.RU

Между двух революций - старонка 58

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЖИЗНЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

1 О. Е.А. Вулихе Белый сообщает в письмах к матери из

Мюнхена от 22 октября (н. ст.) 1906 г.: "...провожу время только с В.

В. (Владимировым) да еще с одним русским" и 31 октября (н. ст.) 1906 г.:

"Один только русский (еврей) - друг В. В. пришелся мне очень по душе. Это

социал-демократ, человек благородный и неподкупно честный. Может быть, через

месяца полтора он будет в Москве. Прошу тебя, милая мама, отнесись к нему

поласковей. Он такой одинокий, гордый и замкнутый, с виду даже неприятный,

но в душе удивительный человек. Я ему дам письма к московским знакомым"

(ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 358). Во время пребывания в Москве Вулих

познакомился с А. Д. Бугаевой: в одном из писем к Белому (от 6 мая 1907 г.)

он передает привет ей и Евдокии Ивановне, - видимо, прислуге Бугаевых (ГБЛ,

ф. 25, карт. 13, ед. хр. 16).

2 "Сецессион" ("Sezession") - наименование ряда немецких и австрийских

художественных группировок конца XIX - начала XX в., объединявших художников

различных направлений, противопоставлявших себя официальному академическому

искусству. Мюнхенский "Сецессион" был основан в 1892 г. 26 октября (н. ст.)

1906 г. Белый писал В. Я. Брюсову: "Сецессион" - просто дрянь. В

некультурных выходках московских художников больше свежести, чем в

зализанном, учтиво-приторном модернизме сецессионистов" (Литературное

наследство, т. 85. Валерий Брюсов. М., 1976, с. 392).

3 Белый поселился на этой улице (Barer Strasse, 53) по приезде в Мюнхен

4 октября (н. ст.) 1906 г.

4 "Ворота победы" (Siegestor) были воздвигнуты в 1843 - 1852 гг. по

проекту Фридриха фон Гертнера. Ворота увенчивает бронзовая женская фигура с

квадригой львов, символизирующая Баварию.

5 В Швабинге (предместье Мюнхена) В. И. Ленин и Н. К. Крупская жили с

мая 1901 г. по апрель 1902 г. (Зигфрид-штрассе, 14).

6 Принц-регент Баварии Луитпольд (Карл-Йозеф-Виль-гельм; 1821 - 1912) -

дядя Людвига II; провозглашен регентом с 1886 г. при Людвиге II и при

сменившем его Оттоне I, душевнобольном.

7 Король Баварии Людвиг II был признан 7 июня 1886 г. душевнобольным и

поселен в замке Нейшванштейн на берегу Штарнбергского озера (Верхняя

Бавария), 13 июня того же года при непроясненных обстоятельствах утонул (или

был утоплен) вместе с сопровождавшим его д-ром Гудденом.

8 В баварском городе Байрейте по повелению Людвига II был построен

театр специально для постановок музыкальных драм Р. Вагнера; сам композитор

жил в Байрейте с 1872 г.

9 Традиционный баварский народный праздник, проводимый в Мюнхене

ежегодно с середины сентября до начала октября. В очерке "Мюнхен" (1906)

Белый пишет: "Мне посчастливилось быть на народном празднике "October-Fest")

(...). Баварец отправляется из города в эти дни в специально для этого

праздника воздвигнутые на широком поле пивные Валгаллы, неимоверной

величины. Тиролец-капельмейстер раздает народу книжечки с песнями,

прославляющими пиво и жизнь, и под музыку их затягивают тысячи крестьян,

крестьянок, солдат и интеллигентов. Сюда приходит баварец молиться своему

богу и раздирать рот в песне" (Арабески, с. 366).

10 Новая ратуша на Мариенплатц построена в неоготическом стиле в 1899 -

1908 гг.

11 Род Вёльсунгов, сказания о котором, восходящие к скандинавской

эпической поэзии ("Сага о Вёльсунгах", XIII в.), отразились в сюжете

музыкальной тетралогии Р. Вагнера "Кольцо Нибелунга".

12 Подразумеваются лекции Р. Штейнера, прослушанные Белым в Мюнхене в

августе 1912 г.

