.RU

3. Медико-биологические средства восстановления - Кафедра теоретических основ физической культуры


^ 3. Медико-биологические средства восстановления.

Медико-биологические средства восстановления и повышения работоспособности включают в себя следующие основные группы: фармакологические средства восстановления, кислородотерапию, теплотерапию.
Фармакологические средства в спортивной медицине применяются в следующих целях: для улучшения восстановительных процессов; после больших тренировочных и соревновательных нагрузок; для повышения устойчивости и сопротивляемости организма; для профилактики перенапряжений, а также лечения различных заболеваний. Они способствуют улучшению многих психофизиологических функций организма, повышению иммунитета, совершенствованию нервной и эндокринной регуляции, активизации ферментативных систем организма.
Следует особо подчеркнуть, что любое фармакологическое воздействие на организм требует определенной осторожности, индивидуального подхода и твердой уверенности в безвредности препарата. Поэтому только врач имеет право назначать лекарственные средства. Самостоятельное их применение спортсменами совершенно недопустимо.
В спортивной медицине имеется широкий выбор фармакологических препаратов, которые способствуют восстановлению и повышению спортивной работоспособности.
В целях стимуляции восстановительных процессов и повышения спортивной работоспособности применяются следующие виды кислородотерапии.
^ Кислородные коктейли - витаминно-питательные напитки с растворенным в них кислородом.
Гипербарическая оксигенация - дыхание кислородом или кислородными смесями под давлением, превышающим атмосферное. Для проведения гипербарической оксигенации используют специальные барокамеры. Положительный наибольший эффект от этого средства достигается при его целевом применении (6-9 сеансов) в следующем режиме работы камеры: давление кислорода - 0,9-1,0 атм., продолжительность сеанса - 45-60 мин.
^ Тепловые процедуры (соллюкс, парафиновые, грязевые и озокеритовые аппликации, местные ванны и другие процедуры) широко применяются для быстрейшего снятия локального утомления мышц и, особенно в случаях их значительного перенапряжения.
Для стимуляции восстановительных процессов в спортивной медицине используются импульсные токи низкой частоты, так называемые синусоидально модулированные токи (СМТ) и токи сверхвысокой частоты (СВЧ).
Электросон путем воздействия электрическим током на корковые процессы оказывает успокаивающее действие, нормализует регуляцию вегетативных функций. Рекомендуется применять при нарушениях сна, возникающих при значительном переутомлении спортсменов.
Электростимуляция способствует повышению работоспособности мышц, ускорению восстановительных процессов, улучшению реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата спортсменов. При электростимуляции воздействие электрических импульсов вызывает титанические сокращения мышечных волокон с последующим их расслаблением, что повышает сократительную способность мышц, улучшает условия лимфо- и кровотока, воздействует обезболивающе.
Следует особо отметить, что в последнее время в подготовке спортсменов стали широко применять различные адаптогены - лекарственные средства растительного и животного происхождения или синтезированные химическим путем, повышающие неспецифическую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

^ 4. Психологические средства восстановления.

Психологические средства и методы восстановления в последнее время получают все большее распространение. Рациональное применение психофизиологических воздействий позволяет снизить уровень нервно-психической напряженности и устранить у спортсменов состояние психической угнетенности, что, в свою очередь, способствует быстрейшему восстановлению психофизиологических функций организма. Вместе с тем можно сформировать у спортсменов четкие установки на достижение больших тренировочных и соревновательных нагрузок. Особенности применения психологических средств восстановления в подготовке спортсменов излагаются в работах по психологии спорта.
Так, профессор А.В. Родионов отмечает следующие основные положения психологической подготовки спортсменов. В систему психологической подготовки входят не только средства собственного воздействия на поведение и деятельность спортсмена, но и методы психодиагностики, включающие изучение специальных способностей, анализ особенностей личности, психодинамического статуса спортсмена, контроль за его текущим состоянием, изучение социально-психологической структуры малой группы (команды). Под психологической подготовкой подразумевается процесс трансформации потенциальных психологических возможностей спортсмена или команды в объективный результат соревнований. Психологическая подготовка представляет собой или воздействие на спортсмена со стороны тренера, психолога, других специалистов (так называемая гетерорегуляция), или самостоятельные воздействия (ауторегуляция).
Среди средств психической регуляции наиболее эффективны следующие:
1. Психолого-педагогические, основанные на воздействии словом: убеждение, внушение, деактуализациия (занижение возможностей соперников), формирование "внутренних опор" (создание у спортсмена уверенности в своем преимуществе по отдельным разделам подготовки), рационализация (объяснение спортсмену реальных механизмов неблагоприятного состояния, из которого легко виден выход), сублимация (вытеснение направленности мыслей спортсмена о возможном исходе соревнований и замена их установкой на определенные технико-тактические действия), десенсибилизация (моделирование наиболее неблагоприятных ситуаций предстоящего соревнования).
2. Комплексные методы релаксации и мобилизации в форме аутогенной, психо - мышечной, психорегулирующей, психофизической, идеомоторной и ментальной тренировок.
3. Аппаратурные средства воздействия: использование ритмической музыки, цветомузыки, видеоизображения, фильмов со скрытыми титрами успокаивающего или мобилизирующего характера.
4. Психофизиологические воздействия: массаж, тонизирующие движения, произвольная регуляция ритма дыхания, воздействие холодом, фармпрепаратами естественного происхождения (например, элеутерококком), двигательные и мимические упражнения из группы "гимнастики чувств".

