.RU

1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров - старонка 26


Типология ПП
1. По цели высказ-я:повест.(повеств-е,описание,сообщ-е), вопр., побудит. 
2. По эмоц. окр.воскл./невоскл. 
3. Утв(выр-ся принадл-ть приз-ка предмету,независ.приз-к,бытие предмета)/отриц.(отриц-е ч-цами не и ни) 
4. Членим.(им.гл.чл и м.содерж. второст.)/нечл.(не м.б.дополн.второст.чл.) 
5. Односост. и двусост. – разл.сп-бом выр. предик.значения.
6. Распр.(гл.чл.+второст.)/нераспр.(т-ко гл.чл)
7. Осложненные и неосложненные. 
8. Полн(все структ.необходимые чл.п.)/неполн.(словесно не выр.один или нес-ко чл.П:Я пойду в красном свитере,а ты-в белом
 
19. Двусоставное предложение. Характеристика и классификация двусоставных предложений.
Двусоставное предложение – имеет группу подлежащего (подлежащее + относящиеся к нему слова) и группу сказуемого (сказуемое + относящиеся к нему слова). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они противопоставлены второстепенным членам по формальному и содержательному аспектам.
Содержательная характеристика: подлежащее – то, о чем говорится в предложении, сказуемое – то, что говорится о подлежащем.
Формальная характеристика: наиболее независимые формы. Именительный падеж существительного для подлежащего, кроме тех случаев, когда подлежащее выражено словосочетанием, для глагола – личная форма.
Связь подлежащего и сказуемого – разные точки зрения:
1)вербоцентрическая концепция 
2)главное – подлежащее (Шахматов) – отразилось в грамматике 54 (сказуемое грамматически зависит от подлежащего, хотя они оба главные члены)
3)координация – взаимосвязанность 2х членов. Подлежащее определяет род и число в сказуемом – это направление связи Белошапкова определила как согласование. В подлежащем сказуемое определяет форму именительного падежа – это управление.
                                 управление
подлежащее   сказуемое                            =координация         
                                    согласование        
29. Односоставное предложение. Типы односоставных предложений в современном русском языке. Особенности использования и функции односоставных предложений в текстах разных стилей.
Вопрос об односоставных предложениях по-разному решался в истории русского синтаксиса. Первым выделил односоставные предложения Шахматов («Синтаксис русского языка»). До него односоставность объяснялась пропуском по какой-либо причине => предложение классифицировалось как неполное.
Основа теории Шахматова – психологическая концепция предложения. Психологическая основа предложения – это акт коммуникации. Коммуникация – это передача другим людям сочетания представлений, которые приводятся волей говорящего в предикативную связь. (т.е. коммуникация больше чем суждение.)
Простая коммуникация – это передача двух представлений, 1 – психологический субъект, 2 – психологический предикат. 
Психологический субъект – это представление господствующее над другим представлением  (предикатом).
Субъект и предикат коммуникации могут находиться к различных отношениях между подлежащим и сказуемым.
Собака убежала.    ← представление о признаке – т.е. предикат.

представление о предмете- т.е. представление о субъекте, главенствующее над предикатом.
Типы односоставных предложений:   (По Валгиной)
1)Определенно-личные (главный член выражается формой глагола 1 или 2 
лица настоящего и будущего времени в форме изъявительного или 
повелительного наклонения) Еду в кино.
2)Неопределенно-личные (главный член выражен глаголом в форме 3 
лица множественного числа настоящего времени или в форме множественного 
числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое 
неопределенными, т. е. необозначенными лицами) В больницу принесли письмо.
3)Обобщенно-личные предложения (главный член в основном выражен глаголом 
2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; обозначенное 
глаголом действие в таких предложениях в равной степени относится к любому 
лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно) С кем поведешься, от того
 и наберешься. Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не 
храним, потерявши –плачем. Век живи, век учись.
4)Безличные (главный член не допускает обозначения субъекта действия в
 форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо 
от активного деятеля) Светает. В боку колет. В коридоре накурено. Кругом ни души.
5)Инфинитивные (главный член выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого слова в предложении, по значению эти предложения модально окрашены
 и выражают долженствование, побуждение, необходимость, возможность
 и невозможность действия) Лицом к лицу лица не увидать. Учиться, учиться и
 еще раз учиться. Нам бы сессию сдать.
6)Номинативные (главный член выражен именем существительным
 или субстантивированной частью речи в именительном падеже, 
утверждается  наличие, существование явления или предмета, называемого 
главным членом) Зима. Стол. Вот окно. Ну и глупость! Какая досада! Только 
бы здоровье.
Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями 
1)Заголовки, надписи на вывесках, названия. Универмаг.
2)Именительные представления и именительные темы – существительное 
в именительном падеже, которое предшествует предложению и употребляется
в форме размышления, вводит тему, подготавливает восприятие 
последующего высказывания. Время… Как быстро оно летит.
3)Конструкции, являющиеся сообщением о ком-либо или о чем-либо, названном
 в предшествующем контексте. Это предложения с главным членом-сказуемым
 в форме именительного падежа. Ты кто? – Студент.
 
