.RU

Е. М. Ярославский как родятся, живут и умирают боги

Е. М. Ярославский


КАК РОДЯТСЯ, ЖИВУТ И УМИРАЮТ БОГИ


И БОГИНИ


ОГЛАВЛЕНИΕ


Из предисловия к первому изданию ....………………………………………………….3

Глава I. Всегда ли люди веровали в бога? .…………………………………………5

Глава II. Как возникают религиозные верования………………………………… 9

Глава III. Классовый характер религиозных верований   .............………………24

Глава IV. Свидетельства евангелистов ..…………………………………………..30


1. Евангелие [от] Матфея ......……………………………………………………………31
2. Евангелие [от] Марка .......…………………………………………………………. ..38
3. Евангелие [от] Луки  .......…………………………………………………………….39
4. Родословная Иисуса Христа ....……………………………………………………. ..41
5. Евангелие [от] Иоанна. ......………………………………………………………… .43

Глава V. Непорочное зачатие. Матерь божия……………………………………...44

Глава VI. «Звезда на востоке» .....…………………………………………………….55

Глава VII. Хлев, пещера и ясли ....………………………………………………….. 58

Г л а в а VIII. Голубица — дух святой ...…………………………………………… 61

Глава IX. Сын божий ........…………………………………………………………… 67

Глава X. Избиение младенцев и бегство в Египет…………………………………71

Глава XI. Когда родятся боги .....……………………………………………………. 76

Глава XII. Противоречия в евангельской проповеди Иисуса ...........…………… 81

Глава XIII. История и география в евангелиях как свидетельство против достоверности евангелия (Выдержка из книги Э. Мутье-Руссэ «Существовал ли Иисус Христос?») .....…. 86

Глава XIV. Умирающие и воскресающие весенние боги (праздник пасхи') ........91

Глава XV. Святая троица .......……………………………………………………….106

Глава XVI. Крест ..........……………………………………………………………….115

Глава XVII. Причащение ......…………………………………………………………119

Гл а в а XVIII. Крещение ........………………………………………………………..126

Глава XIX. Загробная жизнь по учению христианской церкви ...........………….130


1. Христианские представления о душе после смерти ………………………………133
2. В первые сорок дней .......………………………………………………………….. 134
3. Ад, по учению церкви ......…………………………………………………………..137

Глава XX. Небожители древних Греции и Рима…………………………………..141


1. Родословная богов .......………………………………………………………………142
2. Жизнь богов на небе .......……………………………………………………………144
3. Боги на дне моря .......………………………………………………………………...149
4. Тартар ..........………………………………………………………………………….150
5. Многобожие у греков и христиан .………………………………………………….152

Глава XXI. Небожители еврейского неба …………………………………………156

Глава XXII "Судный лень» (иом-кипур)……………………………………………165

Глава XXIII Мусульманство .....……………………………………………………..176


1. Мухаммед ...........……………………………………………………………………..176
2. Небожители мусульманской религии .………………………………………..……180
3. Мусульманский рай и ад ....…………………………………………………………182

Глава XXIV. Как и почему умирают боги . . ………………………………………189


Примечания ..........………………………………………………………………………197
Словарь .............…………………………………………………………………………207

^ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ


Разошедшийся в несколько дней выпуск книги «Как родятся боги» показал, что в широких массах существует потребность в знании истории религии. Интересует не только история рождения тех или иных богов, но прежде всего интересует вопрос о том, как произошла религия, под влиянием каких причин и как развивалась она у разных народов. Чувствуется острая потребность в книге, в которой собраны были бы наиболее важные моменты, касающиеся религий разных народов. Эту попытку я и делаю в настоящей работе.
Главная задача работы—показать земной источник всех религиозных понятий и представлений, показать, что все боги созданы людьми, показать путем сравнения, как при одинаковых условиях существования возникали у разных народов сходные верования и религиозные культы, как соприкасающиеся друг с другом народы перенимают религиозные верования один у другого, как одна религия очень часто является в значительной тепени видоизменением существовавших до нее; Так, например, христианство впитало в себя в огромной мере представления и культ так называемых языческих религий Востока. И если верующего человека несколько покоробит тон книги, правдиво изображающей то, во что свято верили и верят еще доныне миллионы людей, то пусть эти верующие подумают о том, что у нас нет и не может быть никакого почтения к тому, чем тысячи и тысячи лет эксплуататоры одурачивали народные массы, задерживали их развитие и держали в кабале.
Настоящая книга дает кратко и сжато лишь главнейшие моменты истории религий. Она стремится разоблачить тайны
 
