.RU

Тема 10. Проблема человека в философии и науке - Тема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...

Тема 10. Проблема человека в философии и науке



  1. Человек как загадка мироздания и предмет философской рефлексии. Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. Человек как биосоциодуховный феномен. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

  2. Целостность человека. Основные проекции человеческой реальности: индивидуальная и личностная.

  3. Родовые особенности человека и способ его бытия. Социокультурные модусы человеческого присутствия в мире.

  4. Истоки экзистенциальных проблем и антиномичность человеческого бытия. Проблемность человеческого выбора, свободы и ответственности. Основные экзистенциальные модусы: одиночество, надежда, мужество, страх, любовь, ненависть и др. Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте современного человечества.

  5. Антропологический аспект глобализации. Вызовы современности и угроза антропологической катастрофы. Кризис гуманизма в ХХ веке. Проблема постчеловека.

Ключевые понятия по теме
Аксиология, антропология, бессмертие, гуманизм, дух, душа, духовность, индивид, индивидуальность, личность, мораль, нравственность, смерть, совесть, танатология, ценность, человек, экзистенция, эстетика, этика.
Темы для докладов и дискуссий

  1. Изменяется ли человек или его природа остается неизменной?

  2. Индивидуализм и коллективизм как два типа мировоззрения и поведения человека.

  3. Вызовы современности и угроза антропологической катастрофы.

  4. Идея человекобожия и сверхчеловека в культуре Ренессанса, Нового и Новейшего времени.

  5. Душа и тело: социокультурные, индивидуально-личностные и биологические проблемы.

Творческие задания
1. Поразмышляйте над высказываниями известных мыслителей? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения:
«Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства» (К. Маркс);
«Начало всего… есть благоразумие… От благоразумия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно» (Эпикур);
Когда кто-то спросил Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло?» – он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром» (Конфуций «Беседы и высказывания»);
«Моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем это принято считать» (А. Энштейн);
«Каждый хочет быть лучше окружающего мира и считает себя лучше его. Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает этот мир лучше других» (Г.В.Ф. Гегель).
2. Приведите доказательства тезиса «Человек есть высшая ценность», используя философские, религиозные, этические, социальные аспекты такого обоснования.
Тематика рефератов

  1. Человек как конечно-бесконечное существо.

  2. Философская антропология и проблема построения целостного образа человека.

  3. Специфика индивидуального бытия человека.

  4. Свобода воли и свобода выбора человека.

  5. Проблема свободы человека в условиях современной техногенной цивилизации и бегства личности от свободы.

  6. Манипуляция сознанием людей с помощью средств массовой информации как форма подавления свободы человека.

  7. Философское осмысление проблемы антропосоциогенез и его естественно-научные основания.

  8. Безграничная свобода как стихия хаоса.

  9. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека.

  10. Понятие ценностной ориентации.

  11. Общечеловеческие, социально-групповые и индивидуально-личностные ценности, их динамика и роль.

  12. Иерархия нравственных ценностей и проблема морального выбора.

  13. Эволюция идеи единства человека, природы и космоса в западно-европейской и славяно-русской философских традициях.

  14. Человек как целостность и противоречие.

  15. Антигуманизм концепции сверхчеловека в творчестве Ф. Ницше.

  16. Проблема исторической необходимости, отчуждения и свободы человека в философии раннего Маркса.

  17. Человек как космопланетарный феномен в структуре универсума.

  18. Человек в «постчеловеческом мире».

  19. Возможности естественного отбора и генная инженерия.

  20. Проблема становления человеческой личности.

  21. Проблема личности в XX веке.

  22. Индивидуальность как проблема философии и психологии.

  23. Проблема эволюции современного человека.

  24. Социальный прогресс и свобода личности.

  25. Философские аспекты проблемы биологического будущего человека.

Тема 11. Проблема сознания в философии



  1. Понятие сознания. Сознание как субъективная реальность и способ человеческого бытия.

  2. Проблема генезиса сознания. Сознание как предпосылка социокультурной эволюции человека.

  3. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

  4. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание. Роль самосознания в развитии и жизнедеятельности человека.

  5. Общественное сознание, его уровни и формы.

Ключевые понятия по теме
Бессознательное, идеальное, идеология, интенция, моральное сознание, образ, общественное сознание, обыденное сознание, политическое сознание, правовое сознание, самооценка, самосознание, сознание, творчество.
Темы для докладов и дискуссий

  1. Загадка происхождения сознания.