^ 5. Основные положения применения восстановительных средств.

Основные положения комплексного применения восстановительных средств в подготовке спортсменов приводятся в работе.
Стратегия и тактика применения восстановительных средств в подготовке спортсменов зависят от следующих основных факторов: особенностей вида спорта; педагогических задач на данном этапе подготовки; пола, возраста, спортивного стажа, функционального состояния спортсменов; направленности, объема и интенсивности тренировочных нагрузок; состояния эмоциональной сферы и психического утомления спортсменов; условий для тренировок и быта; особенностей питания; климатического фактора и экологической обстановки.
В каждом случае в процессе выбора и разработки восстановительных мероприятий необходимо учитывать функциональные основные звенья, обеспечивающие работоспособность в данном виде спорта, и конкретные, лимитирующие работу звенья данного спортсмена. Кроме того, выбор и методика применения средств восстановления зависят от способности спортсмена выполнить запланированный объем физических нагрузок на данном этапе тренировочного цикла.
Необходимо в зависимости от индивидуальных особенностей функционального состояния организма спортсмена и конкретных задач этапа подготовки изменять целевое назначение восстановительных мероприятий, которые должны обеспечить полноценное восстановление наиболее нагруженных в данный период психофизиологических систем. При этом, с одной стороны, используемое средство должно быть достаточным для обеспечения восстановительных реакций и предупреждения срыва механизмов адаптации, а с другой - не должно снижать эффективность тренировки, ее воздействие на скорость течения естественных восстановительных процессов.
Восстановление нервно-психической сферы осуществляется с помощью следующих средств: гидропроцедур (теплый душ, теплая ванна, солевые ванны), банных процедур; массажа (ручной, вибрационный); ультрафиолетового облучения; ионизированного воздуха, кислорода, витаминов (особенно группы В), психотерапии.
Сердечно - сосудистая, дыхательная системы и биохимический обмен восстанавливаются с помощью следующих средств: гидротерапии (теплая ванна и душ, контрастные ванны), массажа (ручной, вибрационный), банных процедур, ионизированного воздуха, кислорода, гидроэлектролитного уравновешивания, витаминов С и группы В.
Для восстановления нервно-мышечной системы используются гидропроцедуры (теплый и контрастный душ, соляные ванны), банные процедуры, массаж, физиотерапевтические процедуры, ультрафиолетовое облучение, ионизированный воздух, гидроэлектролитное уравновешивание, витамины группы В.
Необходимо отметить, что средства восстановления и повышения работоспособности должны использоваться в строгом соответствии с задачами тренировочного процесса и конкретной тренировочной программой. Весьма осторожно и крайне индивидуально следует применять средства восстановления в период достижения спортивной формы, так как этот период характеризуется очень тонкой координацией психофизиологических функций, когда не только неадекватная нагрузка, но и несоответствующий комплекс восстановительных средств может снизить достигнутый уровень работоспособности.
В процессе разработки комплексов средств восстановления и повышения работоспособности всегда следует учитывать индивидуальные особенности спортсменов, а также генетически заложенные в их организме способности к восстановлению. Выявлены значительные различия в быстроте и особенностях течения восстановительных процессов у представителей одного и того же вида спорта при одинаковом режиме тренировки и примерно одинаковом уровне тренированности.
Необходимо особо подчеркнуть, что для рационального планирования тренировочных нагрузок в рамках восстановительных мероприятий всегда нужно иметь информацию об особенностях развития процессов утомления и восстановления в организме спортсменов после отдельных тренировочных занятий, а также о кумулятивном эффекте нескольких различных по направленности, характеру и величине тренировочных нагрузок в недельном тренировочном микроцикле.
Немалое значение имеет комплексность применения различных восстановительных средств. При этом весьма важно, чтобы принцип комплексности применения восстановительных средств постоянно осуществлялся во всех звеньях тренировочного процесса: макро-, мезо- и микроциклах, а также в процессе тренировочного дня

