.RU

4 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ - Конспект лекций по дисциплине "инвестирование"


^ 4 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ


В данной теме мы рассмотрим методы оценки опасности того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично. Эти опасности принято называть рисками. Для оценки риска допустимы три подхода, которые во многом связаны с характером проекта.
Первый подход представляется обязательным по отношению к “смелым” проектам, в большей или меньшей степени ломающим сложившуюся структуру производимой продукции и означающим стремительный прорыв на рынок. Для таких проектов риск связан, прежде всего, с опасностью неправильно оценить исходную ситуацию, в результате чего окажется, что сбыт нового товара идет неудовлетворительно. По этой причине для “смелых” проектов просто необходима разработка, по существу, всех возможных альтернатив решения задачи, поставленной перед собой авторами проекта, с тем, чтобы, взвесив эти альтернативы по вероятностям их реализации, принять окончательное решение.
Второй подход применяется тогда, когда нет особого разнообразия альтернативных решений, но сам проект достаточно сложен в том отношении, что охватывает весь жизненный цикл продукта – от проектирования до серийного производства. В этом случае важно оценить надежность каждой фазы, выявить наименее надежные звенья для того, чтобы заранее разработать для них мероприятия, направленные на снижение степени риска. Поскольку реализация сложного проекта охватывает несколько достаточно четко выраженных стадий, то и оценку риска целесообразно проводить по ним, т. е. по подготовительной, строительной стадиям и стадии функционирования.
Третий подход применяется к относительно простым проектам и, по существу, заключается в некотором усложнении расчетов в силу учета не просто средних значений, а характера распределений тех случайных величин, средние из которых используются в расчетах. Вряд ли надо доказывать, что спрос при всем желании точно (в математическом смысле) не может быть оценен. Максимум, на который можно рассчитывать, состоит в том, чтобы оценить распределение случайных величин, характеризующих спрос, и провести статистическое моделирование процесса, как необходимый этап для подготовки решений. То же можно сказать обо всех экономических параметрах расчета, поскольку они относятся вообще к предстоящим событиям. По этой причине уже большой смелостью является использование распределений, полученных на основе опыта (т. е. по произошедшим событиям) для того, чтобы характеризовать будущее.
В связи с описанными тремя подходами у читателя, естественно, возникает вопрос, какой подход использовать ему при подготовке бизнес-плана. Ответ на него достаточно прост - любой, ибо игнорирование возможных рисков представляет для него несравнимо большую опасность по сравнению с выбором не лучшего для проекта метода расчета рисков.

^ 5 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ


Финансово-кредитные отношения между субъектами инвестиционной деятельности представляют собой важную организационно   правовую форму регулирования инвестиционного процесса. Эти отношения возникают в условиях рынка по поводу мобилизации денежных ресурсов, необходимых для осуществления инвестиционных проектов.
Финансовое обеспечение проектов может осуществляться на безвозвратной или возвратной основе. Финансирование на безвозвратной основе   это предоставление денежных средств (осуществление затрат) различными инвесторами на неопределенное время в надежде на получение от реализации проекта в будущем доходов, которые покроют с прибылью эти расходы.
Финансирование на возвратной основе — это предоставление инвестором денежных средств на определенное время, с обязательством вернуть их к обусловленному сроку с процентами.
При первом методе источниками финансирования являются бюджетные ассигнования, государственные субсидии, средства внебюджетных фондов, собственные средства инвесторов, а также привлеченные ими средства (финансирование за счет выпуска акций).
При втором методе пользуются национальными кредитами, кредитами международных финансово-кредитных институтов, коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений.
Все большее значение как источник финансирования приобретают другие заемные средства: коммерческий кредит, ипотечные ссуды, средства кредитных союзов, средства от выпуска и продажи облигаций, средства от лизинговых и факторинговых операций.
Основными принципами финансово-кредитных отношений между субъектами инвестиционной деятельности являются договорной, прямой, целевой и непрерывный характеры финансирования, принцип взаимного финансового контроля.
Финансирование проектов осуществляется на основании договоров (контрактов) по мере их выполнения. В соответствии с этим принципом оплата работ или услуг производится после их выполнения в целом или по мере выполнения отдельных этапов.