3
религиозных культов, обнажить корни происхождения этих культов и показать религию такой, какая она есть, без всяких покровов.
Небольшая работа, в которой были бы описаны культы разных народов и сравнены между собой, тем более необходима, что попы в рясах, как и попы в ученых мантиях, отрицают за простыми смертными право даже касаться всех сказок о богах и богинях. Митрополит Макарий (1816—1882 гг.), составивший руководство для попов, как одурачивать людей («Догматическое богословие»), очень решительно заявляет: «Не забудем, что в вопросе о подлинности или неподлинности какого-либо места в Библии верховным судией может быть только святая церковь, как уполномоченная на всегдашнее хранение слова божия самим спасителем и как предохраняемая духом святым от всякого заблуждения в деле веры» 1. Вот ведь до чего самосомнение у людей развито! Эти господа, которые на протяжении веков грызлись между собой, дрались и избивали друг друга из-за различных толкований «священного писания», из-за того, надо ли креститься двумя или тремя пальцами, и прочих таких же «важных» и мудреных вопросов, которые забивали насмерть Друг друга из-за того, надо ли писать Исус или Иисус2,—эти господа запрещают людям даже касаться противоречий библии, уверяя, что какой-то спаситель только их одних, попов, уполномочил быть единственным судьей в делах религий.
Для эксплуататорских классов нужны эти религиозные тайны, которых не должен касаться простой смертный, подобно тому как, по библейскому рассказу, в раю еврейских богов—«элогимов» люди из племени «Адама» не должны были кушать запрещенных яблок с дерева познания добра и зла.
Пролетарская революция раскрыла перед взором трудящихся эти «тайны», показала, что за ними прячется.
Зная назревшую потребность в общедоступном материале для антирелигиозной пропаганды, я собрал в настоящей книге данные о религиозных верованиях христиан, магометан, евреев, бурят и других народов.
 Μαрт 1923 г.

Автор
4

Глава 1


^ ВСЕГДА ЛИ ЛЮДИ ВЕРОВАЛИ В БОГА?
От верующего человека часто можно услышать: «Как наши деды веровали, так веруем и мы». И те, кто так говорит, думают, что, действительно, они веруют так, как их «деды веровали». Но ведь это же совершенно неверно! В современных верованиях христиан, евреев, магометан сохранились под более поздними напластованиями отголоски прежних верований далеких предков, а история человечества свидетельствует, что вместе с непрерывными изменениями в хозяйственном, общественном, государственном строе изменялись и религиозные представления и верования людей.
 
