обжига глины и появлению керамики (начало керамического века). Освоение операций шлифования и сверления камня и дерева. Возникновение ткачества на основе плетения. Появление дуально-фратриальных семейно-брачных отношений (браки между представителями двух разных родов) и переход от матриархата к патриархату. Изобразительная деятельность: монументальная роспись пещер не встречается, но получает распространение «мобильное» искусство (изображения на мелких предметах, которые можно переносить). «Первобытный реализм» сменяется схематизмом, что знаменует появление абстрактного мышления


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.