 
30. Определенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
определенно-личное – О/с предложения – предложения, где главный выражен глаголом, указывает на личное окончание, на определенное лицо, которое может быть лицо говорящего или собеседника. 
обобщенно-личное – Основной критерий семантический
 (главный член выражается формой глагола 1 или 2 лица настоящего и 
будущего времени в форме изъявительного или повелительного наклонения)
Еду в кино.
Различаются два тип определённо-личных предложений в зависимости от формы выражения глагола-сказуемого:
1)сказ. Выражено формой 1-го и 2-го лица изъявительного наклонения: НЕ ХОТИТЕ ли чаю?
2)сказ. Выражено формой 2-го лица повелительного наклонения: ИДИТЕ, ВЫПОЛНЯЙТЕ приказание….
 
 
31. Неопределенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
Односост.бесподлежащное предложение, главный член кот выражен глаг в форме 3-го лица м.ч. настоящего или будущего времени… либо в форме множественного числа прошедшего времени или сослагательного наклонения и обозначает действие, совершенмое неопределёнными лицами, не обозначенными вследствие их неизвестности или намеренного устранения из речи: КРИЧАЛИ далеко…; ОТВЕЛИ БЫ мне участок в шесть соток неподалёку от автозавода.
 
 
32. Обобщенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
Обобщенно-личные предложения (главный член в основном выражен глаголом 
2 лица единственного числа настоящего и будущего времени, реже  в форме 1-го или 3-го лица м.ч; обозначенное 
глаголом действие в таких предложениях в равной степени относится к любому 
лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно… мысленно можно подставить подлежащее «все», «каждый, любой»)
С кем поведешься, от того
 и наберешься. Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не 
храним, потерявши –плачем. Век живи, век учись.
Осн. Функция – выражение общих суждений, сентенций, чсасто  воплощаемых 
в пословицы и поговорки: ЛЮБИШЬ кататься – ЛЮБИ и саночки возить….
В ОБЛП может выражаться действие, часто происходящее, относимое к 
самому говорящему: ИДЁШЬ вдоль опушки, ГЛЯДИШЬ за собакой, а между 
тем любимые образы… - приходят на память…
 
 
 
33. Безличные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.
Безличные (главный член не допускает обозначения субъекта действия в
 форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо 
от активного деятеля) Светает. В боку колет. В коридоре накурено. Кругом ни души.
Безличные предложения:
БЛП – это такие предложения, ГЧП называет процесс или состояние, независимое от активного деятеля. 
Шахматов: Их ГЧП не вызывает представления о лице, о предмете. 
Пешковский: Это предложения, в которых не может быть подлежащего по самому изх строению. 
Субъект устранен не только из речи, но из мысли.
Грамматические модели БЛП:
1.   Собственно безличные глагол
·    Невозвратно-безличные
·    Возвратно-безличные
2.   Личный глагол в значении безличного
3.   личный глагол в безличной форме с отрицанием. 
Неглагольные БЛП:
1.   В составе глагольного члена слова СКС.
2.   Краткие страдательные причастия Прош времени
3.   Отрицательные слова нет, негде, нечего, некого, некуда в сочетании с инфинитивом и со связкой. 
4.   ФЕ с безличным глаголом.
Семантические группы БЛП:
1.   Обозначают состояние человека или животного, состояние окружающей среды
2.   Значение стихийности, непроизвольности
3.   ГЧП обозначает наличие или недостаток чего-нибудь.
 
