.RU

Особенности межличностного взаимодействия людей с практической направленностью мышления.Н.В. Володина

Особенности межличностного взаимодействия людей с практической направленностью мышления.
Н.В. Володина


В современном обществе достаточно чётко обозначается роль субъект - субъектного компонента в предметной деятельности: другой человек и построение взаимоотношений с ним часто выступает как средство достижения цели. В связи с этим актуальной для изучения становится сфера общения. Общение здесь выступает как условие эффективности деятельности и реализации поставленных трудовых задач. Целью нашей работы стало исследование особенностей межличностного взаимодействия, связанных с практической деятельностью.

Методологически важен вопрос оценки вовлечённости и, следовательно, степени влияния практической деятельности на сферу общения. Здесь в качестве критериев можно выделить количественно-качественные показатели, экспертные оценки. Одним из критериев мы предлагаем считать комплекс когнитивно- личностных установок, называемый практической направленностью мышления.

Практическая направленность мышления- свойство познавательной активности, характеризующее её подчинённость предметно-преобразовательным целям, ориентацию на результат. Для диагностики практической направленности мышления и выделения экспериментальной группы мы использовали специально разработанный нами ранее опросник (2003-2004). Исследование аспектов межличностного взаимодействия испытуемых включало диагностику коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения. Большое внимание было так же уделено исследованию мотивационно- потребностной сферы практиков как глубинной основе эффективности и индивидуально- стилевых характеристик общения.

Рассмотрим полученные результаты:

Исследование перцептивной сферы выявило ряд её качественных особенностей, а так же процессуальных характеристик. Были выделены основные наиболее часто встречающиеся при восприятии другого человека признаки, важные для «практиков»:

- группа мировоззренческих качеств партнёра- выраженность активной жизненной позиции, ориентации на перспективы и достижения, жизненная мудрость, направленность на дело, открытость опыту

- черты, связанные с успешностью в деятельности- компетентность, надёжность, ответственность, материальная обеспеченность и (или) статус как показатель эффективности, опыт

- особенности взаимодействия, установления и поддержания контакта

- «срабатываемость», лёгкость в общении, податливость манипулятивным влияниям, позиция партнёра по отношению к себе (например, его статус, что является субъективно важным для эффективной реализации групповой деятельности- на это также указывают результаты методик Шутца и Стефансона) и пути её преобразования

- особенности, свидетельствующие о «полезности», возможности использования ресурсов партнёра для реализации (личных) целей

- ёжелание, способность и конкретные средства для разрешения проблем, которыми обладает партнёр.

Выделенные шкалы и основания классификации имеют высокий индекс констеллятивности (решётка Хинкла в методике Келли), то есть большую степень интегрированности и взаимосвязей друг с другом. Это, а так же меньшая дисперсия результатов по выполненным методикам свидетельствует о внутренней согласованности, гибкости и целостности восприятия партнёра по общению, об оперативности построения его образа. Однако, в то же время такая система менее чувствительна к выделению новых качеств, более связана с индивидуальным опытом, иногда менее объективна и разнообразна.

В процессе восприятия ситуации общения (м-ка Келли и м-ка интерпретации жестов, поз и мимики) у практиков наблюдается активное рационально- преобразовательное поведение, включение в ситуацию (феномен мышления действиями): они были склонны оперировать предъявляемыми стимулами, сравнивать их между собой, противопоставлять, приводить примеры из жизни. Это свидетельствует об инструментальном подходе, наличии стереотипии включения активной поисково-преобразующей позиции, а также о гибкости системы усвоения и анализа социального опыта. В ситуации общения практики непрерывно производят оценку своих действий и поведения партнёра, соотносят результат с задачами, производят соответствующую оперативную корректировку своего поведения. Напротив, в контрольной группе была отмечена большая эмоциональность, меньшая включённость, оперативность и эффективность.

Значимой особенностью коммуникативной стороны общения практика следует считать большую эффективность восприятия невербальной информации о партнёре. Она проявилась в повышенной адекватности восприятия мимики, жестов и поз. Зафиксирована так же повышенная чувствительность к невербальным проявлениям лжи. В основе таких результатов лежит детерминированная практической деятельностью склонность к невербальным обобщениям, а так же высокий личностный смысл правильной оценки ситуации, построения эффективного взаимодействия и достижения цели.

Теперь обратимся к особенностям интерактивной стороны общения «практиков». Несколькими методиками подтвержден средний уровень общительности: между контрольной и экспериментальной группами нет значимых различий в интенсивности общения. Данное отличие акцентирует внимание на стилевых характеристиках общения и навыках эффективного взаимодействия.

Дальнейший анализ особенностей работы в группе позволил выявить интересный факт. Во-первых, практически направленные испытуемые имеют меньшую зависимость от мнения окружающих, так как полезависимость и конформность не совместимы с самостоятельностью и инициативой, которых требует практическая деятельность. Во-вторых, значимой является потребность в социальном контроле, которая часто фрустрирована. По нашему мнению, полученные результаты свидетельствуют о двух противоречивых потребностях и позволяют обозначить актуальную тенденцию. Практически направленные испытуемые имеют высокую потребность самостоятельно регулировать деятельность и осуществлять контроль над функциями других участников группы, при этом они демонстрируют пониженное желание подчиняться контролю с их стороны. В то же время групповая деятельность является субъективно важной и ценной, что способствует появлению внутреннего конфликта. Разрешение данного конфликта ведёт к развитию управленческих навыков.

Помимо отдельных характеристик, как и ожидалось, значимые показатели получены в более глубинной, мотивационно - потребностной сфере. По результатам методики Дж. Келли конструкты влияния на партнёра имеют больший удельный вес в выборке «практиков». Это так же проявилось в более высоком уровне макиавеллизма практиков по сравнению с контрольной группой. Данные особенности свидетельствуют о выраженности комплексной перцептивно-деятельностной установки личности и манипулятивном подходе к действительности и общению.

В связи с доминированием преобразовательной мотивации практически направленные испытуемые склонны воспринимать происходящие события инструментально, они имеют тенденцию уделять повышенное внимание и роль реализации задач, рассматривая окружающие объекты и свои действия через призму их пользы в достижении цели. В целом, преобразовательная деятельность, как организующий фактор, довольно жёстко определяет особенности взаимодействия «практика», подчиняя их критериям пользы и релевантности.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.