Проектно-изыскательские работы обычно оплачиваются либо за проект в целом, либо за выполненную проектно-сметную документацию, необходимую для первого года строительства.
Строительно-монтажные работы могут оплачиваться за объект в целом, за отдельный конструктивный этап, например за нулевой цикл, наземную часть, отделочные работы. Вместе с тем в условиях инфляции чаще всего расчеты производятся помесячно, за фактически выполненный объем строительно-монтажных работ.
Технологическое оборудование может оплачиваться либо после его комплектной поставки, а по прямому договору   после его монтажа и комплексного опробования, либо по мере его поступления на стройку.
Прямой и целевой характеры финансирования обусловливают поступление средств непосредственно заказчику и только на тот объект, для сооружения которого они предусмотрены.
Ритмичность и непрерывность строительного производства требуют и непрерывности его финансирования, своевременной оплаты выполненных работ.
Финансовый контроль за целевым и рациональным использованием выделенных средств осуществляется в зависимости от формы собственности инвестора и используемых источников финансирования проекта, например, при бюджетных ассигнованиях его осуществляют государственные органы финансово-хозяйственного контроля, при долгосрочном кредите   коммерческие банки.
Контроль использования собственных и привлеченных средств инвестора осуществляется либо им самостоятельно, либо на договорной основе инжиниринговой фирмой или коммерческим банком. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса — это, по сути, участие финансов в воспроизводстве основного капитала. В экономической теории развитых стран различаются понятия финансирования и инвестирования.
Процесс определения источников и выделения (привлечения займа) денежных средств для инвестиций называется финансированием.
Процесс применения денежных средств в качестве долгосрочных вложений означает инвестирование, т. е. финансирование предшествует инвестированию.
После поиска источников финансирования и определения структуры, оформления договоров финансирования (кредитного договора) начинается процесс инвестирования, т. е. превращение денежной формы капитала в производительную. Затем капитал в процессе оборота начинает приносить доход в виде денежных потоков (прибыли и амортизации) и частично высвобождаться (через ликвидность), пополняя тем самым собственные источники финансирования.
Кроме прибыли и амортизации к собственным источникам финансирования принято относить мобилизацию внутренних ресурсов (МВР). К ним относятся средства от реализации выбывающего оборудования, ненужных материалов, инструмента, инвентаря, ликвидации временных зданий и сооружений, реализации попутно добываемых полезных ископаемых (за вычетом затрат по их реализации).
При хозяйственном способе строительства к МВР относятся плановые накопления и экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, амортизация по средствам труда, используемым в строительстве.
Финансирование государственных строек может осуществляться как при подрядном, так и при хозяйственном способе за счет различных источников.
При полном или частичном финансировании за счет бюджетных ассигнований для оформления финансирования необходима разработка следующих документов: плана капитального строительства, плана финансирования, перечня строек и объектов, включенных в государственный заказ (контракт), титульного списка стройки, подрядного контракта на строительство и копии сводного сметного расчета.
Финансирование таких строек осуществляется банком после экспертизы представленных инвестором (заказчиком) указанных документов и утвержденной проектно-сметной документации.
Финансирование за счет бюджетных ассигнований строек, осуществляемых хозспособом, не требует представления подрядного контракта, однако банк может потребовать договор с проектной организацией для оплаты выполненных ею работ.
После оформления финансирования банк открывает инвестору (заказчику) отдельный счет, с которого производятся оплата выполненных работ, приобретение оборудования и другие расходы согласно сводному сметному расчету.
При финансировании строительства государственных объектов могут использоваться и другие источники: собственные средства предприятий, кредиты банков, займы и пр.
Важным источником финансирования является кредит, предоставляемый инвесторам, независимо от формы собственности, для осуществления реальных инвестиций. Как правило, это долгосрочный (на срок более 1 года) кредит. Такой кредит может предоставляться коммерческими банками на договорных началах, государством (национальный кредит) из средств госбюджета и Национальным банком за счет центральных кредитных ресурсов, коммерческого кредита, ипотечных ссуд, лизинговых операций.
