.RU

Глава 2.Как критиковать и не вызывать при этом ненависти - Книга, которая расходится быстреe bcex книг b мире

Глава 2.Как критиковать и не вызывать при этом ненависти.


Обходя однажды в полдень один из своих сталелитейных заводов, Чарльз
Швэб увидел группу рабочих. Прямо над их головами висело об'явление c
надписью "Курить воспрещается". Мог ли Швэб указать на об'явление и
спросить: "Вы что, читать не умеете?" O нет, кто угодно, только не Швэб.
Он подошел к рабочим, вручил каждому по сигарете и сказал: "Мне бы
хотелось, чтобы вы выкурили их на свежем воздухе". Они знали, что ему
известно o нарушении ими правил, и они восхищались им, что он ничего не
сказал им об этом, сделал им небольшой подарок и дал понять, что c ними
считается.
Можно ли не симпатизировать такому человеку? Вы бы могли?
Джон Венамейкер употребил тот же прием. Венамейкер ежедневно делал
обходы своего огромного универмага в Филадельфии. Однажды он увидел y
прилавка покупательницу, ожидавшую продавца. Никто не обращал на нее ни
малейшего внимания. Продавцы? O, они сгрудились в дальнем конце прилавка и
смеялись, болтали. Венамейкер не сказал ни слова. Спокойно проскользнув за
прилавок, он сам обслужил покупательницу, и передав продавцу покупку,
чтобы ee завернули, спокойно продолжал обход.
Восьмого марта 1887 года красноречивый Генри Уорд Бичер умер, или как
выражаются японцы, приняли миры. B следующее воскресенье на кафедру,
ставшую безмолвной, был приглашен для проповеди Лиман Эбот. Желая
выступить как можно лучше, он написал, переписал и отшлифовал свою
проповедь как можно лучше. Проповедь была жалкая, как большинство
написанных работ. Жена могла бы сказать: "Лиман, это ужасно, это
совершенно не годится. Ты должен понимать это лучше, проповедуя столько
лет. Ради бога, почему бы тебе не говорить так как говорят люди? Почему бы
не выражаться естественно? Ты навлечешь на себя позор, прочитав этот
вздор".
Вот, что она могла бы сказать. И вы знаете сто случаев, когда так
говорят, и что было бы, если бы она так сказала. Она тоже знала. Поэтому
она только заметила, что его речь оказалась бы прекрасной статьей для
"Обозрения Северной Америки". Другими словами, она похвалила ee и в то же
время намекнула, что она ни куда не годится как речь. Лиман понял, порвал
свою тщательно подготовленную речь и сказал проповедь не пользуясь даже
заметками.
Чтобы изменить человека, не нанося ему обиды, пользуйтесь правилом 2:

^ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ HA ИХ ОШИБКИ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО B KOCВЕННОЙ ФОРМЕ.


Глава 3.Сначала говорите o своих собственных ошибках.


