.RU

Стихийные группы - 1 Выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых...


^ Стихийные группы.



СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ - кратковременные объединения большого числа лиц, с различными интересами, но собравшихся вместе определенному поводу и демонстрирующих совместные действия; возникают стихийно, не обязательно четко осознают свои цели.
Виды стихийных групп:
1) Масса – достаточно стабильное и организованное объединение людей,
обладающее нечеткими границами и собирающееся с какими-то
определенными целями.
2) Публика - кратковременное собрание людей в связи с каким-то зрелищем.
3) Аудитория – публика, которая находится в закрытом помещении.
4) Толпа – это многочисленное скопление людей, которые находятся в
непосредственном контакте друг с другом в состоянии повышенного
эмоционального возбуждения.
Данное скопление людей характеризуется своим изначальным стихийным
образованием или потерей организации и отсутствием или утратой общей,
для всех осознанной цели.
Признаки толпы:
1) многочисленность
2) высокая контактность
3) эмоциональная возбужденность
4) неорганизованность
5) неустойчивость цели
Виды толпы:
1. По степени активности:
1) пассивная (спокойная) толпа - люди слабо связаны друг с другом, не
обмениваются информацией. Разная степень эмоционального возбуждения.
2) активная толпа - толпа, которая готова действовать.
3) агрессивная толпа - эмоциональный уровень возбуждения и уровень
внешней активности высоки. В агрессивной толпе скапливается психическое
напряжение, основанное на чувствах фрустрации, гнева.
Главная особенность агрессивной толпы - деструктивное поведение по
отношению к окружающим предметам и людям.
Виды толп, объединенных чувством страха:
1) Панические
2) Спасающиеся
Общее:
- сильное переживание страха, высокое эмоциональное возбуждение
- отношение к ситуации не критическое
- низкий уровень осознания действий
Панические толпы.
Паника – состояние ужаса, которое сопровождается резким ослаблением
болевого самоконтроля.
Предпосылки возникновения паники:
1) Психофизиологические предпосылки (усталость, голод, бессонница, стресс
и т.д.)
2) Психологические (страх, неуверенность, удивление, чувство изоляции)
3) Социально-психологические (отсутствие целостности группы, групповой
солидарности, утрата доверия к лидеру, дефицит информации, панические
слухи)
Характеристики панической толпы:
1) Высокая степень угрозы для людей
2) Полная утрата организации
3) Механические действия участников толпы
4) Суженность сознания участников толпы
Паническое поведение отличается от нормального тем что в нем отсутствуют
когнитивные элементы. Человек переходит на эмоциональный уровень. В
панической толпе этапы конкретных действий чередуются с этапами
всплеска эмоций.
Этапы паники в толпе:
1) Этап эмоций. Внезапный шокирующий стимул. ( выстрел, истошный
крик )
2) Этап действий. Прерываются все ранее совершаемые действия.
3) Этап эмоций. Резкий эмоциональный всплеск.
4) Этап действий. Бессистемный поиск выхода из ситуаций.
5) Этап эмоций. Усиливается чувство страха, люди взаимно заражают
страхом друг друга.
6) Этап действий. Хаотичный поиск выхода, эгоистические тенденции,
сильные отталкивают слабых.
7) Этап эмоций. Возникает состояние обреченности.
8) Этап действий. Переломный. Появление лидера и организация группового
спасения.
9) Этап эмоций. Появляется надежда на спасение.
10) Этап действий. Организованный этап спасения.
11) Этап эмоций. Проявляются последствия панического состояния - тревога,
возбудимость, агрессия, усталость, вплоть до оцепенения.
Препятствует возникновению паники:
1) Степень доверия людей друг другу
2) Способность к сотрудничеству
3) Быстрая и организованная выработка решения по спасению
4) Присутствие людей, умеющих командовать и управлять большими
группами
Группы, которые трудно объединить:
1) Стяжательская толпа
2) Мародерская толпа
3) Демонстрирующая толпа
Формально-структурные характеристики толпы:
1) Форма толпы. В виде кольца с центром и периферией, либо форма
данного пространства.
2) Величина толпы.
3) Плотность толпы. Сколько людей на одном квадратном метре.
4) Активность.
5) Моторная. Передается ли информация.
6) Состав толпы: возраст, пол, статус людей.
Характеристика поведения человека в толпе:
1) деиндивидуализация.
2) зависимость от толпы.
3) темнота.
4) специфика в переработке информации. Легкое восприятие любой
информации, ее быстрая переработка и распространение при невольном
искажении и трансформации.
5) повышенная внушаемость.
6) повышенная физическая, психофизиологическая и психическая
активация.
7) нетипичность поведения.
Механизмы воздействия на человека в стихийных группах:
1) Заражение (подверженность человека определенным психическим
состояниям, основанная на передаче данного состояния при многократном
взаимном усилении)
2) Внушение (целенаправленное неаргументированное воздействие одного
человека на группу, которое оказывается при помощи убежденности
коммуникатора и использовании суггестивных механизмов внушения)
3) Подражание (в первую очередь лидеру; воспроизведение черт и образов
демонстративного поведения)
Массовые социально - психологические эффекты:
1) эффект не вмешивающегося свидетеля. Чем больше число людей - тем
меньше вероятность помощи потерпевшему.
2) эффект социльной уступчивости. В толпе люди отказываются отстаивать
некие обыденные нормы.
3) эффект притягательной силы большой группы. Чем больше группа, тем
больше желание человека присоединиться к этой группе.
Условия образования толпы:
1. Долговременные:
1) экономические
2) социальные
3) политические
2. Ситуативные. Они становятся катализаторами.