Основой взаимоотношений инвестора и банка (другого кредитодателя) является кредитный договор, где обусловливается размер предоставляемого кредита, его обеспеченность, гарантии возврата, сроки его использования и способы погашения, процентные ставки за пользование, имущественная ответственность сторон.
Заключению кредитного договора предшествует представление заемщиком ряда документов, в которых обосновывается потребность в кредите под инвестиционный проект. Обычно потребность в кредите определяется как разность между общим объемом инвестиций и собственными и привлеченными ресурсами. Но возможно и полное финансовое обеспечение проекта за счет кредита. Предоставлению кредита предшествует оценка банком кредитоспособности заемщика либо самостоятельно, либо, по его поручению, аудиторской фирмой. Государственный кредит используется инвесторами только для финансирования реконструкции, технического перевооружения и нового строительства производственных объектов под гарантию министерств и ведомств.

^ 6 УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ


6.1 Макроэкономическое регулирование инвестиционного процесса


Активное государственное регулирование инвестиционной деятельности необходимо государству с любой системой хозяйствования. Необходимо такое регулирование и в странах переходного периода, тем более оказавшихся в состоянии экономического кризиса. Оживление деловой инвестиционной активности   непременное условие начала выхода из кризиса. Первоосновой оживления инвестиционной активности в условиях Украины является государственная поддержка инвестиций и предпринимательства в целях развития рыночных отношений и конкуренции в инвестиционной сфере. Именно регулирование инвестиционного процесса   важнейший инструмент государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В странах с разным уровнем развития рыночных отношений государство, независимо от формы собственности инвестора, вмешивается в его инвестиционную деятельность. В теории существует два крайних подхода относительно вмешательству государства в инвестиционный процесс. В первом случае государство берет на себя как можно большую часть функций инвестора (концентрацию капитала, обеспечение проектно-сметной документацией, материально-техническими ресурсами, распределение доходов от инвестиций и пр.), втором   предоставляет максимальную свободу действия инвесторам. В этом случае государство влияет на инвестиционный процесс только лишь через макроэкономические регуляторы: налоговую, амортизационную, кредитную политику, систему санкций и субсидий.
В проблеме регулирования инвестиционного процесса ключевым является вопрос определения доли бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций. Именно государственные инвестиции в структуру бюджета во многом влияют на его исполнение и уровень дефицита.
Сокращение государственных инвестиций и увеличение доли вложений предприятий за счет собственных фондов не изменило соотношения форм собственности, но привело к сокращению государственной поддержки традиционно малорентабельных инвестиционных отраслей: машиностроения, деревообработки, промышленности строительных материалов.
Сокращение производства в этих отраслях вызвало падение в еще больших размерах производства в капитальном строительстве. Поэтому в настоящее время инвестиционная сфера и тесно связанные с ней отрасли производства требуют значительной государственной поддержки.
Вместе с тем бюджетные ассигнования как источник инвестиций не должны составлять львиной доли, как это было в 80х годах (около 90%).
Разработка методики определения перспективной структуры инвестиций по формам собственности   это важнейшее направление макроэкономического регулирования инвестиционного процесса. При этом следует иметь в виду, что государственные инвестиции в условиях рынка, как правило, не являются обособленным источником финансирования. Новые методы государственной инвестиционной политики — это участие в совместном финансировании проектов, предоставление кредитов по сниженным учетным ставкам, финансирование проектов за счет выпуска ценных бумаг, формирование портфелей финансовых инвестиций. Все меньшее место в этих методах должно занимать прямое дотирование и субсидирование со стороны государства. Главным критерием государственных вложений в экономику должны стать их эффективность, скорейшая отдача.
Вместе с тем всегда будут отрасли и производства, невыгодные для коммерческого капитала, особенно в переходном периоде. Это, прежде всего, объекты производственной и социальной инфраструктуры. Однако по мере развития этой сферы их инвестиционная привлекательность будет повышаться, например за счет строительства платных автомагистралей. По другим объектам инфраструктуры, где достигается только социальный эффект, назрела необходимость разработки специальной методики его определения. Новые подходы к участию госбюджетных средств в финансировании инвестиций требуют также улучшения деятельности органов, отвечающих за эффективность их использования. В целом рациональное соотношение административных и рыночных методов регулирования инвестиционной деятельности в переходном периоде постепенно будет изменяться через замещение старых методов новыми.