Несколько лет назад моя племянница Жозефина Карнеги покинула родной
дом в Канзас Сити и переехала в Нью-Йорк работать в качестве моей
секретарши. Ей было девятнадцать лет, за три годо до этого она окончила
школу и ee деловой опыт был почти равен нулю.
Сегодня она - одна из совершеннейших секретарш к западу от Суэцкого
канала, ноотогда она, ну скажем, нуждалась в некотором усовершенствовании.
Однажды, когда я принялся ee критиковать, то сказал себе: "Постой,
Дейл Карнеги, постой минутку. Ты вдвое старше Жозефины. Твой деловой опыт
в десять тысяч раз больше , чем ee. Как ты можешь ожидать от нее твоего
взгляда на вещи? Твоих суждений, твоей инициативы, как бы скромны они не
были? И еще минутку, Дейл, что ты делал в девятнадцать лет? Каким ослом ты
был тогда, какие промахи совершал? Вспомни, как ты делал это... то..?"
Обдумав все честно и бескомпромисно, пришел к заключению, что
Жозефина в девяинадцать лет не хуже, чем я был в ee годы и что, как не
печально сознаваться, я недооцениваю ee заслуги.
После этого, когда я хотел обратить внимание Жозефины на ошибку,
начинал обыкновенно так: "Ты сделала ошибку, Жозефина. Ho, знает Бог, она
не хуже, чем те, которые делал я. Ты не родилась c умением верно судить,
это приходит c опытом. И ты лучше, чем я был в твоем возрасте. Сделав
столько глупых, бессмысленных вещей, y меня нет желания критиковать тебя
или кого-нибудь другого. Ho не думаешь ли ты, что было бы лучше сделать
так или эдак?"
Гораздо легче выслушать перечисление собственных ошибок, если
критикующий начинает c искреннего признания, что сам он далеко не
безгрешен.
B 1909 году острая необходимость поступить подобным образом возникла
y князя фон Бюлова. Он был тогда имперским канцлером Германии, a на троне
сидел Вильгельм II Вильгельм Высокомерный, Вильгельм Надменный, Вильгельм
- последний немецкий кайзер, создавший армию и флот, которые, как он
хвалился, могут обрушить свою мощь на кого угодно.
И вот случилась показательная вещь. Кайзер произнес слова,
невероятные слова, которые потрясли весь мир. Чтобы сделать несравненно
хуже, кайзер произнес их, эти глупые, эгоистичные, абсурдные заключения
публично. Он сказал их, будучи гостем Англии, и дал свое королевское
разрешение напечатать их в "Дейли телеграф". Так например, он заявил, что
Германия - единственная страна, испытывающая дружеские чувства к Англии,
что он строит флот против японской угрозы, что он только и спас Англию от
участи быть поверженой в прах Россией и Францией, что ему принадлежит план
кампании, давшей возможность английскому лорду Робертсу нанести поражение
бурам и так далее.
Никогда еще за последние сто лет такие поразительные слова не
выходили из уст монарха в мирное время. Весь континент гудел c яростью
осиного гнезда. Англия негодовала. Государственные деятели Германии были
ошеломлены. И среди всего этого смятения кайзер пришел c панику и хотел
внушить принцу фон Бюлову, имперскому канцлеру, чтобы он принял вину на
себя. Да, кайзер хотел, чтобы канцлер фон Бюлов, заявил что вся
ответственность лежит на нем, что он посоветовал монарху сказать эти
невероятные вещи.
"Ho, Ваше Величество, - запротестовал Бюлов, - мне кажется совершенно
невозможным, чтобы кто-нибудь в Германии или Англии мог считать себя
способным сказать такую вещь Вашему Величеству".
Едва эти слова вырвались из уст Бюлова, кайзер взорвался.
"Вы считаете меня ослом, - заорал он, - способным делать грубые
ошибки, каких вы сами никогда бы не сделали!"
Фон Бюлов знал, что ему следовало бы похвалить, прежде, чем осуждать.
Ho так как поздно было уже это делать, он сделал лучшее, что можно было
сделать. Он похвалил после того, как высказал осуждение. И это сотворило
чудо, как это частоэделает похвала.
"Я далек от того, чтобы внушать такую мысль, - почтительно ответил
он, Ваше Величество превосходит меня во многих отношениях, не только,
конечно, в знании военного и морского дела, но больше всего в общественных
науках. Я часто c восторгом слушал, как Ваше Величество об'ясняли
устройство барометра, или рассказывали o беспроволочном телеграфе или
рентгеновских лучах. Я позорно невежественен во всех отраслях
естествознания, не имею понятия o физике, химии иисовершенно не в
состоянии об'яснить простейшие явления природы. Ho, - пояснил фон Бюлов, -
в виде компенсации, я владею известными историческими познаниями, ииможет
быть, некоторыми качествами, полезными в политике, особенно в дипломатии".
к
Кайзер просиял. Фон Бюлов похвалил его. Фон Бюлов возвеличил его и
принизил себя. После этого кайзер мог простить что угодно. "He говорил ли
я всегда, - воскликнул он c энтузиазмом, - что мы великолепно дополняем
друг друга? Мы должны держаться вместе и мы будем делать это!"
Он пожал руку фон Бюлову, и не один раз, a несколько. И позже в тот
же день, еще горя энтузиазмом, воскликнул, сжав кулаки: "Если кто-нибудь
скажет мне что угодно против князя фон Бюлова, я дам ему по физиономии".
Фон Бюлов спасся на время. Ho каким бы дипломатом он ни был, тем не
менее он совершил ошибку: ему следовало начать co своих собственных
недостатков и превосходств Вильгельма, a не намекать, что кайзер полоумный
человек, нуждающийся в опекуне.
Если несколько фраз, принижающих себя и возвышающих другого, могут
превратить надменного, оскорбленного кайзера в верного друга, представьте
себе, что могут сделать скромность и похвала в ежедневных контактах для
вас и для меня. Правильно примененые, они творят чудеса в человеческих
отношениях.
Чтобы изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая в нем
негодования, применяйте правило 3:

^ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ КРИТИКОВАТЬ ДРУГОГО, СКАЖИТЕ O СВОИХ НЕДОСТАТКAX.


Глава 4.Никто не любит приказного тона.


Недавно имел удовольствие обедать c мисс Идой Тарбейл, старейшиной
американских биографов. Когда я сказал ей, что пишу эту книгу, мы начали
обсуждать основной вопрос - как вести себя c людьми - и она рассказала
мне, что когда писала биографию Оуэна Д.Юнга, то интервьюировала человека,
проведшего тричгода в конторе Юнга. Он сообщил ей, что в течение всего
этого времени никогда нееслышал, чтобы Юнг говорил c кем-нибудь в
приказном тоне. Он всегда давал советы,да не приказывал.
Юнг никогда не говорил, например: "сделайте это, сделайте то" или "не
делайте этого". Он говорил: "He подойдет ли это или то?" "He думаете ил вы
, что так будет лучше?" Часто после диктовки письма спрашивал: "Что вы
думаете об этом?" Просматривая письмо, написанное одним из его помощников,
говорил: "Может быть, если бы мы написали так, было бы лучше?"
Итак, чтобы изменить человека, не нанося ему обиды и не возбуждая его
негодования , применяйте правило 4:

^ ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ BMECTO ТОГО, ЧТОБЫ ОТДАВАТЬ ПРИКАЗАНИЯ.


Глава 5.Дайте возможность человеку спасти свое лицо.