5
Попы утверждают, что уже «первый человек» на земле (по поповскому учению, созданный богом) обладал настолько богатым языком, т. е. знал столько слов, имел столько понятий, что мог дать имена всем видам животных и растений... на земле. Согласно поповскому учению, этот «первый человек» имел понятие о высшем существе—боге, который управляет миром, который его создал и является высшим судьей человеческих поступков. Проще говоря, попы хотят убедить, что религия, вера в бога, всегда существовала, что она врождена людям.
На самом же деле это совершенно неверно и не соответствует фактам. Наука о происхождении человека говорит нам о том, что человек произошел из животного мира, что его далекими предками были животные—человекообразные обезьяны. Если, как утверждают попы, первобытные люди имели религию, то они должны допустить, что и у животных также существовала и существует религия.
— Как,—возмутится какой-нибудь верующий,—сравнивать человека, «созданного по образу и подобию бога», с каким-нибудь животным?!
Конечно, тому, кто верит сказкам, что мир создан богом, а в человека «вдунута» какая-то бессмертная душа, тому трудно понять такое сравнение. Между тем оно является самым законным, так как наука установила, что человек—выходец из животного мира и произошел от существовавших некогда на земле человекообразных обезьян. Если у первобытного человека, как уверяют попы, было понятие о боге, то оно, выходит, было и у обезьяночеловека и у обезьян. Однако ни один верующий и ни один поп не могут с этим согласиться, так как это подрывает сказку о «божественном» происхождении религии.
Религия требует для своего выражения выработки ряда понятий, а с развитием понятий связано развитие языка, а развитие понятий и языка человека связано с успехами его техники. Тот, кто думает, что язык первобытного человека был настолько богат и развит, что он мог обозначать религиозные понятия, тот глубоко заблуждается. И сейчас кое-где есть отсталые племена, у которых число слов в языке не больше нескольких сот.
 
6
На заре человечества не было и этого. Поповские сказки о «первом человеке», который обладал будто бы вполне развитой речью и представлениями о боге,—только вымысел. Человек не родится с готовыми понятиями, человек не родится со знанием языка.
Существует легенда, что правитель Индии Джелал-удДин Акбар заспорил со своими придворными о том, на каком языке говорили «первые люди». Он отдал приказ взять 12 детей у женщин тотчас по рождении; детей заперли в башню, и к ним приставили немых мамок-кормилиц. Дети остались на попечении немых. Ни один говорящий человек не должен был к ним приближаться в течение нескольких лет. Когда прошло двенадцать лет, маленьких узников привели к радже; к нему собрались евреи, персы, индусы, арабы, халдеи, и каждый доказывал на основании «священного писания», что именно на его языке должны заговорить дети. Что же оказалось? Они не говорили ни на одном из существующих языков. Они издавали какие-то непонятные вопли и звуки, объяснялись телодвижениями'.
О чем это говорит? О том, что у человека нет какого-нибудь врожденного языка, как нет и врожденных представлений или идей.
На вопрос о том, всегда ли люди веровали в бога, была ли у первобытного человека религия, мы должны ответить, что первобытные люди не знали религии, не знали веры в богов. Они не знали богов не потому, что понимали бессмысленность веры в бога и обман всякой религии, а потому, что религия появляется только на дальнейшей ступени развития человечества.
Все, что наука знает о жизни первобытных людей, а так же о происхождении и развитии религиозных верований, опровергает поповские учения о «вечности» религии. Было время, когда люди не знали никакой религии. И ныне наступило время, когда миллионы людей порывают с ней и отказываются от нее. Религия есть явление историческое, т. е. не вечное, а преходящее, возникающее в определенных условиях и в соответствующих условиях отмирающее. Марксистско-ленинское учение об обществе совершенно четко отвечает на вопросы, поче-
 
7
му и при каких условиях зарождается религия и почему ныне миллионы людей порывают с ней.
Об общественных корнях религии Ленин в статье «Социализм и религия» (статья была написана им в 1905 г.) писал: Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, а чудеса и т. п.»*.
В одном из своих писем к Максиму Горькому (в 1913 г.) Ленин ту же мысль о причинах, порождающих веру в бога, выразил в словах, что идея бога порождается «...тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом...»**. Таким образом, религия возникла у дикарей в результате бессилия их в борьбе с природой, а с появлением классового деления общества к этим корням религии присоединяется классовый гнет эксплуататоров над народными массами. Вместе с исчезновением классового гнета начинается и отмирание религии. Этот упадок религии и имеет место в стране победившего социализма — СССР.
 В. И. Л е н и а. Соч., т. 10, стр. и. ** В. И. Л е н и н. Соч., т. 35, стр. 93.
 