Первоосновой государственного регулирования инвестиционной деятельности является определение приоритетов вложений, т.е. направление инвестиций в те сферы и отрасли, которые обеспечат расширение воспроизводства, скорейшую отдачу и повышение жизненного уровня населения. В основу определения приоритетов распределения государственных н привлечения негосударственных инвестиций положены следующие принципиальные ориентиры:
— постепенный переход к экономически обоснованному направлению инвестиций и сокращение вложений на поддержку убыточных малорентабельных производств;
— полный отказ от финансирования социальной сферы по остаточному принципу, первоочередное направление инвестиций в производство товаров народного потребления;
— переход от административных методов управления инвестиционной сферой (включая государственных инвесторов) к рыночным методам через налоги, амортизацию, кредиты;
— замещение полного госбюджетного финансирования проектов долевым участием государства;
— финансирование этих проектов за счет финансовых инвестиций через выпуск и размещение ценных государственных бумаг.
Руководствуясь этими принципами, можно выделить основные приоритеты, которые являются регуляторами при распределении государственных инвестиций и воздействуют на привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственного сектора.
Приоритетное финансирование предполагает преимущественное направление инвестиций в те или иные отрасли и производства. С этой точки зрения Украина, по нашему мнению, имеет ряд отличий от Российской Федерации.
Государственная инвестиционная политика Украины на современном этапе развития экономики должна руководствоваться следующими группами приоритетов:
1 Развитие и модернизация топливно-энергетического комплекса, создание собственной базы и инфраструктуры энергоносителей, внедрение энергосберегающих технологий.
2 Структурная перестройка народного хозяйства, научно обоснованная конверсия производства. Развитие инфраструктурных отраслей с использованием инновационных проектов. Реконструкция и создание новых, экологически чистых производств.
3 Инвестирование отраслей и производств, способствующих расширению конкурентной среды, развитию приватизации и предпринимательства.
4 Вариантное инвестирование и государственная поддержка производств, нуждающихся в обновлении фондов и имеющих значительный инновационный потенциал, который может обеспечить технический и технологический прорыв, существенный прирост объемов производства.
5 Инвестирование производств, где возможно их эффективное перепрофилирование, санация или вертикальное слияние.
6 Инвестирование ликвидации не перспективных, технологически отсталых, заведомо убыточных производств.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с соблюдением последовательности вышеизложенных приоритетов при оценке инвестиционных проектов. Государственное регулирование инвестиционной деятельности на микроструктурном уровне осуществляется через систему нормативов и преференций (льгот).
Нормативы амортизационных отчислений призваны обеспечить повышение эффективности использования основных фондов, их быстрое обновление, т.е. стимулировать инвестиционный процесс.
По ряду причин амортизация в последние годы перестала выполнять свою воспроизводственную функцию. Неверно начисленная амортизация существенно влияет на размеры прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Предприятия сегодня сами определяют направления использования прибыли, и это вольно или невольно приводит к ее переливу в фонд потребления, т.е. к "проеданию" средств, предназначенных на воспроизводство основных фондов. Эта тенденция присуща всем странам переходного периода, однако у нас она угрожает полным развалом материальной базы производства.
Вероятно, необходимо изучить вопрос о временном возврате к практике нормирования прибыли, направляемой в фонды развития производства.
Амортизационных отчислений становится сегодня недостаточно для финансирования замены выбывающих фондов новыми. Это происходит потому, что базой для нормирования является первоначальная стоимость фондов, которые постоянно обесцениваются.
Для восстановления воспроизводственных функций амортизации нужна систематическая переоценка основных фондов, причем переоценка опережающая, определяющая их будущую восстановительную стоимость. Это позволит формировать на предприятиях реальные источники воспроизводственных процессов, создавать предпосылки движения к современным рыночным контурам экономики.