13 Frauenkirche - центральный собор в позднеготическом стиле,

построенный в 1468 - 1488 гг., наиболее известная достопримечательность

Мюнхена.

14 Обелиск на Каролиненплатц (1833; архитектор Лео фон Кленце),

воздвигнутый в память 30 000 баварских солдат, павших во время русского

похода Наполеона 1812 г.; "Глиптотека" (1816 - 1830; архитектор Кленце) -

музей древнегреческой и римской скульптуры.

15 "Пропилеи" - архитектурное сооружение на Кёнигсплатц, выдержанное в

классическом стиле (1862; архитектор Кленце).

16 Юлиан Отступник - герой "мировой драмы" Г. Ибсена "Кесарь и

Галилеянин" (1873), в двух частях (ч. I - "Отступничество цезаря", ч. II -

"Император Юлиан"); Боркман - герой его драмы "Йун Габриэль Боркман" (1896).

В Мюнхене Ибсен жил в 1875 - 1880 и в 1886 - 1891 гг.

17 Виттельсбахский фонтан (1891 - 1894) - наиболее известная

скульптурная работа Адольфа фон Гильдебранда, выполнена в неоклассическом

стиле.

18 См.: Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и

Собрание статей. Перевод Н. Розенфельда и В. А. Фаворского. М., Мусагет,

1914.

19 "Симплициссимус" ("Simplicissimus") - иллюстрированный еженедельник,

основанный в Мюнхене в 1896 г., отличался остросатирической направленностью.

20 "Сатирикон" - еженедельный сатирический журнал, выходивший в

Петербурге в 1908 - 1914 гг. (издатель - М. Г. Корн-фельд, редактор - А. А.

Радаков, затем - А. Т. Аверченко).

21 Художественные музеи Мюнхена, расположенные на Ба-рерштрассе, -

Новая Пинакотека, экспонирующая европейскую живопись и скульптуру конца

XVIII - начала XX в., и Старая Пинакотека, где собрана в основном живопись

эпохи Возрождения, преимущественно нидерландских и немецких мастеров.

22 Классические памятники французской готики XIII века - Амьенский

собор, строившийся с 1220 по 1288 г. по планам и проектам Роберта де

Люзарма, и часовня Сент-Шапель (1242 - 1248), сооруженная, по всей

вероятности, Пьером де Монтеро (Монтрейлем).

23 Белый сообщал матери из Мюнхена: "Вдумчиво изучаю старых немцев и

почти каждый день до 12 часов (в 12 иду обедать) сижу в гравюрном кабинете

Пинакотеки" (Воронин С. Д. Из писем Андрея Белого к матери. - В кн.:

Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1986. Л., 1987, с. 66 - 67).

Ей же он писал 14 октября (н. ст.) 1906 г.: "Здесь есть подлинные гравюры

Дюрера, этого гиганта старогерманской живописи, Леонардо. Есть и гравюры

Клингера. Старые художники поразительны, а молодые немецкие художники

значительно уступают русским" {ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 358).

24 Статья Белого "Принцип формы в эстетике" была напечатана в № 11 - 12

"Золотого руна" за 1906 г. (с. 88 - 96); см. также: Символизм, с. 175 -

194). Ученый-физик - видимо, А. И. Бачинский.

25 Г. Галилей, будучи 18-летним студентом Пизанского университета,

подметил, что продолжительность малых качаний маятника не зависит от

величины размахов; это наблюдение было сделано им в соборе над

уменьшающимися качаниями люстры, причем время он измерял биениями

собственного пульса.

26 Реймский собор - один из шедевров зрелой французской готики XIII в.

27 Ансельм, архиепископ Кентерберийский, и Вильгельм (Гильом) из

Шампо - наиболее крайние представители реализма в средневековой схоластике

(XI - XII вв.). В решении проблемы универсалий реализм утверждал, что чем

более общим является понятие, тем реальнее его существование в качестве

особой сущности, в противоположность номинализму (Беренгар Турский,

Росцелин, Абеляр) - философскому учению, согласно которому общее не имеет

онтологического содержания и которое признавало объективное существование

лишь единичных предметов.