  2. Соотношение духа, души, сознания и сверхсознания.

  3. Роль самосознания народа в историческом процессе.

  4. Проблема искусственного интеллекта, прогнозы трансгуманизации.

  5. Уязвленное историческое самосознание (комплекс неполноценности) – симптом деградации общества.

Творческие задания
1. Поразмышляйте над этимологией термина «сознание» – «со-знание». Какие новые смысловые аспекты она раскрывает?
2. Заполните схему, отражающую отличия сознания человека от психики животных:
_______________ ?
целесообразное поведение
_______________ ? мышление
_______________ ?
мышление
___________ ? (рефлексия)
_____________ ? рефлексивных форм
Сознание
Психика животных

3. Проведите сравнительный анализ философского понимания сознания:
а) в эпоху античности и эпоху средневековья;
б) в идеалистической и материалистической традиции новоевропейской и современной философии.
На основе изученного материала составьте схему (таблицу), отражающую специфику понимания сознания мыслителями античности, средневековья, Нового времени и, в завершение, философами наших дней.
4. Поразмышляйте над высказываниями:
- «Человек не что иное, как слабейший в природе тростник, но это – мыслящий тростник… Все наше достоинство состоит в мысли» (Б. Паскаль);
- «Есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным» (З. Фрейд);
- «…Сознание есть не проявление некоей мистической способности человеческого мозга излучать «свет сознания» под влиянием воздействующих на него вещей – раздражителей, а продукт тех особых, т.е. общественных отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия» (А. Леонтьев).
5.Заполните таблицу, иллюстрирующую отличительные черты идеального и материального:

идеальное



Материальное



отражение действительности в форме ______ ?, ________ ?

совокупность объектов реальности, находящихся вне _________________ ?

существует ___________ ?

существует объективно

не имеет самостоятельного, вне материального мира существования

существует _________ ?, независимо ________________ ?

формы существования опосредуются через ________ ?

формы существования________ ?,
ничем не опосредованы

строится на функции высокоорганизованной материи, ______ ?

является причиной самой себя

__________ ? образ
___________ ? мира

сам ___________ ? мир

высшая форма __________ ?
восприятия мира

существует в форме_______ ?, _____ ?, ______ ?, __________ ?

содержание идеального –_________ ? мир и феномены __________ ?

содержание материального – совокупность ________ ? явлений и процессов _____ ?и ________ ?

6. Какую философскую проблему поднимает великий немецкий поэт и мыслитель И. Гете в данном фрагменте из «Фауста»?
Написано: «В начале было Слово» –
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало.
Я напишу, что мысль – всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь мысль творить и действовать не может!
Не сила ли – начало всех начал?
Пишу, – и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит
Но свет блеснул – и выход вижу я:
В Деянии начало бытия!
7. Что понимается под «моделированием интеллекта»? Постройте схему и произведите алгоритмизацию одного из вариантов создания искусственного интеллекта.
Тематика рефератов

  1. Сознание в психологии и философии.

  2. Оппозиция «материя и сознание»: способы интерпретации.

  3. Диалектика материального и идеального.

  4. Эмоциональное и рациональное, ценностное и познавательное, продуктивное и репродуктивное в сознании.

  5. Проблема души в философии и психологии.

  6. Обыденное сознание и здравый смысл.

  7. Кибернетические модели сознания.

  8. Дух и материя, душа и тело.

  9. Язык как знаковая система и средство общения.

  10. Проблема идеального в философии.

  11. Самосознание как проблема философии.

  12. Самосознание, самопознание и проблема «Я».

  13. Основные компоненты сознания.

  14. Вера и надежда как компоненты сознания.

  15. Коллективистское и индивидуалистическое сознание как два типа мировоззренческой ориентации.

  16. Бессознательное как психический феномен.

  17. Современные научные трактовки бессознательного.

  18. Проблема реальности духовного.

  19. Дух, душа, сознание, сверхсознание.

  20. Рациональное и иррациональное в духовных процессах.

  21. Мистический духовный опыт.

  22. Архитипическая модель К.Г. Юнга и коллективное бессознательное.

  23. Коммуникативные и эмпатические свойства сознания: сопереживание, сочувствие, симпатия, антипатия.

  24. Воображение как интегральная способность сознания.

  25. Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности человека.

  26. Феномен свободы воли и проблема волевой детерминации сознания.

  27. Модели психофизической проблемы.