Международный опыт свидетельствует о высоких результатах проводимой амортизационной политики. Так, в 70х годах в США расширение налоговых льгот и применение норм ускоренной амортизации способствовало быстрому списанию устаревших средств производства и сосредоточению ресурсов на структурной перестройке   инвестировании новой техники и технологии. С начала 80х годов не действуют налоговые ограничения амортизации, что привело к исчислению реальных сроков службы и сроков возмещения стоимости. Так, сроки возмещения стоимости легковых автомобилей, грузовиков, исследовательского оборудования составляют порядка 3 лет, других видов машин и оборудования   5 лет, производственных зданий и сооружений   от 10 до 15 лет.
В западных странах существует также практика применения более высоких норм амортизации на начальном периоде эксплуатации оборудования с последующим их снижением, что позволяет корпорациям в первые годы эксплуатации увеличивать издержки производства и снижать величину прибыли, подлежащей налогообложению. Ускоренная амортизация стимулирует интенсивное обновление средств производства, препятствует их моральному износу и сдерживает инфляционные процессы. Практика ускоренной амортизации в наших условиях позволит активизировать обновление основного капитала, вывести из производственных схем часть устаревшего оборудования, существенно интенсифицировать воспроизводственный процесс.
Большое значение в деле государственного регулирования инвестиционной деятельности имеет гибкий налоговый механизм. Налогообложение инвестиций   это форма воздействия государства на сокращение сроков и повышение качества в инвестиционной сфере. Налоги на инвестиции могут стимулировать активность инвесторов, но могут и сдерживать ее. Как правило, государство через налоги стимулирует производство новых видов продукции, развитие объектов производственных и социальных инфраструктур, влияет на сокращение о6ъемов незавершенного строительства.
Многие государства создали обширную законодательную базу льгот и стимулов инвестиционной деятельности. Например, в Финляндии действует закон, согласно которому разрешается аккумулирование средств на инвестиции в сельском хозяйстве до 30% годового дохода, в промышленности   до 20%. Bо Франции в рамках индикативных планов правительство управляет практически половиной всего валового национального продукта.
В развитых западных странах широкое распространение получил инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый для ускорения обновления производственного аппарата и снижения налогооблагаемой прибыли на сумму инвестиций направляемых на приобретение новой техники и технологии. По своей сути инвестиционный налоговый кредит   это форма субсидирования приобретения и установки новейшего оборудования, например, налоговая скидка в размере 6% на оборудование со сроком службы 3 года, в размере 10%   на инвестиции в крупное технологическое оборудование и т.д.
Таким образом, в мировой практике система налогообложения является основным рычагом воздействия государства на деятельность предприятий и корпораций, регулирования пропорций производства, обмена, распределения и потребления. Она стимулирует деловую и инвестиционную активность, инициативу товаропроизводителей, повышение эффективности производства.
Обложению налогом подлежит нераспределенная прибыль, то есть прибыль, полученная в течение года, за вычетом из нее амортизационных отчислений, платежей в счет ссудных процентов, расходов на благотворительные цели, различного рода выплат в связи с неустойками и потерями в ходе хозяйственного процесса. Каждая из разновидностей этих вычетов регламентируется государством, чтобы размеры нераспределенной прибыли искусственно не занижались.
Принципиальным отличием систем налогообложения от административно устанавливаемых нормативных систем является тот факт, что они всегда регламентируются налоговым законодательством. Законы о налогах определяют виды налогов, категории плательщиков, объекты налогообложения, принципы определения расчетной базы, минимальные ставки налогов, перечень и размер льгот.
Исходя из вышеизложенного макроэкономическое регулирование инвестиционных процессов в Украине со стороны государства должно основываться на гибкой амортизационной политике, совершенной системе налогообложения инвестиций, включая налоговые льготы на инвестиции в социальную сферу, производство товаров народного потребления и оказание услуг населению.
Что касается финансово-кредитной политики государства и ее влияния на инвестиционный процесс, то она осуществляется через установление центральными банками пониженных учетных ставок (рефинансирование), что приводит к снижению процентных ставок по депозитам в коммерческих банках и оживлению инвестиционной активности.
Другой мерой, стимулирующей инвестиционную активность, является увеличение норм обязательных резервов для коммерческих банков, что способствует привлечению ресурсов для инвестирования.
Выпуск государством ценных бумаг и размещение их в коммерческих банках (госзаем) с последующей продажей на вторичных рынках также осуществляется для формирования источников инвестиций.