8

^

Г л а в а II


КАК ВОЗНИКАЮТ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
Когда ученые начали производить раскопки в земле, они нашли остатки многих животных, которые в далекие времена жили

на

земле, а затем совершенно исчезли. Костяки многих таких ныне не существующих животных можно видеть в музеях. Среди остатков когда-то существовавших животных находят иногда в пещерах или просто в земле остатки человеческих костяков, лежащих нередко среди груд разбросанных кругом костей разных животных. Вся обстановка показывает, что такие пещеры были когда-то обиталищем первобытного человека. Туда он скрывался от диких животных, выгоняя оттуда
 
9
своих врагов—пещерного медведя, тигра. Ученые по этим и другим остаткам воссоздали картину жизни первобытного человека.
Скелеты многих животных и человека, давно населявших землю, сохранились не целиком. Тем не менее на основании этих остатков ученые воссоздали весь скелет того или иного животного. Иногда при дальнейших раскопках находили недостававшие кости, и оказывалось, что ученые по ранее найденным нескольким костям правильно восстанавливали скелет всего животного. Точно так же по отдельным чертам, по отдельным фактам, рисующим жизнь первобытного человека, восстанавливается и картина далекого прошлого человечества.
Древнейшие люди не оставили после себя никаких •книг, так как они не умели писать. Однако кое-какие материалы о жизни древних людей остались. В земле при раскопках находят стоянки первобытных людей, их могильники, и, наконец, кое-где сохранились изображения людей, животных и разных сцен охоты, нацарапанные острым камнем на стенах
пещер.
По древним могилам, относящимся к тому времени, когда люди еще не знали употребления металлов, а знали только употребление камней (каменный век), мы можем узнать, как
 
10
прежде хоронили людей. И когда мы находим в могилах горшки или оружие, то это дает нам представление о религиозных верованиях людей того времени. Для нас ясно, что если в могилу рядом с мертвецом клали горшки с пищей или оружие, то это свидетельствует о существовавших тогда верованиях, что после смерти человек нуждается во всем том, чем пользовался при жизни.
И язык человеческий, хотя он постоянно меняется, сохранил в себе очень много от далекого прошлого людей. Мы, например, и теперь еще употребляем такие выражения, которые имели когда-то совсем другой смысл, чем тот, какой мы в них сейчас вкладываем. Прослеживая шаг за шагом развитие человеческого языка, мы также воссоздаем многое в картине жизни и верований первобытных людей.
Еще одним источником наших знаний о верованиях древних людей является мифология, т. е. сказания, передаваемые из поколения в поколение, о богах, героях и др. По этим сказаниям мы узнаем, каковы были представления о вселенной у древних людей, и судим по ним о первобытных религиозных верованиях.
Другим источником служат для нас народные обычаи, поверья, обряды, которые сохраняются часто много столетий после своего возникновения, так что люди даже не умеют уже объяснить, какое значение они имеют. В них мы находим свидетельства о далеких, исчезнувших временах. Точно так же по обрядам современных религий мы прослеживаем и определяем религиозные обряды и представления первобытного человека.
У нас есть еще один источник изучения первобытных верований—это живущие еще кое-где на земном шаре культурно отсталые племена. Правда, все они встречаются и общаются с более культурными народами, многое от них переняли, и, стало быть, нельзя сказать, что это «первобытные люди» и верования у них «первобытные». Тем не менее изучение жизни и верований этих людей дает огромный материал для понимания возникновения и развития религиозных верований вообще.
Таким образом, на основании самых различных данных науки можно восстановить картину жизни и верований древних людей.
 