^ ЛЕКЦИЯ № 15


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ


СТРУКТУР МОЗГА


Особое место в функциональной организации мозга занимает двигательный анализатор (по терминологии И.П.Павлова) или интегрнативно - пусковые системы. Это связано с тем, что двигательные области коры стоят на выходе интегрирующей и координирующей деятельности мозга и выполняют функцию запуска и контроля двигательной деятельности, реализации поведенческих актов.
Восприятие, адекватное воздействие, надежное распознавание и высокая способность дифференцировки раздражителей является необходимой предпосылкой для деятельности двигательных систем интегративно-пусковых аппаратов.
Согласно концепции П.К.Анохина любой поведенческий акт строиться по принципу функциональной системы которая, будучи детерминирована необходимостью получения конкретного результата, представляет собой наиболее рациональную центрально - переферическую интеграцию органов и систем субъекта. Функциональная система включает в себя 2 категории физиологических механизмов. В одну из них входит образование, обладающее выраженной консервативностью (это в первую очередь рецепторные аппараты и сам конечный эффект), в другую- средства достижения результата, которые обладают весьма широкой пластичностью и способностью взаимозаменяемости.
В теории функциональной системы особое значение предается результату, который выполняет функцию системообразующего фактора и рассматривается как самостоятельная физиологическая категория. Параметры будущего результата и программа его достижения представлены в акцепторе действия – экстренно сформированном нервном аппарате сличение и контроля. П.К.Анохин отмечает, что акцептор действия формируется раньше, чем совершиться действие и появится результат. С этим так же согласуется учение А.А.Ухтомского о доминанте. Наличие доминирующих нервных центров в Ц.Н.С. играет координирующую роль в целенаправленной двигательной деятельности. А.А.Ухтомский показал, что рабочие механизмы выполнения точного, целенаправленного действия формируются в соответствии с двигательной доминантой, с установкой на конечный результат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для выполнения более точного координированного движения необходимо иметь более четкий образ желаемого двигательного действия.
Один из исследователей механизма мозговых процессов А.Р.Лурия указывает на три основных аппарата мозга, которые фигурируют в составе функциональных систем – 3 блока, участие которых необходимо для любого вида деятельности:

  1. блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования;

  2. блок получения и переработки информации;

  3. блок программирования, регуляции и контроля деятельности,

Аппараты третьего блока обеспечивают подчинения движений и действия соответствующим намерениям, создают программы двигательных актов. Таким образом, произвольные движения и тем более предметные действия опираются на совместную работу самых различных отделов мозга, именно поэтому необходимо в процессе психорегулирующей тренировки уделять равное внимание регуляции мышечного тонуса, мышечно-двигательным ощущениям, а так же идеальному зрительному представлению и эмоциональной насыщенности. Сюда же относится и проговаривание (в слух или про себя) основных моментов действия, что усиливает тренирующий эффект в психорегулирующей тренировки, т.к. проговаривание конкретизирует осознанное выполнение запрограммированных двигательных актов.
Психическое состояние, которое может произвольно формироваться у спортсменов, является следствием доминирования конкретной функциональной системы. Это доминирование имеет выраженный характер, если конкуренция со стороны других функциональных систем минимально или (в наиболее оптимальном случае) отсутствуют вообще. Тогда весь расход энергии человека может тратиться на решение стоящих перед ним задач. В связи с этим перед психорегуляцией стоят самые разные задачи, которые, тем не менее, имеют одну целевую установку – обеспечить становление и удержание функциональной интеграции, лучше всего способствующие достижению поставленной цели. После длительных наблюдений учеными за отлично выступающими спортсменами было решено назвать это замечательное состояние, при котором все получается очень хорошо (достижение функциональной интеграции) оптимальным боевым состоянием (ОБС).
Итак, если спортсмен хочет выступить наилучшим образом, он должен непосредственно перед началом соревнований ввести себя в оптимальное боевое состояние и сохранить его до конца борьбы. Надо сказать, что ОБС каждого спортсмена весьма специфично и глубоко индивидуально. Однако хотя ОБС для каждого спортсмена строго индивидуально, в нем можно и нужно выделить 3 основных компонента, общих для всех.
Первый компонент – физический. Это совокупность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме, таких, например, сила, гибкость, легкость, подвижность расслабленность, чувство свободного, глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т.д. А подобные ощущения, как известно, зависят от качества физической и технической подготовке спортсмена. Итак, чем лучше спортсмен подготовлен физически и технически, тем богаче возможности физического компонента ОБС.
Второй компонент – эмоциональный. При выходе на оптимальный уровень эмоционального возбуждения в организме поступают полезные изменения. В частности многие элементы поведения автоматизируются и уже не требуют специального осмысливания. Спортсмен начинает на многое реагировать мгновенно, не задумываясь и всегда очень точно. Такое крайне важно ощущение- «все идет как бы само по себе, без особых усилий»- и лежит в основе легкости достижения высоких результатов во многих видах спорта. Вот почему необходимо уметь сознательно выводить себя на оптимальный для предстоящей деятельности уровень эмоционального возбуждения.
Третий компонент – мыслительный. Это хорошая собранность и сосредоточенность внимание наличие четкой программы действия.
Большинство спортсменов опираются на два или на все три компонента, причем используют их в разной последовательности и, так сказать, в разном процентном соотношении. ОБС не постоянно, оно может и должно изменяться вместе с ростом спортивного мастерства. Т.о. можно полагать, что в основе механизмов психорегуляции применительно к функциональной организации двигательных систем мозга лежат следующие психофизиологические механизмы:

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.