Прямые субсидии государства в частный сектор экономики осуществляются крайне редко. Да и инвесторы из-за высоких налогов на инвестиции предпочитают пользоваться банковским кредитом.

^ 6.2 Индикативное планирование инвестиционной деятельности


В условиях рыночной экономики на смену жесткому директивному планированию, при котором утвержденный план экономического развития страны приобретал силу закона, приходит индикативное планирование.
В основу этого метода заложены важнейшие народнохозяйственные макроэкономические показатели (индикаторы), к достижению которых должно стремиться общество.
Принципиальное отличие индикативного планирования, системы его показателей   это их рекомендательный характер. Вместе с тем индикативное планирование остается одним из важнейших методов государственного регулирования экономики.
Предлагаемые в индикативном плане показатели достигаются через меры государственного воздействия   регуляторы. На макроуровне в качестве индикаторов используются показатели, характеризующие: динамику развития региональной и отраслевой экономики; финансов, денежного обращения, товарного, финансового и валютного рынков; ожидаемого движения цен, использования трудовых ресурсов, уровня жизни населения; внешнеэкономических связей, экспорта и импорта; объема и структуры инвестиций, их эффективности и т.д.
В индикативном плане предусматривают также регуляторы и нормативы (обязательные и рекомендуемые), посредством которых государство намерено управлять экономикой: нормы амортизационных отчислений, налоговые ставки, процентные учетные ставки национального банка и т.д.
К системе показателей индикативного планирования инвестиций следует отнести три группы показателей, характеризующих: общий объем инвестиций и их структуры; объемы проектно-изыскательских работ; объемы строительно-монтажных работ.
Планирование объемов инвестиций в индикативном плане тесным образом коррелирует с основными индикаторами развития национальной экономики в соответствии с потребностями общества и установленными приоритетами. Объем инвестиций рассчитывается исходя из ожидаемого прироста производственных мощностей и основных фондов всех производственных отраслей, объектов социальной сферы, просвещения, науки, культуры, здравоохранения.
Ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы   основной показатель индикативного плана инвестиций, который выражает конечную продукцию в соответствующих натуральных единицах измерения (например, тысяч киловатт электроэнергии, тысяч тонн мясопродуктов в год, количество ученических, посадочных или койко-мест, квадратных метров жилой или полезной площади и т.д.).
В производственных отраслях ожидаемый ввод мощностей может дифференцироваться в соответствии с ожидаемой структурой инвестиций: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих производств.
В соответствии с этим индикатор ввода в действие производственных мощностей в плановом периоде М может быть определен по формуле
(1)
где - величина производственной мощности на начало планового периода;
- увеличение мощности за счет нового строительства;
- прирост мощности на действующих предприятиях за счет реконструкции, технического перевооружения и расширения производства;
- уменьшение мощности из-за выбытия устаревших нерентабельных производств.
Индикаторы развития социальной сферы рассчитываются на основании прогноза повышения жизненного уровня населения. Аналогично определяются индикаторы развития коммунального хозяйства и бытового о6служивания, объектов народного образования, культуры, здравоохранения и пр. Индикаторы ввода в действие производственных и непроизводственных основных фондов определяются в стоимостном выражении. При этом следует иметь в виду, что ожидаемая стоимость вводимых в действие производственных фондов примерно на 7% (непроизводственных на 5%) меньше реальных инвестиций. Разница образуется за счет сметных затрат, которые не создают основные фонды. Это, например, стоимость временных сооружений, затраты на подготовку эксплуатационных кадров на новостройках, затраты по техническому надзору и контролю, экспертизе инвестиционных проектов и пр. Это затраты инвестора, которые необходимы, но не увеличивают стоимость основных фондов.
Индикатор незавершенного строительства определяется по реальным инвестициям и основным фондам   стоимости незавершенных и не сданных в эксплуатацию зданий и сооружений, не смонтированного и не установленного оборудования.
Этот индикатор показывает ожидаемый уровень использования, освоения инвестиций и отражается на балансе инвестора (заказчика).
По государственным инвестициям могут также планироваться лимиты — ресурсные индикаторы, определяющие предельную величину вложений под предусмотренный ввод в действие производственных мощностей, объектов непроизводственной сферы, создание необходимых строительных заделов, которые не должен превышать заказчик при финансировании объектов за счет бюджетных ассигнований.