28 Имеется в виду работа Порфирия "Введение в категории Аристотеля"

(III в.), бывшая для средневековой философии основным толкованием Аристотеля

и оказавшая огромное влияние на средневековую схоластику; поставленный

Порфирием вопрос о реальности понятий послужил основным исходным пунктом для

дискуссий между реалистами и номиналистами.

29 Ср. запись Белого о январе 1916 г.: "...раза 3 в неделю уезжаю в

университетскую библиотеку в Базель, где усиленно работаю над литературой о

Раймонде Луллие; читаю французскую монографию о нем (забыл автора) (...),

читаю "Ars brevis" Раймонда и перехожу к "Ars magna", но - запутываюсь; и

читаю комментарии к Раймонду Джордано Бруно" {Ракурс к дневнику, л. 77 об.).

30 Над этим исследованием по истории и философии культуры Белый работал

в основном в 1925 - 1926 гг. и в мае - июне 1931 г.

31 Картина Грюневальда "Поругание Христа" (1503) в Старой Пинакотеке. В

письме к Брюсову от 26 октября (н. ст.) 1906 г. Белый называет Грюневальда в

числе "старых немцев", особенно ему близких (Литературное наследство, т. 85.

Валерий Брюсов, с. 392).

32 Заключительные строки 1-й части ("Вы шумите. Табачная гарь...")

стихотворения "Безумец" (март 1904 г.), входящего в книгу Белого "Золото в

лазури" (Стихотворения и поэмы, с. 142).

33 Цитата из 20-го стихотворения ("Der Wegweiser" - "Придорожный

столб") цикла Вильгельма Мюллера "Зимний путь" ("Die Winterreise"),

положенного на музыку Францем Шубертом (ор. 89, 1827); в переводе В. П.

Коломийцова: "Я пройду тот путь надежный,//Что нам всем закрыт назад..." (К

о ломи й-цов В. Тексты песен Франца Шуберта. Л., 1933, с. 99).

34 Маргарита Дидерихс, сестра Андрея Дидерихса. Из Мюнхена Белый

отправил на родину ряд приветственных открыток (матери, Брюсову и др.),

подписанных кроме него Владимировым, Вулихом, сестрой и братом Дидерихс.

35 В 1906 г. Т. Манн жил в Мюнхене по адресу: Франц-Йозефштрассе, 2.

36 Контаминация сокращенных и неточных цитат из "Путевых картин"

("Италия. I. Путешествие от Мюнхена до Генуи", 1828 - 1829) в переводе В. А.

Зоргенфрея (Гейне Г. Собр. соч., т. VI. Пб., 1922).

37 Ratskeller (нем.) - винный погребок (при ратуше).

38 Сокращенная цитата из "Путевых картин" в переводе В. А. Зоргенфрея

(Гейне Г. Собр. соч., т. VI, с. 25).

39 Ср.: "Simplicissimus" - сборный пункт художественной богемы Мюнхена.

Крошечный кабачок, а приди сюда весь Мюнхен, весь Мюнхен сумеет рассадить за

двумя десятками столиков умная Kathy Cobus, сорокалетняя хозяйка с черными,

хмурыми глазами, одновременно и строгими: усадит - и не будет тесно" (Белый

Андрей. Мюнхен вечером. - Киевские вести, 1908, № 165, 22 июня).

40 В марте 1919 г. Эрих Мюзам активно участвовал в борьбе за Баварскую

советскую республику, за что поплатился тюремным заключением более чем на

пять лет (1919 - 1924).

41 О, wie fein! (нем.) - О, как тонко!

42 И. Э. Грабарь приезжал в Мюнхен в ноябре 1906 г. (см.: Грабарь

Игорь. Письма. 1891 - 1917. М., 1974, с. 189). О встречах с Грабарем Белый

рассказывает в письме из Мюнхена к матери от 27 ноября (н. ст.) 1906 г.

(ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 358).

43 У Антона Ашбе, руководившего (с 1891 г.) школой-мастерской живописи

и рисования в Мюнхене, Грабарь учился в 1896 - 1897 гг. См.: Грабарь И. Моя

жизнь. Автомонография. М.- Л., 1937, с. 121-128.

