.RU

Лекция 26 оценка эффективности Управления Изучаемые вопросы

Лекция 26


оценка эффективности Управления


Изучаемые вопросы:


1. Ресурсно-потенциальный подход к определению эффективности хозяйствования.
2. Методологические основы оценки результативности и эффективности систем менеджмента.
3. Понятие и оценка качества управления.

  1. Ресурсно-потенциальный подход к определению эффективности хозяйствования



Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», что означает возможность, мощность, скрытые возможности. Под потенциалом подразумеваются (согласно Большой Советской Энциклопедии) запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, региона, государства в определенной области.
До последнего времени эта категория применялась в основном только для обобщенных количественных характеристик (фонды, людские ресурсы) народного хозяйства в целом.
К потенциальным возможностям относятся кадры, финансы, средства производства, информационные ресурсы, организационный потенциал, инновационный потенциал, инфраструктура рынка, строительный потенциал, транспортный потенциал и др.
Взаимосвязь между потенциалом любой социально-экономической системы, уровнем и значением его фактического использования на временном интервале может быть представлена в виде графика.

Рис.1. Потенциальные возможности производства
Ось ординат характеризует размер потенциальных возможностей производства {ПВП), фактическое значение его использования (ФИП) и величину неиспользованной части потенциала социально-экономической системы. Ось абсцисс — темпы роста потенциала и периодичность оценки этих величин. Из графика видно, что за любой период времени (t) можно выделить заданное (потенциальное) и действительное (фактическое) состояние системы.
Поскольку максимально возможное приближение действительного состояния системы к заданному осуществляется только на основе управления, то потенциальный результат системы управления, который может быть получен в будущем, прямо соответствует величине неиспользованной части потен­циала системы.
Сокращение этой величины будет характеризовать частичный эффект управления производством.
По оценке специалистов, если общие потери, т.е. недоиспользование потенциала системы, принять за 100%, то потери по вине объекта управ­ления составят 20—30%, а остальные приходятся на субъект управления. Потери за счет внутреннего управления равны 40—50%, а остальные по­тери происходят за счет внешнего управления.

  1. ^ Методологические основы оценки результативности и



эффективности систем менеджмента


Методологические основы оценки результативности и эффективности систем менеджмента вытекают из самой задачи управления – обеспечить достижение определенных целей при наиболее эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также из определения эффективности в широком понимании этого слова. Эффективность работы характеризует достижение поставленных целей в сопоставлении с произведенными затратами. Таким образом, в самом понятии управления заложена идея эффективности.

^ Эффективность управления

– это результативность функционирования управляемой системы при минимальных затратах на управление. Изучение эффективности управления необходимо, чтобы анализировать и сопоставлять различные варианты систем управления, выявлять резервы их совершенствования, оказывать влияние на заинтересованность и ответственность управленческих работников за результаты их труда.
На рисунке 2 представлены виды эффективности управления.


Полная эффективность рассматривает ее как результат функционирования управляемой системы, т.к. производственный процесс является неотъемлемой частью производственно-хозяйственной деятельности. Локальная эффективность есть результат функционирования самой управляющей системы.
Экономический эффект – прямое улучшение технико-экономических показателей деятельности предприятия (например, увеличение объемов производства, продаж, снижение себестоимости продукции, увеличение производительности труда, прибыли). Социальный эффект характеризует динамику условий функционирования человеческого фактора (например, улучшение условий труда, социально-психологического климата в коллективе).
^ Полная экономическая эффективность оценивается основными (интегрирующими) показателями и дополнительными.
К основным показателям относят: темпы роста производства, темпы роста продаж, рентабельность производства, отнесенные к затратам на управление. Дополнительные показатели отражают эффективность использования ресурсов и отражают относительную экономию основных видов ресурсов (основных производственных фондов, оборотных средств, материальных затрат, фонда оплаты труда).
^ Локальная экономическая эффективность(Эу) в общем виде оценивается по формуле:

(1)