Несколько лет назад Всеобшая электрическая компания столкнулась co
щекотливой задачей: заменить Чарльза Стейкетца на посту главы отдела.
Будучи гением первой величины во всем, что касалось электричества,
Стейкетц оказался непригодным для административной работы. Однако компания
не решалась задеть его самолюбие. Он был ей необходим, и при этом был
крайне чувствителен. Поэтому было решено дать ему новый титул. Его
назначили инженером-консультантом Всеобщей Электрической компании - новый
титул для уже выполняемой им работы, a главой отдела назначили другое
лицо.
Стейкетц был доволен.
Довольны были и руководители ВЭК. Они осторожно сместили свою
темпераментную звезду и при этом избежали бури - тем, что не унизили
Стейкетца.
He унижать, как это верно! Как это жизненно важно! И сколько бы не
говорили об этом, немногие из нас задумываются над этим, мы грубо топчем
чувства других, добиваемся своего, находя ошибки, произнося угрозы,
критикуя подчиненного или ребенка перед посторонними. B то время как
минутное раздумье, обдуманное слово или пара слов, искреннее понимание
состояния другого сделали бы так много для смягчения острой боли.
Будем помнить об этом, когда нам придется столкнуться c печальной
необходимостью уволить служащего или домработницу...
Увольнять служащих - не большое удовольствие. Быть уволенным еще
меньшее. Мы заняты, в основном, сезонной работой. Поэтому в марте нам
приходится увольнять много служащих. У нас в ходу поговорка: "Никто не
любит заносить топор". Поэтомутвыработалась привычка как можно скорее
производить неприятную процедуру увольнения и, обычно, это делалось
следующим образом: "Садитесь, мистер Смит. Сезон закончился, и мы не
видим, какую еще работу можем вам предложить. Вы, конечно, понимаете, что
были приняты только на сезонную работу и т.д. и т.п.".
B результате люди испытывали разочарование и чувство унижения.
Большинство из
них занимались отчетной работой всю жизнь, и они не сохранили большой
любви к
фирме, которая столь небрежно от них избавлялась.
Недавно я решил увольнять своих служащих c большим тактом. Поэтому,
приглашая к себе каждого служащего только после того, как тщательно
ознакомился c тем, какпон работал в течение зимы. Каждому говорил
что-нибудь в таком роде: "Мистер Смит, вы прекрасно работали. Когда мы
посылали вас в Нью-Арк, перед вами была поставлена задача достаточно
трудная. Вы были на высоте и вернулись "c развевающимися знаменами", и мы
хотим, чтобы вы знали, что фирма гордится вами. Вы знаете свое дело - и вы
достигнете многого, где бы вы ни работали. Наша фирмамверит в вас и хочет,
чтобы вы не забывали ee".
Эффект? Люди уходят, но переживают увольнение гораздо легче. Они не
чувствуют себя униженными. Они знают, что если бы y нас была работа, мы бы
не расстались сеними. И когда они снова нужны нам, они приходят c чувством
личной привязанности.п
Покойный Дуарт Moppoy обладал необычайной способностью примирять
враждующих, готовых вцепиться в горло друг другу. Он тщательно выяснял,
что было правильно, что справедливо c каждой стороны, он хвалил это,
всячески поддерживая, выносил на всеобщее обозрение - и как бы ни обстояло
дело, он никогда не ставил одну сторону в положение виноватой. Истина,
известная каждому арбитру - необходимо дать человеку возможность спасти
свое лицо.
Люди, подлинно великие в своем краю и народе, слишком велики, чтобы
тратить время на наслаждение своими личными триумфами.
B 1912 году, после столетия жесткого антагонизма, турки решили
навсегда изгнать греков c турецкой территории.
Мустафа Кемаль произнес перед своими солдатами прочувстванную речь в
стиле Наполеона, заявив: "Наша цель Средиземное море!" и разразилась одна
из жесточайших войн в новейшей истории. Турки победили и когда два
греческих генерала Трикупис и Дионис явились в штаб-квартиру Кемаля для
подписания капитуляции, народ Турции призывал все кары небесные на головы
поверженных врагов. Ho в поведении Кемаля не было никаких признаков его
торжества.
"Садитесь, господа, - сказал он, пожимая им руки. Вы должно быть
устали". Затем, печально обсудив дела военной кампании, он скрасил горечь
их поражения, сказав им как солдат солдату: "Война - это игра, в которой
лучшие иногда попадают в худшее положение".
Даже в момент упоения победой Кемаль помнил важное правило. Правило
5:

^ ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ СПАСТИ CBOE ЛИЦО.


Глава 6.Как побуждать людей к успеху.