11




Поповская сказка о том, что первобытные люди жили в каком-то раю, что кругом них мирно паслись рядом тигры и овцы, — только детская сказка: никакого «золотого века» человечество никогда не знало на земле. Первобытный человек вел неустанную, упорную борьбу за существование. У окружавших его хищников были страшные, острые зубы и когти. Эти животные во много раз превосходили человека по силе. Но в отличие от животных человек умел делать орудия труда, и это дало ему перевес над животными. Он научился делать оружие для охоты и защиты. Его орудия труда были сначала очень просты, примитивны: это были сучья, палки и дубины, затем камень, прикрепленный волокнами растений к концу палки (молот, топор); позже научились изготовлять из камня острые режущие орудия. Благодаря общественному труду и приготовлению орудий труда человек приобрел то, чего не дала ему природа (сила, когти, клыки и др.) и чем она наделила животных. Отныне он мог дробить череп животного, с большим успехом на него охотиться, смертельно ранить. Употребление огня, являясь тоже результатом коллективного человеческого труда, сделало человека более сильным, хотя, по всей вероятности, первоначально человек не умел добывать огонь, а пользовался

 
12

огнем, который находил в природе, - так называемым «естест венным огнем» (например, пожар от молнии во время грозы). Но при всем том не человек господствовал над природой, а он был в полной зависимости от природы и ее сил. Именно это «бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.»,—так определил Ленин причины возникновения религиозных верований.
Формы религиозных представлений первобытных людей, очевидно, были самые различные, в зависимости от конкретных условий жизни каждой общественной группы. На основа нии многих данных можно лишь отметить наиболее характерные формы первобытных религиозных представлений.
«...Но ведь всякая религия,— писал Энгельс,— является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,—отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения»*.
Олицетворение и обожествление сил природы характерно для древних религий, а пережитки этого мы находим во всех
* Φ Энгельс. Анти-Дюриж М., Госполитиздат, 1957, стр 299.
 
13
современных религиях. В религиях многих народов солнце, луна, звезды представляются живыми существами. Такие явления природы, как дождь, ветер, буря и т. д., представляются как действия этих существ. В представлениях дикаря весь окружающий его мир населен живыми существами, только более сильными, чем человек.
Олицетворяя силы природы, человек имел в то же время самые смутные представления о своей собственной природе. Такие явления, как болезнь, смерть, сны, не были понятны людям, и во всех таких случаях они думали, что в человеке действуют какие-то особые силы или существа, подобно тому как и теперь есть немало людей, которые думают, что болезнь происходит оттого, что в человека «вселился бес». Для дикарей явления смерти были непонятны. Переходя с места на место, им приходилось покидать раненых на охоте или заболевших. Случалось, что раненый или больной возвращался к своей группе через несколько дней. Но бывало и так, что они сами возвращались к месту прежней стоянки, где оставался иногда в обморочном состоянии больной или раненый, и находили его живым и здоровым. Умерших и оставленных сородичи видели во сне, разговаривали с ними, охотились с ними вместе. Все это приводило к выводу, что оставленные, брошенные бездыханные сородичи продолжают жить, и происходит это потому, что в человеке живет какое-то особое существо—дух, душа, и все явления сна, смерти, болезни объясняются действием души или душ.
Первобытный человек не отличал сна от действительности так, как отличаем мы. Да и в наши дни есть немало людей, которые придают снам значение действительности. Ведь почти все «святые» христианской церкви, а также и других религий значительную часть своих поучений основывали на том, что они «видели во сне». И подобно тому как религиозные люди ныне верят в то, что видения во сне соответствуют чему-нибудь в действительности, так и дикарь придавал своим снам значение действительных событий.
Если мы обратимся к человеческому языку, то увидим, что почти у всех современных народов в языке сохранились пережитки того далекого времени, когда человек был уверен в
 
