.RU

Отчет федеральной экспериментальной площадки «школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования» Санкт-Петербург - 10


Основным фактором успеха программы является сам учитель, ибо, в основном, именно он является основным творческим потенциалом, профессиональным и культурным проводником содержания программы.
Поэтому очень важно создать команду педагогов с высоким уровнем профессионального и личностного потенциала. Создание в педагогическом коллективе творческой и интеллигентной атмосферы в профессиональной деятельности и в межличностных отношениях будет естественным образом проецироваться на детский коллектив и коллектив родителей. Высокий уровень интеллекта и культуры педагога автоматически влечет за собой повышение «планки» интересов и возможностей учащихся, самостоятельности и активности, стимулируя их познавательную деятельность, формируя соответствующие оценочные критерии.
Основное зерно программы - формирование через различные учебные программы единого подхода педагогов к образовательному процессу, развитию творческого потенциала ребенка через формирование навыков исследовательской культуры. Педагог на занятиях должен создавать деловую и творческую атмосферу, поощряя активность, целеустремленность и настойчивость в освоении учебного материала, ориентировать детей на продуктивное использование времени, уважительное отношение к труду и учебе.
Создать наиболее комфортные условия для ребенка помогает также единство педагогических принципов всего коллектива:
► доброжелательность и уважение личности ребенка: ребенок не объект педагогического воздействия, а творящий субъект, имеющий право на собственное мнение, позицию, собственное видение ситуации;
►учет индивидуального развития ребенка, темпа его продвижения, учет возрастных психофизиологических особенностей; внимание к внутреннему миру ребенка и ориентир на его душевное состояние; стремление не к большему количеству всевозможных умений и навыков, а воспитание познавательной активности;
►постоянная тонкая помощь, а не жесткие требования. У каждого свой темп продвижения, и поэтому все сравнения успехов ребенка - только относительно его самого. Стимулирование творческого процесса на основе ощущения успешности.
Программа предусматривает постоянную внутреннюю работу педагога над собой, постоянный анализ своей деятельности, коррекцию учебных программ, повышение профессионального мастерства и исследовательской культуры.
^ Педагог должен обладать:
- профессиональной компетентностью;
- эмоциональной стабильностью;
- чуткостью;
- способностью к индивидуальному подходу в обучении;
- способностью учитывать возможность и степень участия родителей в образовательном процессе.

Родители


Родители являются основным звеном в триаде «ученики-родители-педагоги» для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда – основа формирования личности ребенка.
Важнейшее условие полноценного развития ребенка – создание духовной образовательной среды, включающей учащихся, родителей, педагогов, общественность, инициирующей учебные творческие и нравственные достижения личности, рассматривающей индивидуальные успехи и неудачи как события, связанные с жизнью всего сообщества. Ткань подобной системы образуется из встреч и контактов, где каждый человек ответственен за происходящее рядом, за микровзаимодействия. На этом этапе необходимо выработать единый оценочный критерий в подходе к ребенку. Необходимо договориться о единстве требований, предъявляемых к ребенку в школе и дома, как в образовательном процессе, так и в построении межличностных отношений, в вопросах нравственных.
Поэтому необходимо оговорить формы сотрудничества:

