.RU

Характеристики транспортных средств - Перспективы развития автодорог в России


^ Характеристики транспортных средств



Автомобильная дорога предназначена для движения транспортных средств. Поэтому все элементы автомобильной дороги должны обеспечивать безопасное и эффективное движение транспортных средств.
Дороги общего пользования не проектируют на движение таких транспортных средств и машин, как тракторы, сельскохозяйственные машины, негабаритные автопоезда и автопоезда для перевозки специальных негабаритных грузов, автомобилей со сверхнормативной нагрузкой на ось.
Элементы продольного профиля, плана, пересечений в одном и разных уровнях проектируют с учетом общих габаритных размеров транспортных средств и их динамических и тормозных возможностей. Дорожную одежду, мосты и путепроводы проектируют на расчетную весовую нагрузку от грузового автомобиля.
По автомобильным дорогам движутся разные типы грузовых и легковых автомобилей, поэтому элементы дорог проектируют или на наиболее характерный в транспортном потоке автомобиль, или на движение расчетного автомобиля.
Для предупреждения несоответствия между элементами автомобильных дорог и конструкцией автомобилей должны быть жестко нормированы требования к габаритным размерам и массе автомобилей. В настоящее время таким нормативным документом является Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом России, МВД России и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27.05.1996 (с изм. от 22.01.2004) № 1146, в которой нормированы максимально возможные габаритные размеры грузовых автомобилей и их масса.
В соответствии с указанной Инструкцией все транспортные средства в зависимости от осевых масс подразделяют на две группы:
группа А — транспортные средства с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 до Ют включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I —III категорий, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т;
группа Б — транспортные средства с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.
Транспортное средство с грузом или без груза считается тяжеловесным, если его весовые параметры превышают хотя бы один из следующих показателей:
по осевой массе (нагрузке на дорогу, передаваемой колесами одиночной, наиболее нагружаемой оси) — значения, приведенные в табл. 2.1;
по полной массе — значения, приведенные в табл. 2.2;
Таблица 2.1

Расстояние между осями, м

Осевая масса на каждую ось, т, не более

Транспортные средства группы А

Транспортные средства группы Б

Свыше 2

10

6

Свыше 1,65 до 2 включительно

9

5,7

Свыше 1,35до 1,65 включительно

8*

5,5

Свыше 1 до 1,35 включительно

7

5

До 1

6

4,5

Таблица 2.2

Виды транспортных средств

Полная масса, т

Расстояние между крайними осями транспортных средств, м, не менее

группы А

группы Б

^ Одиночные автомобили, автобусы, троллейбусы

Двухосные

18

12

3

Трехосные

25

16,5

4,5

Четырехосные

30

22

7,5

^ Седельные автопоезда (тягач с полуприцепом)

Трехосные

28

18

8

Четырехосные

36

23

11,2

Пятиосные и более

38

28,5

12,2

^ Прицепные автопоезда

Трехосные

28

18

10

Четырехосные

36

24

11,2

Пятиосные и более

38

28,5

12,2

^ Сочлененные автобусы и троллейбусы

Двухзвенные

28



10

Примечания: 1. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т.
Предельные значения полной массы транспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35%, а для передней оси — не более 40%.
Промежуточные между табличными значения параметров следует определять путем линейной интерполяции.
при движении по мостовым сооружениям — значения, приведенные в табл. 2.3.
Инструкция № 1146 предусматривает возможность движения по дорогам высших категорий (І — III) транспортных средств группы А. Дорожные одежды этих дорог проектируют на нагрузку от транспортных средств этой группы. Дорожные одежды автомобильных дорог остальных категорий рассчитывают на нагрузку от транспортных средств группы Б.
Габаритные размеры транспортных средств по длине не должны превышать:
одиночных автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов — 12 м;
Таблица 2.3