14
том, что во время сна, обморока, при смерти происходит только отделение от человека чего-то такого, что сидит внутри его, что двигает его руками, ногами и другими членами тела, но может уйти из тела, сражаться, радоваться, страдать, видеть давно умерших людей, разговаривать с ними и пр. В самом деле, возьмите такие выражения, как: «он вышел из себя», «он пришел в себя», «он отошел в вечность», «из него и дух вон», «вышибить дух» и др., —откуда они? Как они создавались? Что они означали в свое время? Когда дикарь говорил: «он пришел в себя», он вкладывал в это совершенно определенный—буквальный—смысл. По его убеждению, обморок или тяжелое болезненное состояние заключались именно в том, что душа больного, или дух больного, в это время уходил из него куда-то, а выздоровление заключается в том, что душа снова возвращается—человек «приходит в себя».
Душа в представлениях людей была копией, двойником тела. Душа может страдать, ощущать голод, жажду, нуждаться в пище и питье. Эти древнейшие представления о душе вошли составной частью в современные религии.
С верой в душу и в духов связан ряд других верований и обрядов. О покойнике надо позаботиться; дикари считали, что он продолжает существовать, поэтому его необходимо обеспечить всем, чем он пользовался при жизни, надо его и кормить. Поэтому в старинных могильниках мы находим посуду с остатками пищи и оружие для охоты. Впоследствии эти представления и заботы о душе после смерти приняли самые различные формы. Так, норманны' спускали своих умерших в море привязанными к лодкам, чтобы их
 
15




не сбросило волнами, и снаряжали эти лодки так, как будто покойник отправлялся в далекий путь. У многих народов хоронили знатных людей не только с оружием, но и с рабами, рабынями, женами, со скотом, с лошадьми и пр. Покойник снаряжался в путь, «отходил» со всем тем, чем он пользовался
при жизни.
Та ранняя форма религии, которая выражалась у первобытных людей в вере в душу и в почитании «духов», в науке
носит название анимизма.
В древнейшую пору своего существования человек еще не выделял себя из царства природы, не делал существенного различия между собой и животными. Эти представления до сих пор сохранились в народных сказках. Почитание животных и поклонение им—один из элементов первобытных религиозных верований. У многих народов существовали верова-

 
16
ния, что они произошли от животных, что их предками были те или иные животные (тотемы) 2. Отзвуком этих древнейших верований является, например, предание, которое можно найти во многих учебниках истории, что мифические основатели города Рима — Ромул и Рем были вскормлены волчицей.
У многих первобытных народов существовала вера в их [кровно] родственные отношения с теми или иными видами животных [или растений]; известны боги-тотемы: агнцы («агнец божий»), быки, рыбы, змеи, голуби и др. А вместе с этими верованиями о родстве людей с тем или иным животным выработались различные запрещения (табу) поедать данное животное.
Во всех первобытных религиях, как и современных, огромное место занимала магия, или, проще говоря, колдовство. Это выражалось в ряде действий, посредством которых дикарь рассчитывал воздействовать на природу сообразно своим нуждам. Он не знал, что в природе все развивается по своим
 
17
законам. Для него все явления природы —результат действия сверхъестественных сил, злых и добрых духов, которых можно заставить служить человеку. Когда дикарь отправляется на «охоту, он рисует на песке изображение животного и протыкает это изображение копьями.   На стенах пещер найдены древнейшие изображения животных, пронзенных копьями. Это магические (колдовские) изображения: поражая животное на изображении, дикарь был уверен, что это поможет ему и на охоте победить животное. Дикари, например, для того чтобы вызвать дождь, прибегают к колдовским действиям — обливаниям, которые производятся по установленному обряду. Магическим, колдовским пережитком в современных религиях являются всякого рода молебствия с водосвятиями на полях. Бессилие дикаря в борьбе с природой порождало веру в богов и в чудесное действие всякого рода обрядов, манипуляций, способных заставить духов природы поступать так, как
это необходимо человеку.
Более поздней и сложной формой религиозных верова-
18
Магические (колдовские) действия австралийцев перед охотой; охотники бросают копья на нарисованные на земле изображения кенгуру, уверенные в том, что это обеспечит им удачную охоту.
ний явился культ предков, поклонение которым возникло уже на сравнительно поздней ступени развития общества —с образованием родового строя. Род состоял из кровных родственников, причем первоначально счет родства велся по женской линии и лишь впоследствии стал вестись по мужской. Люди верили, что умершие предки, особенно старейшины, и после смерти продолжают заботиться о сородичах. Им поэтому воздавали особое почитание, особо рассчитывая на их помощь. Пережитки культа предков сохранились во всех современных религиях.
Вместе с усложнением культа и колдовских обрядов появились люди, которые специально выполняли эти действия: колдуны, знахари, шаманы—предшественники попов.
Забота о душах умерших предков составляла одну из серьезных обязанностей каждой родовой группы. Многочисленные пережитки кормежки покойников сохранились и до настоящего времени. Приготовление кутьи у христиан—это пережиток приготовления пищи именно для покойника. И теперь еще во многих местах в «родительские дни» приносят
 