Если мы зададим себе вопрос: «Что самое желанное для грудного ребенка, дошкольника или школьника?», то должны признаться себе, что это – внимание любимых родителей, являющееся сильным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают внимание в общении с ребенком. Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, которое тесно связано и с другим желанием – быть на родителей похожим.
И как для педагога самый лучший способ воспитать в детях творческие способности – самим быть творческой личностью, так и компетентный родитель – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.
Родители создадут прекрасные условия для развития личностных положительных качеств детей, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
1. Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном и интеллектуальном плане.
2. Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка.
3. Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, - даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
4. Они практически не оказывают давление на ребенка в его делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Ребенку нужно знать, что порой терпеть неудачу – этот нормально и даже необходимо. Неудачу надо принимать как возможность для переоценки и адаптации, но не как повод для отчаяния и самоунижения. В поиске новой информации или новых друзей ребенку может быть одинаково полезен как положительный, так и отрицательный опыт.
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть. Нужно переносить акцент в соревновательности на сравнение с прошлыми собственными достижениями ребенка, на самосовершенствование и достижение нового уровня, а не концентрировать внимание ребенка на том, чтобы обогнать и переиграть других. Внутренняя мотивация достичь лучшего личного результата может быть гораздо привлекательнее для тонко чувствующего ребенка, нежели подогреваемая извне страсть к победительству. В то же время обязательно нужно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого, награждать за участие, а не только за победу. Иначе с раннего детства дети будут уходить от трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают.
Все вышесказанное должно быть взято за основу во взаимоотношениях с ребенком. Это принципиально важные механизмы взаимодействия между взрослым и ребенком, постулируемые в нашей программе. И необходимо, чтобы родитель не только понял это, но и принял душой, научился следовать этим принципам в жизни. Вершина становления родителя - благополучие их детей.
Грамотное поведение родителей – понимание собственного ребенка, его психофизического состояния, отношения, построенное на доверии к ребенку, к способу выражения его душевного состояния. Интерес личности ребенка – ориентир для грамотного поведения родителей.
В «Братьях Карамазовых» Достоевский говорит: «…нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может прослужить когда-нибудь нам во спасение». (Достоевский Ф.М. Собр.соч. в 10-ти т Т.9 М «Художественная литература», 1958, с.335-336).
Образование родителей должно быть направлено на оказание им помощи в развитии полноценной здоровой личности ребенка. Чтобы эффективно развивать и воспитывать детей, родители сами должны знать и понимать свои собственные жизненные проблемы, свои особенности и условия жизни, знать, к чему приводят результаты их действий, ретрансляция их ценностей, стремление к воспроизводству образа жизни. Изучение самих себя, развитие родительской рефлексии – основа эффективной образовательной стратегии. Необходимо обратить внимание на концептуальные ценностные моменты, аналитический подход, повышающий значимость осмысления происходящего родителями, свое влияние на развитие ребенка, на отношения с его референтной группой, на отношение в семье, понять возможности взаимодействия своей семьи и общественности, найти соотношение семейных ценностей и ценностей социальных, определить специфику взаимодействия семьи и школы, определить область своей родительской ответственности перед школой.
Поиск соотношения содержания образования родителей, центрированного на проблемах личности и содержания, способствующего общественному развитию, является общей важной проблемой.
С одной стороны – учет конкретных условий жизнепроживания родителей, их особенностей, с другой – важно, чтобы знания, получаемые родителями, способствовали выработке целостного, оптимистического мировоззрения, а взаимодействие родителей с детьми сочетало бы в себе глубокие человеческие чувства и сознательно проработанные поведенческие реакции.
Развитие системы человеческих отношений в школе и в семье требует взаимообучения родителей и педагогов, развития правового сознания, коммуникативных навыков, развития целостного оптимистического мировоззрения, овладения способами позитивного самовыражения, развития творческого потенциала личности. Родители и педагоги - партнеры по отношению друг к другу, но для этого необходимо, с одной стороны, единый концептуальный взгляд и ценностное согласие, с другой стороны – разграничение сферы компетентности и ответственности.
Навыки, получаемые в работе с родителями, будут распространяться и на взаимодействие с детьми, способствуя демократизации школьной жизни.
Родители нуждаются в обеспечении цивилизованного взаимодействия между школой и семьей, в правовой гарантированности строящихся отношений. Помощь со стороны школы помогла бы обеспечить родителям грамотное выражение их интересов, образовательных потребностей и заказов. Только на уровне эффективных форм сотрудничества школы и родителей может родиться образовательное и духовное пространство, способствующее полноценному развитию детей.
Данная программа предусматривает следующие этапы изменения уровней интеграции:
►понимание родителями программы, ее целей, задач;
►участие родителей в реализации программы;
►участие родителей в разработке подпрограмм;
►формирование с родителями общих программ.
В связи с этим необходимо уделить серьезное внимание образованию родителей.
Предполагаем следующие этапы организации деятельности по образованию родителей:
1. Диагностический.
Выявление реально существующих проблем родителей, их ценностные ориентиры в жизни, уровень общей культуры, проведение типологизации обследуемой группы.
2. Консультационный.
В консультациях определяется необходимое содержание образования родителей, формы, методы обучения, выбор своего образовательного маршрута.
3. ^ Процесс обучения родителей.
4. Мониторинговый, помогающий проследить результат обучения родителя.
Требования к преподавателям, проводящим обучение родителей:
► умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
► внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям;
► научная грамотность и доступность изложения материала;
► гибкость, подвижность образовательной стратегии программы;
► разнообразие предлагаемых образовательных услуг, методов и форм ведения занятий;
► способность к оказанию психологической поддержки;
► ориентация на стимулирование самоопределения родителей;
► способность видеть малейшие достижения и их стимулирование.
Система образования родителей стимулирует социальную активность взрослых. А результаты системы образования могут проявиться в следующем:

ПРИЛОЖЕНИЕ №7а
^ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УНИСОН»
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА

Использование интеллектуальных ресурсов сети образовательных учреждений для разработки эффективных образовательных программ.