  1. Структурные характеристики малой группы.



Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, которое
связано непосредственным взаимодействием.
Качественные характеристики малых групп:
1) Контактность - возможность члена группы регулярно общаться с другими
членами группы.
2) Целостность - социальная и психологическая общность индивидов,
входящих а группу, позволяющая постороннему наблюдателю воспринимать
их как единое целое, приводящее к появлению у членов группы чувства
«мы».
Количественные характеристики:
Нижняя граница малой группы – 3 человека
Верхняя граница – 9-12 человек
В меньшем количестве - социальное пресыщение ( люди надоедают друг
другу )
В большем количестве - группа становится вторичной и из нее выделяются
первичные группы.
Параметры описания малой группы:
1) Композиция малой группы – совокупность индивидуальных особенностей
ее членов, которые значимы для характеристики группы как целого.
2) Структура малой группы - совокупность связей, которые складываются
между членами группы.
а) Межличностные предпочтения (социометрическая подструктура) – это
совокупность связей между членами группы, которые характеризются
взаимными предпочтениями и отвержениями. Социометрия основана на том,
что члены группы делают определенные выборы по определенному
критерию. Формируется два типа: лидер - отвергнутый.
Параметры социометрической подструктуры:
1) Социометричсекий статус – соотносительный авторитет членов группы
по признакам симпатии и антипатии.
Концепция Симонова. Эмоция - сигнал реализованной или не реализованной
потребности.
2) Взаимные эмоциональные предпочтения и отвержения.
3) Наличие микрогрупп, члены которых связаны взаимными выборами и
характер отношений в этих микрогруппах.
4) Социометрическая сплоченность - отношение числа положительных и
отрицательных выборов к числу возможных.
б) Коммуникативная подструктура – совокупность __________связей между членами
группы, которые характеризуются процессами приема и передачи
информации, циркулирующей в группе.
Основные характеристики:
1) Положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций.
2) Частота и устойчивость коммуникативных связей в группе.
Тип коммуникативных связей :
1. Централизованные сети– сети, в которых один из членов группы всегда
находится на пересечении всех направлений общения и играет основную
роль в организации основной деятельности.
a. фронтальные - информация от каждого передается к одному, а он передает
всем остальным.
b. радиальные - развернутая по радиусу фронтальная сеть
c. иерархические
2. Децентрализованные сети – все члены группы имеют равный доступ к
информации.
a. Цепная сеть
b. Круговая сеть
c. Полная сеть
в) Подструктура ролевых отношений – это совокупность взаимосвязей между
членами, которые являются следствием способности группы играть
определенные роли и выполнять определенные обязанности.
В каждой малой группе есть:
1) Лидер – симпатичен группе и в силу этого побуждает группу к действиям и
формирует ее программу
2) Эксперт – имеет знания, способности, навыки, умения, которые либо
актуально требуются группе, либо группа уважает.
3) Пассивный рядовой член - пассивен, легко приспосабливается к ситуации,
старается сохранить анонимность.
4) Крайний – Отстает от других членов из-за бездарности или отличия или
страха.
Может быть еще одна роль
5) Противник – оппозиционер, который активно выступает против лидера
Дополнительные роли: мученик, моралист, клоун.
Роли, связанные с решением задач:
1) Инициатор (генератор идей) - порождающий новые идеи, подходы к
решению задачи, преодолению трудностей.
2) Разработчик - детально прорабатывает идеи и предложения.
3) Координатор - координирует сиюминутные действия.
4) Контролер - направляет группу к цели, выявляет отклонение от цели,
фиксирует то, что на данный момент уже сделано.
5) Оценщик - оценивает решение задачи.
6) Черный критик - всегда пытается найти плохое.
7) Погонщик - мотивирует людей.
Роли в эмоциональной группе:
1) Вдохновитель - человек, который поддерживает любые начинания других
членов группы, вдохновляет людей на развитие.
2) Гармонизатор - выступает в качестве посредника в группе.
3) Примиритель - может поступиться с собственным мнением, чтобы
сохранить группу.
4) Диспетчер - регулирует процесс общения.
Любая группа вырабатывает свои нормы.
Нормировщик - либо применяет нормы, либо сам формирует какие-то нормы
для группы.
г) Подструктура социальной власти и влияния – совокупность связей между
членами группы, которая характеризуется направленностью и
интенсивностью из взаимного влияния.
Типы социальной власти:
1) Власть вознаграждения. В рамках этой власти влияние оказывается
посредством того, что мы предлагаем или обещаем что-то за подчинение
группе ( позитивные санкции ). "Власть пряника"
2) Власть принуждения. Группа влияет на своих членов, используя наказание
или лишая поощрения. "Власть кнута"
3) Легитимная (законная) власть. Все члены группы имеют убеждение в
законности влияния.
4) Референтная власть ( власть самоиндефекации ). Группа оказывает влияние
на поведение людей, играя на желании человека сблизиться с данной
группой.