Необходимые о6ъемы инвестиций в индикативных планах определяются по государственным инвестициям   на основании утвержденной проектно-сметной документации, в частности, сводного сметного расчета, по негосударственным   на основании инвесторских смет.
Вместе с тем индикативный план разрабатывается, как правило, в условиях, когда утвержденная проектно-сметная документация еще отсутствует, а негосударственный инвестор еще не определился со своими затратами. В этом случае используются реальные удельные инвестиции, определяемые на основании передовых отечественных и зарубежных аналогов инвестиционных проектов.
Необходимый объем инвестиций Иоб определяется по формуле
(2)
где - удельные реальные инвестиции на единицу мощности в плановом периоде в стоимостном выражении;
- индикатор прироста мощности в соответствующих физических единицах измерения;
- необходимый задел по строительству объектов, рассчитанный в стоимостном выражении.
Важным разделом индикативного плана инвестиционной деятельности является разработка структуры источников финансирования инвестиций.
Индикативное планирование источников инвестиций необходимо по ряду факторов:
— формирование государственного бюджета (доходной, расходной частей, дефицита);
— определение долевого участия различных инвесторов в финансировании проектов;
— создание государственных ресурсных резервов;
— прогнозирование деятельности финансово-кредитных учреждений;
— определение индикаторов развития инвестиционной сферы: объемов проектно-изыскательских работ, подрядных строительно-монтажных работ, развития предприятий и отраслей строительной индустрии;
— определение размеров и периодов государственных займов (финансовых инвестиций).
Индикативное планирование технологической структуры реальных инвестиций, т.е. определение ожидаемых затрат на строительно-монтажные работы, приобретение технологического оборудования, инструмента и инвентаря, другие нужды, включая проектно-изыскательские работы, позволяет определить индикаторы объемов строительно-монтажных и изыскательских работ.
Ожидаемые объемы строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ служат основой для разработки планов работ и бизнес-планов подрядных строительных, монтажных, проектных организаций, предприятий строительных материалов, объединений и фирм разных форм собственности инвестиционной сферы. Эти индикаторы позволяют предприятиям инвестиционной сферы ориентироваться на региональных инвестиционных рынках, готовиться к участию в тендерах, участвовать в конкурсах на получение госзаказа и т.д.
Индикативное планирование проектно-изыскательских работ призвано предусмотреть своевременную разработку проектно-сметной документации как для предусмотренных в плане объектов строительства, так и для прогнозируемых в будущем, за пределами индикативного периода.
Кроме проектно-сметной документации для текущего и перспективного строительства проектные организации должны разрабатывать схемы развития и размещения отраслей и регионов народного хозяйства, схемы и проекты районных планировок, типовые проекты и нормативные документы, необходимые для осуществления проектирования в стране.
Поэтому индикативные планы проектно-изыскательских работ должны разрабатываться на два периода: предпроектный (долгосрочный   10-15 лет) и текущий проектный (краткосрочный   1-3 года).
Индикаторами предпроектного плана являются:
— лимиты инвестиций на проектно-изыскательские работы, которые финансируются за счет государственного бюджета (разработка отраслевых и региональных схем развития, районных планировок, типовых проектов, нормативных документов по проектированию и строительству);
— лимиты инвестиций на проектно-изыскательские работы для государственных производственных и социальных объектов в отраслевом и территориальном разрезах;
— объемы проектно-изыскательских работ, которые будут осуществляться за счет всех источников финансирования, кроме госбюджета.
В текущем проектном плане объемы проектно-изыскательских работ детализируются по источникам финансирования, конкретным объектам и проектным организациям.
Основными документами для разработки индикативных планов проектно-изыскательских работ являются титульные списки проектно-изыскательских работ.
Разработка индикативного плана строительного производства необходима для своевременного обеспечения инвестиций мощностями строительных монтажных предприятий, организаций и фирм.