  28. Душа и тело: социокультурные, индивидуально-личностные и биологические проблемы.

  29. Сознание и мозг: нейрофизические и нейропсихологические проблемы.

  30. Многообразие форм духовного опыта человека.

  31. Индивидуальное и общественное сознание.

  32. Обыденное и концептуализированное сознание.

  33. Феномены идеологизации и мифологизации сознания.

  34. Особенности массового сознания.

  35. Структура общественного сознания.

  36. Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека.

  37. Феноменология народного сознания: дух и душа народа.

  38. Архетипы народного сознания.

  39. Духовно-ментальные структуры как фактор детерминации исторических судеб народов.

  40. Специфика духовно-ментальных структур восточнославянских народов.

^ РАЗДЕЛ 4 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


Тема 12. Основные проблемы теории познания



  1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: гносеологический оптимизм и феномен скептицизма.

  2. Структура и динамика познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание, их основные формы.

  3. Социокультурная обусловленность процесса познания. Роль практики в процессе познания. Индивидуальное и внеиндивидуальное в познании.

  4. Проблема истины в теории познания. Истина и оценка истины и заблуждения. Истина и правда. Истина и вера. Критерии истины.

Ключевые понятия по теме
Абстракция, агностицизм, анализ, верификация, восприятие, гипотеза, гносеология, гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм, дедукция, догматизм, заблуждение, знание, идеализация, индукция, интеллигибельный, интуция, истина, конвенционализм, ложь, метод, наблюдение, наука, отражение, ощущение, парадигма, познание, понимание, понятие, практика, представление, проблема, релятивизм, синтез, скептицизм, суждение, теория, умозаключение, факт, фальсификация, формализация, эпистемология, эксперимент.
Темы для докладов и дискуссий

  1. Познаваем ли мир: агностицизм и его историческая разновидность.

  2. Истина и оценка: проблема соотношения познавательного и оценочного отношения к миру.

  3. Проблема соотношения знания и веры в процессе познавательной деятельности.

  4. Субъект и объект познания в интерпретации классической и постклассической философии.

  5. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

Творческие задания
1. Заполните схему возможностей познания мира:

________ ?


Нет

Да


пессимизм

____________ ?


оптимизм

Школы
___________
___________ ?

Школы
____________
____________?

Школы
___________
___________ ?


_________ ? идеализм


____ ?
Мах
____ ?

______ ?
______ ?

Эпикур
______ ?
______ ?

Кант


Платон
______ ?

2. Прокомментируйте следующее высказывание Аристотеля: «Мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет».
3. «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом».
Философу какого направления Нового времени могли бы принадлежать данные суждения о познании? Сформулируйте свое видение обозначенной проблемы взаимосвязи познания и практической деятельности.
4. Дайте объяснение выводу Н. Бердяева: «Познание есть объективация, и познание есть осознание объективации, оно выводит из царства объективации к царству духа и смысла».
5. Какой смысл заключен в положении Л. Фейербаха о том, что «познание бывает куплено лишь ценой потери невинности жизни»?
6. Назовите функции практики в познании и заполните схему:

практика

____________ ?
_______________ ?
_____________ ?
________
_______ ?:
дает исходный материал, подсказывает, что необходимо изучить
_____________ ?
ориентирует на способ изучения предмета
способна активизировать, направлять процесс познания
результат познания воплощается на практике
способствует установлению истинности, проверке теоретических положений
Тематика рефератов

  1. Многообразие форм познания.

  2. Особенности познания природного, социокультурного и духовного мира человека.

  3. Познание и мудрость.

  4. Цели и смысл познавательной деятельности.

  5. Познание и здравый смысл.

  6. Философия как познание и образ жизни.

  7. Знание и информация в познавательной деятельности.

  8. Современные теории познания.

  9. Агностицизм и его исторические разновидности.

  10. Механизмы социокультурной детерминации познавательной деятельности.

  11. Проблема субъекта и объекта познания в истории гносеологии.

  12. Феномен античного скептицизма.

  13. Роль интуиции в познавательном процессе.

  14. Проблема понимания в теории познания.

  15. Соотношение истины и ценностных ориентаций исследователя в познавательном процессе.

  16. Признание истины как ответственный акт.

  17. Постижение истины как путь осуществлений свободы.

  18. Прогностическая концепция истины.

  19. Вера как гносеологический феномен.

  20. Взаимодействие теории и практики в процессе познания.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.