44 Повесть "Городок" - первое произведение Ш. Аша, принесшее ему

известность, - была опубликована в 1904 г. "Жаргоном" Белый называет идиш.

45 В очерке о Ш. Аше Белый писал: "...неожиданно дружески мы сошлись в

кабачке. Так же дружески мы продолжали сходиться с Шоломом Ашем в кабачках,

кафе, друг у друга, на улице, у Пшибышевского. Потом он внезапно исчез, как

внезапно появился на моем горизонте. В то время я имел весьма далекое

представление о талантливом еврейском писателе и должен сознаться, что не

читал из него ни одной строчки"; о прогулках и разговорах с Ашем Белый

вспоминает: "Все это было так просто, так весело, что невольно яснело на

сердце; и шутливо болтали мы с Ашем о всяком вздоре: его детские выходки

забавляли меня (...), Аш - первый и, кажется, единственный из мне известных

писателей, с которыми можно совсем не вести "умных" разговоров о литературе

(...) в первый же день знакомства мы просто, как дети, "водились" с Ашем на

улицах Мюнхена, простаивали у витрин, тихо молчали у фонтанов, бесцельно

кружились - возвращались на круги своя" (Белый Андрей. Шолом Аш. Силуэт. -

Час, 1907, № 28, 16 сентября).

46 31 октября (н. ст.) 1906 г. Белый сообщал матери: "Я был на днях у

Пшибышевского. Это очень милый, любезный человек. Кажется, мы сойдемся

ближе. Он пригласил меня чаще наведываться" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр.

358).

47 "Homo sapiens" (1895 - 1898) - роман, "Be Profundis" - повесть Ст.

Пшибышевского.

48 Имеется в виду Казимеж Врочиньский (1883 - 1957), польский поэт и

драматург; о встречах с ним см. в письмах Белого к Брюсову (ноябрь 1906 г.)

(Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюссв, с. 396, 398). "Chimera"

(1901 - 1907) - литературно-художественный журнал, орган польского

модернизма.

49 Собрания сочинений Пшибышевского на русском языке были выпущены в

свет издательством "Скорпион" (т. 1 - 4. М., 1904 - 1906) и издательством В.

М. Саблина (т. 1 - 10. М., 1905-1911).

50 Название вокального цикла Ф. Шуберта (см. выше, примеч. 33).

51 Ср.: "В продолжение двух месяцев мне приходилось соприкасаться с

польской колонией в Мюнхене. Я оценил благоговейное отношение к закату

Пшибышевского; все видят его захождение, все знают, что мистерия его

творчества приходит к концу (...). Но молодежь, окружающая его, как бы

шепчет: "Свет тихий, свет вечерний". И грустным, мерцающим светом озарены

вечера Пшибышевского. И даже раскаты смеха там в грустных, бархатных тонах.

И на этих вечерях Пшибышевский как бы прощается со всеми" (Белый Андрей.

Пшибышевский. Силуэт.- Час, 1907, № 18, 2 сентября).

52 Письма Белого к С. А. Соколову не выявлены, однако сомнительно,

чтобы осенью 1906 г. Белый обращался к нему как представителю "Золотого

руна", поскольку Соколов ушел из журнала и широковещательно разорвал

отношения с Н. П. Рябушинским в начале июля того же года.

53 В 1907 г. в "Золотом руне" были напечатаны две поэмы в прозе

Пшибышевского - "Тиртей" (№ 2) и "Стезею Каина" (№ 11-12).

54 В очерке о Пшибышевском Белый писал: "Слов между нами не было

произнесено, слов внутренних: мы больше молчали с Пшибышевским о том, что не

всегда срывается с уст (...). Пшибышевский говорил мало: с неуловимой

властностью, прикрытой добродушием, заставлял он высказываться меня о

России. Мое описание похорон Баумана взволновало его (...) простота

отношений к людям у него не только от духовного аристократизма, но и оттого,

что он - интеллигентный пролетарий. В нем нет и следа гримасы, которая

всегда выступает из-под условного лоска буржуазных отношений. Аристократ и

пролетарий, товарищ и царь своеобразно соединены в Пшибышевском" (Час, 1907,
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.