35. Неполные и эллиптические предложения. Функции неполных предложений в диалогической речи. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических конструкций.
Неполное предложение – предложение с лексически незамещенными синтаксическими позициями. Основная сфера употребления – разговорная речь, диалог. Неполнота снимается контекстом. Все неполные предложения соотносятся с полными.
Неполные предложения делятся на:
§   контекстуальные – это неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте (в ближайших предложениях или в том же)
Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои.
§   ситуативные – это неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой
Кто-то постучался. Она приоткрыла дверь. – Можно? – спросил он тихо.
      У Шахматова и у Пешковского неполные предложения объединяют разные по структуре предложения:
§   реплики диалога
§   самостоятельные по употреблению неполные предложения, особенностью структуры которых является отсутствие сказуемого
§   устойчивые фразы – не сочетание
§   предложения в составе сложных предложений
Эллиптические предложения были выделены как разновидность неполных, но сейчас их рассматривают отдельно. Эллиптические предложения – это самостоятельно употребляемые предложения, где устраненное глагольное сказуемое не возмещается из контекста или ситуации.
Роды эллиптических предложений по связи с общим значением:
§   предложения со значением движения, перемещения Татьяна в лес, медведь за ней
§   предложения со значением речи, мысли Я ему про Фому, а он мне про Ерему
§   предложения со значением битья, ударов Вот я тебя скалкой
§   предложения со значением брать, хватать Я за свечку, свечка в печку
§   предложения со значением наличия, бытия Вокруг месяца бледные круги
Золотова ставит под сомнение выражение эллиптичности предложений, так как есть самодостаточная структура, выражающая свое значение вне контекста. Я за свечку – свечка в печку. По Золотовой, если есть модель в языке, то, следовательно, это полное предложение. Неполные только те, которые обусловлены конкретной ситуацией в речи.
В грамматике 70 и 80 Шведова считает, что неполные предложения – это регуляция реализации: Ты уже купил эту книгу? – Купил. Схема одна и та же W.Vf , но контекстуально обусловленная неполная регуляция реализации.
 
 
Сложносочиненные предложения. Типы сложносочиненных предложений. (+40)
Средства связи частей.
ССП-1 из типов СП, в котор.объед.сочинит.связью.
1)интон.2)союз3)типиз.лекс.эл-ты:частицы(все же, тем не менее, именно, как раз, все-таки), наречия и их ФЕ аналоги(потому, поэтому, в рез-те, вследствие этого, дальше, потом), ввод.слова и констр(следовательно, естественно, значит).4)анафор.мест.и нар.(это, сюда).5)повторы:лексич, словообр., синонимич., антонимич.6) Общий ВЧП или придат. 7) СФГС 8)соотн.мод.кланов частей:ПН=ИН Бвр. 9) Sпарал. 10) полнота предик.части. 11) порядодк следов.частей. 12)единый мод.-врем.план.
классиф. 
Сопост.-против. И разделит. ССП.
Сопост-против ССП-это закр.структуры с сопост-против союзами, в кот.выр.смысловые отн.несоотв., сопост., противопост. 2 событий. М.б. гиб.и негиб.
Подтипы:1)сопост.-сравнивают, но не искл.события. А, ЖЕ(с-ч), ЕСЛИ-ТО, МЕЖДУ ТЕМ-КАК. 2) противопост.-противореч.др.др.факты,события. ОДНАКО, НО, ДА(=НО), ЗАТО, НО ЗАТО, ТОЛЬКО(с-ч): а)против-огранич.-события 2 части мешают осущ.первой(Пошла бы за грибами, но детей не с кем оставить); б)против-уступ.-одно соб.должно вызвать другое, но не вызвало((хотя)В доме у меня была своя комната, но жил я на дворе в хибарке.; в)против.-возместит.-соб.2 части нейтрализ соб.1 части.Союзы ЗАТО, НО ЗАТО, ДА, НО ТОЛЬКО.(Много труда предстоит крестьянину, но зато зимой он отдохнет).
Разделит ССП - откр. гиб. стр. 1)взаимоисключ.: ЛИБО-ЛИБО 2)чередов.-перечень сменяющих др.др.событий:то солнце светит, то туча. 3)Альтер.мотивация. Союзы А ТО, А НЕ ТО, ИНАЧЕ (Проси пощады, а то хуже будет)
 
40. Сложное предложение. Общая классификация сложных предложений. Синтаксические отношения между частями сложного предложения и средства их выражения. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.