19




продукты на могилу. Во многих сельских местностях на пасху приходят на могилу, «христосуются» с покойником и оставляют на могиле яйца и другую пищу. Впоследствии, с усложнением культа, на специально воздвигнутом алтаре ставились изображения духов предков и перед ними убивали людей, животных или приносили в дар продукты. Эти жертвы в некоторых культах сжигали и верили, что дым, поднимающийся кверху, запах жареного приятен для богов. Боги ассиро-вавилонского [шумерского] сказания о потопе, когда праведник Утнапиштим после потопа приносит жертву, собираются и нюхают приятное благоухание: Тогда... я... принес жертву,, Совершил приношение на вершине горы; Семь и еще семь сосудов поставил я, По ним распределил я тростник, кедровое дерево и мирту *,—
Боги нюхали благоухание, Боги нюхали приятное благоухание, Боги, как мухи, собрались вокруг приносящего жертву. ^ Из «Эпоса о Гильганеше» 3.
То же самое рассказывается об еврейском боге Ягве в библии: «И устроил Ной жертвенник Ягве; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, и принес и во всесожжение на жертвеннике. И обонял Ягве приятное благоухание...» (Бытие, VIII 20, 21**)
С течением времени среди духов предков выделяются один или несколько и делаются родовыми божествами.
Этим богам придаются фантастические, причудливые черты и размеры; бога превращают в исполина, великана. Слово «бог» на многих языках просто означает старик, старший (евреи называют своего бога «ветхий деньми», т. е. старец; у финнов название бога «Укко» означает старец, дед и т. д.). В десятой книге гимнов древнейшего индусского евангелия «Ригведы»4 говорится:  Благовонные древесные породы.
* Здесь и в дальнейшем изложении при ссылках на библию римскими цифрами обозначены главы соответствующих книг библии, арабскими — стихи.
 
20




1. Восстаньте вы, самые древние, средние и последние отцы, Отошедшие в царство духов, — Приветливые, верные, знакомые с заповедями, — Вы, святые предки, услышьте наши призывы.
2. Вам, предки, посвящаем ныне мы это моленье, Вам, отшедшим рано и отшедшим поздно, Вам, обитающим в земных пространствах, И вам, еще пребывающим среди племен.
3. Я нашел отцов, ближайших родственников. Внуков и длинный след от Вишну; Вы, на баргис* вкушающие жертвенный напиток, Вы здесь самые обычные из всех посетителей.
4. Вы, отцы, сидящие на соломе, пошлите нам помощь, Вкусите приготовленного нами жертвенного напитка, Насладитесь им, будьте к нам милостивы, Даруйте нам исцеление и неиссякающие силы **.
Когда из слияния многих родов образовались племена, то наряду с почитанием родовых духов и божеств возникло почитание племенных богов. Часто в роли таковых выступали божества наиболее сильного рода. Почитание племенных богов одновременно с почитанием богов родовых продолжается довольно долго. Домашние боги, лары и пенаты у греков и римлян, деды и домовые у славян—это именно такие семейные, родовые боги. Но чем больше возрастала власть главы племени, тем больше почитались племенные боги. которым воздвигались алтари, жертвенники — зачатки будущих храмов.
Только с дальнейшим развитием человеческого общества, с образованием классов и государства, как отражение этого в головах людей, возникла вера в небесных царей—богов, копии царей земных. Божества отдельных племен уступают место божествам более крупных [этнических] объединений, национальным богам. В борьбе между отдельными племенами принимают участие, по верованиям людей, и племенные боги. В результате борьбы создаются национальные государства древнего мира с их национальными [общегосударственными] богами. Пример такого объединения племенных богов под главенством одного национального бога приводит академик Б. А. Тураев. Вот что он сообщает:
* Баргис—по верованиям индуистов, жертвенная подстилка,