Сетевой образовательный проект

«Первые дни ребенка в школе»
Автор: Полякова Марина (кандидат педагогических наук)

^ Постановка проблемы

.
Начало школьного обучения – это закономерный переход ребенка на более высокую ступень психического развития. Появление потребности в новой общественно значимой деятельности – одна из важнейших закономерностей психического развития старших дошкольников (Т.И. Бабаева, М.М. Безруких, Н.И. Гуткина, В.Г.Каменская, Е.Е.Кравцова, Д.Б. Эльконин и др.).
Без преувеличения можно сказать, что вопрос: «Готов ли ваш ребенок к школе?» волнует сегодня не только родителей, чьи дети поступают в первый класс, но и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений. Прежде всего, потому, что это один из самых сложных периодов в жизни человека. От того, насколько успешно включится ребенок в новую для него ситуацию систематического обучения, будет зависеть успешность его в школе, а, возможно, и в жизни.
С приходом в школу ребенок попадает в новую для него социальную ситуацию развития и сталкивается с новой деятельностью, которая становится главной. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению (Н.И.Гуткина, Г.А. Цукерман, Е.Е. Кравцова). Причины этого явления имеют разные корни, но все это негативно сказывается на процессе адаптации к школе, приводит к множественным проблемам как в учебной деятельности, так и в личностном развитии ребенка. По данным Э.М. Александровской, только 56% детей обладают адекватной формой адаптации, у 30% - неустойчивая адаптация, для которой характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам. У 14% фиксируется нарушение форм социально-психологической адаптации, что выражается в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Как отмечают В.А. Аверин, Э.М. Александровская, это в значительной мере обусловлено личностными особенностями ребенка.
Снижение возраста поступления ребенка в школу – одна из причин сложностей адаптационного периода. По данным М.В. Антроновой, в возрасте от 5 до 6 лет число незрелых детей (т.е. не готовых к школе) составляет до 60%, от 6 до 6,5 лет этот показатель снижается до 35%, к 7 годам – до 10-13%. В возрасте 7,5 лет 98% детей относятся к школьно зрелым. Введение предшкольного обучения как систематического может усугубить ситуацию и привести ко многим проблемам как самого ребенка, так родителей и педагогов. Следовательно, важно учесть этот фактор при подготовке ребенка к школе и организации обучения детей-шестилеток с учетом психофизиологических характеристик.
Вариативность образования, конечно, являющаяся несомненным достижением современной школы, имеет и оборотную, «негативную» сторону. Ребенок, готовый к освоению программы одной школы, может совершенно не быть готовым к другой школе. Благо выбора школы родителями породило проблему выбора: на что ориентироваться в этом выборе, что существенно, а что вторично – этот вопрос на сегодняшний день еще не имеет четких ответов. Проблема диагностики – ключевая в определении готовности ребенка к школе вообще и к конкретной школе в частности, а также возможных прогнозов адаптации. Диагностику обычно проводит психолог. Он выявляет детей, имеющих существенные проблемы эмоционально-личностного и интеллектуального развития, и проводит коррекционно-развивающие занятия с ними. Но что делать, если психолога нет? И что делать тем детям, у которых проблемы неготовности к школе не столь существенны, хотя и проявляются? Обычно в существующей практике психолог с такими детьми не проводит специальной коррекционной работы. А результаты психологической диагностики редко доводятся до сведения воспитателя. Педагог не может использовать психологические методы диагностики школьной готовности, а хорошей, добротной технологичной педагогической диагностики готовности ребенка к школе и выявления адаптационных проблем нет.
Таким образом, требуется технологичная, единая педагогическая диагностика для определения общей (личностной) готовности ребенка к школе, выявления проблем адаптационного периода для планирования образовательного процесса по ее результатам.
Современный ребенок уже не тот, который был несколько лет назад, и школа уже не та, она перестраивается, совершенствуется. Сегодняшняя начальная школа отличается от той, которая была много лет назад, прежде всего нагрузкой. Интеллектуальными нагрузками, физическими, эмоциональными. Сегодня одна школа может существенно отличаться от другой - и количеством учеников, и образовательной программой, и качеством преподавания.
Как отмечает Б.С. Волоков, современный первоклассник имеет следующие особенности:

Семья, особенно в раннем и дошкольном детстве, является главной составляющей социальной ситуации развития. Необходимость взаимодействия детского сада и семьи в подготовке дошкольников к школе осознается современными воспитателями как очевидная истина. О важности сотрудничества этих двух социальных институтов написано много убедительных слов. Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребенка. В каждом возрастном периоде складывается специфическое для данного возраста исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Это отношение Л.С. Выготский называл «социальной ситуацией развития», она определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие в данном возрасте.
В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Е.П. Арнаутова, Т.А. Куликова и другие). Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.
Результаты нашего исследования (анкетирования) свидетельствуют, что большинство родителей серьезно озабочено вопросами образования детей. 70% родителей именно себя считают ответственными за подготовку ребенка к школе и делают это всякими возможными для них способами: ищут хороший детский сад, нанимают домашних учителей, водят детей в секции и кружки, сами занимаются с ребенком. Педагогическая компетентность сегодняшнего родителя достаточно высока. Однако не всегда он может сориентироваться в образовательной ситуации сам, без помощи специалистов образовательного учреждения.
Специфика позиции педагога по отношению к родителям состоит в том, что в ней сочетаются две функции: формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух ролях одновременно: в роли официального лица и доверительного собеседника. Отношения с родителями сложатся, если обе стороны выступают с правом собственной позиции как равные собеседники. Но при этом каждый остается со своей манерой общения, способом восприятия, несет свои переживания, которым еще предстоит стать общими. На этих основаниях зарождается диалог, строятся доверительные отношения.
Педагогическое образование родителей в ДОУ ориентировано на «среднего родителя», педагоги недостаточно осознают специфику семейного воспитания дошкольников, часто переносят содержание и методы воспитания детей в ДОУ на условия семьи и рекомендуют их родителям. Это приводит к низкой результативности педагогического образования родителей в дошкольных учреждениях.
Многие исследователи отмечают, что в современной практике ДОУ используются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия – консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков, такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму (Т.И. Бабаева, А.Л. Венгер, Л.Ф. Тихомирова). Эти формы взаимодействия ДОУ и семьи предполагают более активную позицию сотрудников ДОУ и, чаще всего, пассивную исполнительскую позицию родителей. Основная цель такого взаимодействия – информирование родителей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы преодолеть в себе элементы назидания по отношению к членам семьи воспитанника и выработать способ доверительного общения. (Т.П. Гаврилова, В.М. Иванова).
Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта. Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями. Умение построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества составляет важный компонент ценностных установок педагога наших дней.
…И вот ребенок переступает порог школы, он стал первоклассником. Это один из самых сложных моментов в жизни человека. Ведь меняется очень многое: до школы можно было играть, во что хочешь, а в школе – надо делать то, что скажет учитель; до школы ребенок «еще маленький», а ученик – «уже большой»; меняется окружение, правила взаимодействия с ним, меняются режим и распорядок дня. Хорошо подготовленный к школе ребенок - любознательный, контактный, умеющий думать и анализировать, рефлексивный, физически крепкий и здоровый - адаптируется к ситуации школьного обучения без особого труда. Но если есть проблемы готовности, ошибки в выборе школы и учителя, то адаптация может протекать тяжело. В этой ситуации требуется оперативная помощь, конкретные действия или система действий для оптимизации адаптации. Довольно часто для этого не хватает знаний, времени, средств, сил у учителя, самих родителей.
Часто решение имеющейся у ребенка проблемы определяется пониманием ее причин, а причины – в дошкольном детстве. Может пройти немало времени, прежде чем учитель выявит причину и поймет, что можно делать для исправления ситуации. Поэтому важно налаживать связь «воспитатель-родитель-учитель», чтобы прогнозировать возможные трудности и предупреждать их.
Итак,

основные проблемы недостаточной готовности ребенка к школе и сложностей адаптационного периода

это:
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.