В этом плане могут быть предусмотрены следующие индикаторы:
— объемы строительно-монтажных работ (по сметной стоимости), выполняемые подрядным и хозяйственным способами;
— объемы строительно-монтажных работ по государственным объектам строительства, в том числе по вводимым в действие объектам в плановом периоде;
— объемы строительно-монтажных работ, детализированные по конкретным инвесторам (заказчикам, кроме государственных) и исполнителям работ, в том числе по объектам, подлежащим вводу в планируемом периоде;
— ввод в действие производственных мощностей и объектов нового строительства или расширение действующего производства;
— ввод в действие производственных мощностей за счет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
— ввод в действие объектов социальной сферы: жилья, объектов коммунального хозяйства, культурно-бытового назначения, образования, здравоохранения и т.д. в соответствующих единицах измерения.

^ 6.3 Планирование инвестиционной деятельности


субъектов хозяйствования


Планирование инвестиционной деятельности любого коммерческого предприятия направлено на решение вопроса о том, стоит ли вкладывать деньги в данный проект и принесет ли он ожидаемый доход, окупающий все затраты.
Для того, чтобы определить конечные результаты начинаемого дела, любому предпринимателю, инвестору, банкиру, руководителю предприятия необходимо иметь грамотно составленный бизнес-план. Без этого нельзя браться за коммерческий или производственный бизнес.
Бизнес-план представляет собой документ, включающий все основные аспекты создаваемого коммерческого предприятия. В нем должны быть отражены вопросы изучения емкости и перспективы будущего рынка сбыта; оценены все затраты, которые соизмерены с доходами от планируемой продажи продукции с целью определения потенциальной прибыльности начинаемого дела.
Бизнес-план - документ, разрабатываемый на перспективу 35 лет с разбивкой по годам, причем первый год разбивается по кварталам и месяцам.
Представленное в бизнес-плане решение производственных, коммерческих и социальных проблем исключает возможность ошибочных действий в процессе реализации задуманного дела. Составляемый бизнес-план должен быть не только убедительным для инвестора, банкира, предпринимателя, но и достаточно привлекательным, чтобы получить финансовую поддержку.
Хорошо аргументированный, составленный на достоверной информации, с глубоко продуманной перспективой, бизнес-план   залог успеха предпринимателя, начинающего дело и готового идти на разумный риск.
Представляя подготовленный бизнес-план будущим инвесторам или кредиторам, в том числе акционерам, нужно учитывать и их интересы, получаемый доход при успешной реализации проекта или риск потери вложенных средств.
Бизнес-план представляет собой стандартный для большинства стран с развитой рыночной экономикой документ, в котором детально обосновывается концепция предназначенного для реализации реального инвестиционного проекта и приводятся основные его характеристики.
Современная практика предпринимательства свидетельствует о том, что предприниматель для осуществления реального инвестирования в форме капитальных вложений должен иметь четкие представления о предполагаемом бизнесе, его масштабах и формах; важнейших показателях маркетинга, производственной и финансовой деятельности; сырьевом, техническом и кадровом обеспечении проекта; объеме необходимых инвестиций и сроках их возврата; рисках, связанных с реализацией проекта, и других его характеристиках. Даже в нашей стране солидные инвесторы или партнеры не начнут переговоры с предпринимателем, пока детально не ознакомятся с бизнес-планом его инвестиционного проекта.
Подходы к разработке и изложению бизнес-плана дифференцируются в зависимости от характера инвестиционного проекта. Для крупных инвестиционных проектов, требующих значительных капитальных затрат, а также для проектов, связанных с производством и внедрением на рынок новых, не имеющих аналогов видов продукции, товаров или услуг, разрабатывается полный вариант бизнес-плана, содержащий 40-50 страниц. Необходимость такого подробного обоснования диктуется повышенным уровнем рисков для инвестора и привлечением к анализу бизнес-плана экспертов соответствующего профиля. Для небольших инвестиционных проектов допускается разработка краткого варианта бизнес-плана объемом 10-15 страниц, который в дальнейшем по требованию инвестора или кредитора может быть уточнен и дополнен. В дальнейшем изложении мы остановимся на требованиях к разработке полного варианта бизнес-плана инвестиционных проектов.
Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой (отклонения от общепринятой структуры бизнес-плана в отдельных странах носят несущественный характер). Эта структура представлена на рисунке 2.


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.