Расстояние между крайними осями, м

Полная масса, т

Более 7,5

30

Более 10

34

Более 11,2

36

Более 12,2

38

Примечания: 1. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т.
Предельные значения полной массы транспортных средств допустимы при равномерном их распределении по осям с отклонением в осевых нагрузках не более 35%, а для передней оси — не более 40%.
Промежуточные между табличными значения параметров следует определять путем линейной интерполяции.
автопоездов в составе автомобиль —прицеп и автомобиль — полуприцеп — 20 м;
двухзвенных сочлененных автобусов и троллейбусов —18 м.
Габаритные размеры транспортных средств по ширине не должны превышать 2,5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м.
За пределы разрешенных габаритных размеров по ширине могут выступать:
приспособления противоскольжения, надетые на колеса;
зеркала заднего вида, элементы крепления тента, сконструированные с отклонением от нормативов, входя при этом в габарит;
шины вблизи контакта с дорогой, эластичные крылья, брызговики колес и другие детали, выполненные из эластичного материала, при условии, что указанные элементы конструкции или оснастки выступают за габарит не более 0,05 м с любой стороны.
Габаритные размеры транспортных средств по высоте не должны превышать 4 м.
К крупногабаритным относятся также транспортные средства, имеющие в своем составе два и более прицепа (полуприцепа), независимо от ширины и общей длины автопоезда.
К отрицательным последствиям приводят нарушения не только наибольших высотных габаритных размеров, но и минимально допустимых. Так, с отрицательным влиянием нарушения габаритных размеров автомобилей столкнулись дорожники США, когда автомобильными фирмами в погоне за прибылью стали создаваться полуспортивные легковые автомобили, обеспечивающие низкое положение глаз водителя. Это привело к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом в пределах вертикальных кривых дороги из-за резкого снижения расстояния видимости.
При проектировании мостов и путепроводов принимают более высокие расчетные нагрузки, чем при проектировании дорог, обеспечивающие возможность пропуска одиночных транспортных средств большой грузоподъемности.
При расчете мостов принимается нормированная нагрузка — условная колонна автомобилей и одиночной гусеничной повозки, габаритные размеры и массу которых выбирают с учетом перспективы развития автомобильных транспортных средств. Расчетная колонна автомобилей состоит из ряда следующих друг за другом на равном расстоянии нормальных автомобилей, среди которых имеется один утяжеленный.
При сдаче моста в эксплуатацию проводят испытание его на устойчивость под действием нормативной нагрузки. Для этого полностью загруженные большегрузные автомобили размещают на мосту, одновременно измеряют деформации конструкций моста.

  1. ^ Надежность автомобильных дорог



Надежность автомобильной дороги характеризуется вероятностью обеспечения среднегодовой технической скорости движения транспортного потока, близкой к оптимальной в течение нормативного срока (межремонтного периода между капитальными ремонтами дорожной одежды) службы дорожной одежды. Количественно эта вероятность выражается числом автомобилей в составе транспортного потока, движущихся со скоростью не ниже оптимальной, отнесенным к общему числу автомобилей.
Можно говорить о надежности отдельных элементов дороги: дорожной одежды, геометрических элементов, искусственных сооружений. Поэтому надежность автомобильной дороги определяется надежностью ее отдельных элементов.
В настоящее время наиболее детально вопросы надежности разработаны для дорожных одежд. Основой оценки надежности является учет случайных изменений прочностного состояния дорожной одежды.
На рис. 4.1 показан пример изменения надежности усиленной нежесткой дорожной одежды в зависимости от ее срока службы.