где Ру – результаты деятельности аппарата управления;
Зу – затраты на управление.
Результаты деятельности аппарата управления оцениваются уровнем достижения определенных целей, стоящих перед аппаратом управления, например, обеспечение оперативности, своевременности, ритмичности работы аппарата управления.
К локальным показателям этой группы относят: долю расходов на управление в общих затратах на производство; долю ФОТ руководителей и специалистов к ФОТ ППП; соотношение между темпами роста объема выпускаемой продукции и темпами роста затрат на управление.
^ Социальная эффективность оценивается косвенными методами (экспертным, корреляционно-регрессионным) и реже – методом прямого счета. Косвенные методы позволяют оценивать качество социальных процессов в коллективе и в ряде случаев – их влияние на технико-экономические показатели деятельности предприятия. Методы прямого счета применяются для избирательного количества факторов, например, для расчета увеличения выпуска продукции вследствие повышения трудовой дисциплины (Этд):
Этд = (Д1 – Д0)хЧ1хП1т (2)
где Д1 и Д0 – чел-дни, потерянные вследствие нарушения трудовой дисциплины в расчете на одного рабочего соответственно в отчетном и базисном периодах;
Ч1 – численность рабочих в отчетном периоде;
П1т – производительность труда одного рабочего в отчетном периоде.

  1. ^ Понятие и оценка качества управления



Эффективность управления тесным образом связана с его качеством. Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к его отдельным свойствам, а характеризует предмет в целом.
Первым признаком качества управленческой деятельности выступает

качество труда

, отражающее сущностные его особенности и производительную силу. Качество труда проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда есть функциональное назначение управленческого труда.
Качественными особенностями управленческого труда выступают:
-творчество как форма умственного труда;
-предпринимательский характер;
-инновационность;
-временные ограничения;
-коллективный характер (партнерство, корпоративность);
-рисковость.
Как видим, качественные характеристики управленческого труда многогранны: экономические, специальные, организационные и т.д. Их оценка и измерение предполагают обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями производственно-хозяйственной деятельности и ситуации.
В дополнение к общим характеристикам качества труда следует присоединить качественные характеристики управленческих работников, информационных ресурсов, средств и техники, трудовых взаимоотношений между работниками и коллективами, качество организации, условий и мотивации труда.
При оценке

управленческого решения

как процесса используются ка­чественные характеристики: оптимальность, экономичность, оператив­ность, эффективность, рисковость, социальная значимость, правовая за­щищенность. При оценке решения как результата воздействия определя­ется эффект, рассматриваемый как итоговая характеристика качества менеджмента.
Особенностью понятия «качество управления», обусловленного сущнос­тью управления как воздействия, выступает не только наличие качествен­ных свойств, но и их соответствие потребностям производственно-хозяй­ственной и социальной деятельности, а также соответствие прогрессивным тенденциям, мировым и отечественным стандартам, регламентирующим данные тенденции. Например, качество структуры управления выражается в обеспечении устойчивости деятельности в сочетании с гибкостью ее свя­зей и способностью приспособления в случае изменения ситуации и зада­чи. При этом обеспечивается соответствие объема и характера связей нор­мам управляемости. Последние связаны со спецификой функций, выполня­емых на данном уровне структуры, и объемом полномочий, закрепленных за данным уровнем (лицом). Так, на уровне дирекции предприятия норма управляемости составляет 5—6 человек (подразделений), имеющих выход на одного руководителя. Чем ниже уровень управления и однообразнее вы­полняемые функции, тем выше норма управляемости или диапазон контро­ля. На уровне мастера норма может составлять 25—40 человек в зависи­мости от особенностей производственной деятельности.

^ Качество системы менеджмента

проявляется в следующих характе­ристиках: социально-экономических — имидж и марка фирмы, ее место в мировом или национальном рейтинге, ценовая стратегия, экономичность; организационных — надежность, организованность, адаптивность, уро­вень интеграции и дифференциации управления, уровень децентрализа­ции и диверсификации; социальных и психологических — коммуникабель­ность, корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, совместимость, стиль руководства, соотношение формальных и неформальных структур, этичность поведения руководителей, профессио­нализм кадров; технологических — инновационность, уровень технологич­ности, техническая вооруженность.
Между качеством и эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая взаимосвязь. Качество выступает одновременно и как сред­ство, и как результат эффективности. То же можно сказать и об эффектив­ности, выступающей как средство и как результат высокого качества. По мнению И.М. Сыроежкина, «эффективность – это динамика объема деятельности, а качество – динамика ее
структуры».



2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.