.RU

Основные понятия дисциплины

Введение


Основные понятия дисциплины


Любое ПО тесно связано с типом ЭВМ и является его частью. Все ПО делится на системное и прикладное. Системное ПО обеспечивает надежную работу ЭВМ, проведение диагностики и профилактики работы сетей. Прикладное ПО предназначено для решения конкретных задач и обеспечивает взаимодействие пользователя с ЭВМ.
Рассмотрим структуру жизненного цикла ПО. Жизненный цикл ПО (ЖЦПО) – это период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.
Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов ЖЦПО, является международный стандарт ISO/IEC.
ISO – международная организация по стандартизации.
IEC – международная комиссия по электротехнике.
Этот стандарт определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, цели и задачи, которые должны быть выполнены при создании ПО.
ПО определяется как набор программ, процедур и связанной с ними документации. Процесс определяется как совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. В соответствие со стандартом ISO/IEC все процессы ЖЦПО разделены на 3 группы:

Основные процессы ЖЦПО
Процесс приобретения состоит из действий и задач заказчика, охватывает:

  1. Инициирование приобретения:



    • определение заказчиком потребности в ПО;

    • анализ требований к системе;

    • принятие решения относительно приобретения ПО;

    • проверка наличия нужной документации, гарантий, лицензии;

    • подготовка плана приобретения.



  1. Заявочные предложения направляются к поставщику и содержат:



Процесс поставки охватывает задачи, которые выполняет поставщик:

  1. Подготовка договора

  2. Ответный договор;

  3. Контроль за качеством;

  4. Проверка и оценка;

  5. Поставка.

Процесс разработки включает в себя задачи, выполняемые разработчиком:

  1. Подготовительная работа;

  2. Анализ требований;

  3. Проектирование архитектуры системы;

  4. Кодирование и тестирование;

  5. Интеграция;

  6. Установка ПО.

Процесс эксплуатации включает:

  1. Планирование работ;

  2. Эксплуатационное тестирование;

  3. Поддержка пользователей.

Процесс сопровождения включает:

  1. Анализ проблем и запросов;

  2. Модификация;

  3. Проверка системы;

  4. Перенос ПО в другую среду;

  5. Снятие с эксплуатации.

Организационные процессы ЖЦПО

  1. Процесс управления:


  1. Планирование;

  2. Составление графика работ;

  3. Контроль;

  4. Проверка;

  5. Оценка.



  1. Процесс создания инфраструктуры:


  1. Подготовительная работа;

  2. Создание инфраструктуры;

  3. Сопровождение инфраструктуры.



  1. Процесс усовершенствования:

  1. Создание процесса;

  2. Оценка процесса;

  3. Улучшение процесса.



  1. Процесс обучения:


  1. Подготовительная работа;

  2. Разработка учебных материалов;

  3. Реализация плана обучения.

9.09.2009
Вспомогательные процессы ЖЦПО


Взаимодействие между процессами ЖЦПО



Процессы ЖЦПО могут использоваться различными организациями в конкретных проектах разным образом. Тем не менее, стандарт предлагает некоторый базовый набор взаимосвязей между процессами в различных аспектах. На рисунке штриховые стрелки показывают связь действующих лиц (заказчик-поставщик), а сплошные – связь процессов между собой.
В договорном аспекте заказчик и поставщик вступают в договорные отношения и реализуют процессы приобретения и поставки.
В аспекте управления заказчик, поставщик, разработчик, оператор и другие службы процесса управляют его выполнением. Связующим звеном между основным и вспомогательным процессом является менеджер.
В аспекте эксплуатации оператор предоставляет необходимые услуги пользователям.
В инженерном аспекте разработчик или служба сопровождения решают технические задачи разработки и сопровождения товара.
В аспекте поддержки службы, реализующей вспомогательные процессы, предоставляют необходимые услуги всем остальным участникам работы.
Организационные процессы выполняются на корпоративном уровне. Процессы и реализующие их организации связаны между собой чисто функционально, при этом внутренняя структура и статут организации никак не регламентируется, т.е. одна и та же организация может выполнять разные роли и наоборот, одну роль несколько организаций. Т.о, в данном случае описан основной базовый процесс взаимодействия.

^ Модели ЖЦ разработки ПП


Под моделью ЖЦ понимается структура, определяющая последовательность процессов. Модель ЖЦ зависит от спецификации и сложности выполняемого проекта. Стандарт не предполагает конкретные методы разработки ПО и конкретные модели ЖЦ. Он лишь описывает структуру ЖЦПО.
Наибольшее распространение получили следующие модели ЖЦПО:

18.09.2009
Каскадная модель
Формирование требований к программному продукту
Прототипирование
Разработка
Тестировоние
Эксплуатация и сопровождение
В однородных информационных системах прикладные программные продукты представляют собой единое целое. Ранее применялась каскадная или «водопадная» модель. Принципиальность такого подхода: переход на следующий этап осуществляется только после того как полностью завершена работа на предыдущем. Возврата на предыдущие этапы не предусмотрено. Каждый этап заканчивается получением некоторых результатов, которые служат исходными данными для следующего этапа.
Критерием качества является точность выполнения спецификаций технического задания, при этом основное внимание уделяется на такие характеристика как: производительность, объем занимаемой памяти, устойчивость к сбоям и т.д.
Преимущества: на каждой стадии формируется законченный набор проектной документации, отвечающей предъявляемым требованиям.
В тоже время данный подход обладает рядом существенных недостатков, обусловленных прежде всего тем, что реальный процесс разработки никогда полностью не укладывается в жесткую схему.