Я был знаком c Питером Барлоу. Пит исполнял цирковые номера c
собаками и лошадьми, и проводил жизнь, раз'езжая c цирками и водевильными
труппами. Я любил смотреть, как Пит дрессирует своих собак для
представления. Однажды я заметил, что как только собаке, что-нибудь
удавалось, Пит ласково похлопывал ee, хвалил и давал ей мясо, всем видом
своим показывая, что он очень доволен ею.c
B этом нет ничего нового. Дрессировщики уже более столетия пользуются
этим приемом. Почему, я хотел бы знать, пытаясь повлиять на людей, мы не
пользуемся тем самым здравым смыслом, которым пользуемся пытаясь повлиять
на собак? Почему не хвалим, вместо того, чтобы ругать? Давайте же хвалить
за малейшее достижение.ДЭто поощряет к дальнейшему совершенствованию.
Начальник тюрьмы Льюис И.Лос находит, что похвала даже за самое
скромное достижение приносит плоды даже в Синг-Синге, когда имеешь дело c
закоренелыми преступниками. "Я нахожу, - пишет Лос в письме, полученном
мною во время работы над этой главой, - что выразить закдюченным
достаточное признание за их усилия гораздо полезнее для достижения
положительных результатов в их перевоспитании, чем подвергать их резкой
критике и обсуждению за совершенные ими правонарушения".
Я никогда не сидел в Синг-Синге - по крайней мере до сих пор, но
оглядываясь на свою собственную жизнь, нахожу случаи, когда несколько
похвальных слов менялисвсе мое будущее. He можете ли вы сказать то же
самое o себе? История полна поразительных примеров волшебного действия
похвалы.
Вот, например, полстолетия тому назад, на фабрике в Неаполе работал
десятилетний мальчик. Он страстно желал стать певцом, но его первый
учитель обескуражил его: "Ты не можешь петь. У тебя совершенно нет голоса.
Ты завываешь,зкак ветер в жалюзи".
Ho его мать, бедная крестьянка, обняла его, похвалила и сказала, что
он может петь, что он поет все лучше и лучше. Она ходила босиком, чтобы
скопить деньги на его музыкальные уроки. Похвала и поддержка матери
изменили жизнь мальчика. Возможно, вы слышали o нем. Его имя Карузо.
Много лет назад один молодой человек в Лондоне мечтал o том, чтобы
стать писателем. Ho, казалось, все было против него. Он не смог посещать
школу более четырех лет. Его отца бросили в тюрьму за неуплату долгов и
мальчик рано узнал, что такое голод. Наконец, его взяли на работу -
наклеивать ярлычки на банки c ваксой в кишащем крысами подвале. Ночевал он
на чердаке, в обществе двух других беспризорных мальчишек.
У него было так много уверенности в своих сспособностях писать, но он
получал один отказ за другим. Наконец наступил великий день, когда один
рассказ был принят. Правда, он не получил за него ни шиллинга, но редактор
похвалил его. Он получил признание редактора. Он был так взволнован, что
бесцельно бродил по улицам и слезы катились по его щекам.
Похвала, признание, выразившееся в том, что один его расказ был
напечпатан, изменили всю его жизнь. Быть может, если бы не это посещение,
он бы всю жизнь проработал на фабрике, кишащей крысами. Может быть вы
слышали об этом мальчике? Его звали Чарльз Диккенс.
Полстолетия тому назад другой лондонский юноша работал клерком
мануфактурной лавки. Он должен был вставать в пять утра, подметать
помещение и работать как каторжый по четырнадцать часов в день. Это была
тяжелая работа и он ненавидел ee. Через два года он был уже не в силах
выносить ee и однажды утром, не дожидаясь завтрака, отправился пешком за
пятнадцать миль, чтобы поговорить co своей матерью, которая служила
экономкой в одном богатом доме.
Он безумствовал, он умолял ee, он плакал, он клялся, что убьет себя,
если вынужден будет оставаться в этой лавке далее. Потом он написал
длинное патетическое письмо своему старому учителю, которому заявлял, что
он сломлен горем и не хочет больше жить. Старый учитель немного его
похвалил и заверил, что он чоень умный и одаренный юноша, способный тонко
чувствовать прекрасное, и предложил ему место учителя.
Эта похвала изменила всю будущность юноши и наложила боьшой отпечаток
на историю английской литературы. Этот юноша c тех пор опубликовал 77 книг
и заработал миллионы долларов своим пером. Вы, веоятно, слышали o нем. Его
имя Г.Д. Уэллс.
Теперь послушайте, что сказал покойный мистер Уильям Джеймс, быть
может, самый выдающийся психолог и философ: "По сравнению c тем, какими
нам следует быть, мы пробудились лишь наполовину. Мы используем только
малую часть наших
физических и умственных pесурсов. Иначе говоря, человеческий
индивидуум живет до сих пор не выходя за пределы своих минимальных
возможностей. Он обладает разнообразными способностями, которым обычно не
находит применения".
Да, вы, читающие эти строки, обладаете многими способностями, которые
вам обычно не удается использовать, и одна из такихспособностей, которую
вы, вероятно, не используете в полной мере - магическая способность
похвалой и признанием побуждать людей к реализации их скрытых
возможностей.
Итак, если вы хотите из менить человека, не нанося ему обид и не
возбуждая в нем негодования, пользуйтесь правилом 6:

^ ХВАЛИТЕ ЧЕЛОВЕКА ЗА КАЖДЫЙ, ДАЖЕ САМЫЙ СКРОМНЫЙ УСПЕХ И БУДЬТЕ ПРИ


ЭТОМ "ИСКРЕННИ B CBOEM ПРИЗНАНИИ И ЩЕДРЫ B ПОХВАЛАХ".

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.