  1. ^ Характеристики положения личности в группе.



Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Статус индивида в группе — это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.
Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений — это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то как он оценивает свое реальное положение. Действительный статус и его восприятие человеком могут не совпадать.
Другая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.
Существует много классификаций и названий групповых ролей. Набор ролевых функций определяется типом группы ее структурой. Так, например, в психокоррекционной группе многие роли носят яркие названия: «добродетельный моралист», «жалобщик», «хранитель времени», «страж демократии», «аут-сайдер». Набор ролей в группе также зависит от задач, которые она выполняет. Роли, связанные с групповой поддержкой, носят следующие названия: «поощряющий», «гармонизирующий», «идущий на компромисс», «охраняющий и выполняющий», «устанавливающий стандарты», «пассивно следующий».
В наиболее общем виде роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы, представлены в таблице 3.
Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их, как правило, лежат отношения власти — подчинения или предпочтения — отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где существует жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:
альфа—лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
бета — второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;
гамма-1 — приближенные, опора, соратники, команда альфы;
гамма-2 — обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
гамма-3 — оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» — ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;
гамма-4 — шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
омега — «козел отпущения» — лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль. Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей—детей, преступников.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для оптимизации контроля членами группы используются групповые нормы и групповые санкции.
  1. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  2. Контрольная работа
  3. Контрольная работа
  4. Контрольная работа
  5. Контрольная работа
  6. Контрольная работа
  7. Контрольная работа
  8. Контрольная работа
  9. Контрольная работа
  10. Контрольная работа
  11. Контрольная работа
  12. Контрольная работа
  13. Контрольная работа
  14. Контрольная работа
  15. Контрольная работа
  16. Контрольная работа
  17. Контрольная работа
  18. Контрольная работа
  19. Контрольная работа
  20. Контрольная работа
  21. Контрольная работа
  22. Контрольная работа
  23. Контрольная работа
  24. Контрольная работа
  25. Контрольная работа
  26. Контрольная работа
  27. Контрольная работа
  28. Контрольная работа
  29. Контрольная работа
  30. Контрольная работа
  31. Контрольная работа
  32. Контрольная работа
  33. Контрольная работа
  34. Контрольная работа
  35. Контрольная работа
  36. Контрольная работа
  37. Контрольная работа
  38. Контрольная работа
  39. Контрольная работа
  40. Контрольная работа
  41. Контрольная работа
  42. Контрольная работа
  43. Контрольная работа
  44. Контрольная работа
  45. Контрольная работа
  46. Контрольная работа
  47. Контрольная работа
  48. Контрольная работа
  49. Контрольная работа
  50. Контрольная работа
  51. Контрольная работа
  52. Контрольная работа
  53. Контрольная работа
  54. Контрольная работа
  55. Контрольная работа
  56. Контрольная работа
  57. Контрольная работа
  58. Контрольная работа
  59. Контрольная работа
  60. Контрольная работа
  61. Контрольная работа
  62. Контрольная работа
  63. Контрольная работа
  64. Контрольная работа
  65. Контрольная работа
  66. Контрольная работа
  67. Контрольная работа
  68. Контрольная работа
  69. Контрольная работа
  70. Контрольная работа
  71. Контрольная работа
  72. Контрольная работа
  73. Контрольная работа
  74. Контрольная работа
  75. Контрольная работа
  76. Контрольная работа
  77. Контрольная работа
  78. Контрольная работа
  79. Контрольная работа
  80. Контрольная работа
  81. Контрольная работа
  82. Контрольная работа
  83. Контрольная работа
  84. Контрольная работа
  85. Контрольная работа
  86. Контрольная работа
  87. Контрольная работа
  88. Контрольная работа
  89. Контрольная работа
  90. Контрольная работа
  91. Контрольная работа
  92. Контрольная работа
  93. Контрольная работа
  94. Контрольная работа
  95. Контрольная работа
  96. Контрольная работа
  97. Контрольная работа
  98. Контрольная работа
  99. Контрольная работа
  100. Контрольная работа
  101. Контрольная работа
© Помощь студентам
Образовательные документы для студентов.