^ Критерии оценки качества программного обеспечения


В период перехода от штучного производства ПО к серийному возросли требования к его качеству. Существует несколько стандартов связанных с оценкой качества выпускаемых ПО:

  1. Международные стандарты ISO;

  2. Модель зрелости процессов создания ПО – CMM;

  3. Рабочая версия международного стандарта ISO/IEC.

В серии ISO стандартов сформулированы необходимые условия для достижения минимального уровня организации процесса, но не дается рекомендаций по его дальнейшему усовершенствованию.
CMM представляет собой совокупность критериев оценки зрелости организации разработчика и рецептов по улучшению процессов. Этот стандарт определяет пять уровней зрелости:

  1. Начальный уровень;

  2. Повторный уровень;

  3. Определенный уровень;

  4. Управляемый уровень;

  5. Оптимизирующий уровень.

Сертификационная оценка всех ключевых областей производится по десятибалльной шкале. Для успешной сертификации нужно набрать как минимум шесть. Основная задача организации – постоянное улучшение процессов.
Первый показатель – это заинтересованность руководства в данной области;
Второй показатель – насколько широко данная область применяется в организации;
Третий показатель – успешность применения.
Факторы, влияющие на качество производства:

  1. Рабочие характеристики:



  1. Правильность – степень функционального соответствия, требования пользователя;

  2. Надежность – определяет вероятность работу программного обеспечения без сбоев;

  3. Эффективность – это оперативность выполнения задач;

  4. Удобство и простота изделия;

  5. Целостность.



  1. Приспособленность к внесению изменений:



  1. Удобство и простота сопровождения;

  2. Модифицируемость;

  3. Удобство и простота тестирования.



  1. Приспособленность к изменению окружающей обстановки:



  1. Переносимость;

  2. Пригодность к повторному использованию;

  3. Совместимость.

Что обеспечивает качество ПО?

  1. Применение методов и средств для выпуска качественного продукта;

  2. Применение качественного тестирования ПО;

  3. Проведение формальных технических обзоров;

  4. Внедрение стандартов;

  5. Контроль всех изменений;

  6. Измерение характеристик качества;

  7. Регистрация и документирование.

Надежность программного обеспечения


Надежность – это свойство объекта выполнять функции, сохраняя значения эксплуатационных показателей в пределах, соответствующим с заданным режимам эксплуатации.
Работоспособность – это процесс, когда система способна выполнять функции с параметрами, установленными технической документацией.
Отказ – это событие, заключающееся в нарушении работоспособности.
Восстановление – это переход системы из неработоспособного в работоспособное состояние.
Сбой – это самоустраняющийся отказ.
Для повышения надежности ПО используется временная, информационная и программная избыточность.
Временная избыточность состоит в использовании некоторой части производительности ЭВМ для контроля и восстановления программ.
Информационная избыточность – это дублирование накопительных, исходных и промежуточных данных.
Программная избыточность используется для контроля и обеспечения достоверности важных решений по управлению и обработке информации.

Виды программ, программной и эксплуатационной документации по ЕСПД


Виды программ:

  1. Системные программы;

  2. Гибридные программы;

  3. Прикладные программы – для разработчиков программ это CASE средства среды разработки и отладочные средства. Для не программистов - это программы общего назначения, обучающие программы, развлекающие, профессиональные системы и др.

Гибридные программы сочетают в себе признаки системного и прикладного ПО. Это узкоспециализированные системы, предназначенные для управления производственным процессом для повышения эффективности обработки, для уменьшения времени обработки и увеличения производительности программы.
Прикладные программы ориентированы на решения пользовательских задач. Например: CASE средства такие как ERwin, BPwin для автоматизации проектирования информационных систем.
Виды программной документации:

  1. Спецификация – содержит перечень и описание всех файлов ПО, является обязательным для программных систем и компонентов, имеющих самостоятельное применение.

  2. Ведомость держателей подлинников – содержит список предприятий, на которых хранятся подлинники ПО. Необходимость этого документа определяется на этапе разработки и утверждения технического задания для ПО со сложной архитектурой.

  3. Текст программы – необходимость документа возникает на этапе разработки и утверждения задания.

  4. Описание программы – это сведения о логической структуре и функционирования программы.

Виды эксплуатационной документации:

  1. Ведомость, которая содержит перечень эксплуатационных документов на программу.

  2. Формуляр – содержит основные характеристики ПО, комплектность, сведения об эксплуатации.

  3. Описание применения.

  4. Руководство системного программиста – содержит сведения для проверки и настройки программы.

  5. Руководство программиста – содержит сведения для эксплуатации ПО.

  6. Описание языка.

  7. Руководство по техническому обслуживанию.

  8. Программа и методика испытания.

  9. Пояснительная записка.

30.09.2009 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.