На графике видно резкое уменьшение надежности после 12 лет эксплуатации дорожной одежды. Уменьшение надежности начинается после расчетного срока службы tp дорожной одежды.
Надежность тесно связана с понятием отказа, под которым понимается событие, заключающееся в потере работоспособности объекта.
Для дорожной одежды под отказом понимается событие, при котором нарушается возможность выполнения транспортным потоком определенной удельной работы, т • км/ч или т • км/сут. Отказ дорожной одежды может возникнуть при снижении ее прочности, ухудшении ровности и сцепных качеств дорожного покрытия. Учитывая, что появление отказов дорожной одежды происходит не сразу, а по мере ее эксплуатации, мероприятия по улучшению состояния дорожных одежд следует выполнять стадийно.
В начальный период эксплуатации дороги уровень ее надежности наивысший и определяется принятой конструкцией дорожной одежды и основания.
В процессе эксплуатации характеристики дорожного покрытия не остаются постоянными, происходит снижение первоначального качества дорожного покрытия.
В момент необходимости капитального ремонта дорожное покрытие достигает своих предельных технических характеристик, при этом дальнейшая эксплуатация дороги становится невозможной, т.е. возникает отказ. Этот момент характеризуется нижним предельно допустимым уровнем надежности. В случае невыполнения средних ремонтов нижний предел наступает быстро вследствие интенсивного прогрессирующего разрушения дорожного покрытия. При выполнении работ по содержанию дорог и средних ремонтов отдаляются сроки проведения капитального ремонта и, следовательно, увеличивается общий срок службы дорожного покрытия. Сроки проведения текущих и средних ремонтов являются технико-экономическим понятием. Путем периодических ремонтов повышается надежность покрытия до экономически целесообразного уровня. Таким образом, возникающие на дороге отказы устраняют ремонтами. Общая долговечность всей дороги складывается из суммы сроков службы конструкции, определяемых временем наступления промежуточных отказов.
После исчерпания возможностей конструкции по обеспечению требуемых эксплуатационных характеристик на основе ремонтов и содержания необходим перевод этой конструкции в новое качественное состояние на основе реконструкции, т. е. устройства более капитального дорожного покрытия.
Понятие надежности может быть применено и к таким элементам дороги, как поперечный профиль и геометрические элементы. В этом случае под отказом следует понимать событие, когда интенсивность движения превышает пропускную способность дороги при рассматриваемых дорожных условиях.
В соответствии с теорией надежности надежность дороги в целом оценивается надежностью ее составных элементов (дорожной одежды и покрытия, искусственных сооружений, земляного полотна, геометрических элементов).
Дорога, имеющая несколько полос движения, при небольшой интенсивности движения представляет собой резервируемую систему, в которой исключается полный отказ, так как имеется возможность переключения движения на действующую проезжую часть.
  1. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  2. Контрольная работа
  3. Контрольная работа
  4. Контрольная работа
  5. Контрольная работа
  6. Контрольная работа
  7. Контрольная работа
  8. Контрольная работа
  9. Контрольная работа
  10. Контрольная работа
  11. Контрольная работа
  12. Контрольная работа
  13. Контрольная работа
  14. Контрольная работа
  15. Контрольная работа
  16. Контрольная работа
  17. Контрольная работа
  18. Контрольная работа
  19. Контрольная работа
  20. Контрольная работа
  21. Контрольная работа
  22. Контрольная работа
  23. Контрольная работа
  24. Контрольная работа
  25. Контрольная работа
  26. Контрольная работа
  27. Контрольная работа
  28. Контрольная работа
  29. Контрольная работа
  30. Контрольная работа
  31. Контрольная работа
  32. Контрольная работа
  33. Контрольная работа
  34. Контрольная работа
  35. Контрольная работа
  36. Контрольная работа
  37. Контрольная работа
  38. Контрольная работа
  39. Контрольная работа
  40. Контрольная работа
  41. Контрольная работа
  42. Контрольная работа
  43. Контрольная работа
  44. Контрольная работа
  45. Контрольная работа
  46. Контрольная работа
  47. Контрольная работа
  48. Контрольная работа
  49. Контрольная работа
  50. Контрольная работа
  51. Контрольная работа
  52. Контрольная работа
  53. Контрольная работа
  54. Контрольная работа
  55. Контрольная работа
  56. Контрольная работа
  57. Контрольная работа
  58. Контрольная работа
  59. Контрольная работа
  60. Контрольная работа
  61. Контрольная работа
  62. Контрольная работа
  63. Контрольная работа
  64. Контрольная работа
  65. Контрольная работа
  66. Контрольная работа
  67. Контрольная работа
  68. Контрольная работа
  69. Контрольная работа
  70. Контрольная работа
  71. Контрольная работа
  72. Контрольная работа
  73. Контрольная работа
  74. Контрольная работа
  75. Контрольная работа
  76. Контрольная работа
  77. Контрольная работа
  78. Контрольная работа
  79. Контрольная работа
  80. Контрольная работа
  81. Контрольная работа
  82. Контрольная работа
  83. Контрольная работа
  84. Контрольная работа
  85. Контрольная работа
  86. Контрольная работа
  87. Контрольная работа
  88. Контрольная работа
  89. Контрольная работа
  90. Контрольная работа
  91. Контрольная работа
  92. Контрольная работа
  93. Контрольная работа
  94. Контрольная работа
  95. Контрольная работа
  96. Контрольная работа
  97. Контрольная работа
  98. Контрольная работа
  99. Контрольная работа
  100. Контрольная работа
  101. Контрольная работа
© Помощь студентам
Образовательные документы для студентов.