на

которой сидят предки в царстве мертвых. 
** Г. К у но в Возникновение религии и веры в бога. 1925, стр. 148.
 
21




«Возвышение Вавилона повлекло за собой некоторые изменения в пантеоне (сонмище богов.—^ Ем. Я.). Бог Вавилона должен был занять первое место. Таким богом был Мардук... Это было божество весеннего солнца. Династия Хаммурапи действительно возвела его на степень верховного бога, солнечное значение которого скоро отошло на второй план пред политической ролью покровителя владык мирового города». Другие наиболее почитавшиеся боги—Ану, Энлиль и Эа— должны были уступить место Мардуку. Энлиль...—«до сих пор наиболее чтимый бог.., должен был уступить ему свое место даже как творец мира... Энлиль, царь неба и земли, передал Мардуку... владычество над четырьмя странами света и свое имя «владыки стран». Что касается бога Эа, то «Мардука объявили его «первородным сыном», которому отец уступил милостиво свои права и свою силу, свою роль в мироздании...» * С укреплением вавилонской монархии мало-помалу выработалось представление о единой божественной силе, проявившей себя во множестве видимых форм и носившей сообразно этому множество различных наименований.
Еще задолго до возникновения верований во всесильных богов, верований, которые целиком отражают устройство монархического государства на земле, происходит обожествление отдельных сил природы. Так возникло представление о боге, который управляет солнцем. У других народов, занимаю-
* Б. А. Т у ρ а е в. История древнего Востока, т. I, 1936, стр. 121—122.
22
щихся мореплаванием, создались представления о богах, управляющих морями и ветрами: боги ветров и боги морей чтутся главным образом у жителей островов и приморских стран. Удушливый ветер «самум» африканских пустынь, по верованиям древних египтян, посылается особым «злым» богом, а ежегодный разлив реки Нила —добрым богом. Своих богов народы наделяли и соответствующими чертами. Бог солнца изображался либо в виде солнечного диска (круга), огненного колеса, либо в образе животного с солнечным сиянием вокруг головы, либо человека с таким же сиянием. Если этот бог управляет громами, молниями (Тор, Перун, ЗевсЮпитер) , то в руках его — молот, которым он грохочет и вызывает гром, или связки молний, которые он рассыпает с неба.
 
23

^

Г лава 111


КЛАССОВЫЙ ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Мы вкратце рассмотрели в предыдущей главе, как образовались религиозные верования и как вера в духов и олицетворение природы превратилась в веру во всемогущих богов—царей, страшных, всемогущих и жестоких.
Но что же такое религия?
На это до сих пор давались различные ответы. Попы разных вер и буржуазные историки религии дали и дают неправильные определения религии. Это происходит потому, что и
 
24




попам и буржуазным ученым—защитникам религии —выгодно представить религию в наилучшем свете, выгодно убедить массы, что без религии они не могут обойтись. Так, один из них (Вовенарт) говорит: «Обязанности человека по отноШению к богу—вот религия». Другой (Шлейермахер) определяет религию как «сознание человеком своей зависимости от бога». Третий (А. Ревилль) считает, что «религия есть определение человеческой жизни посредством связи человеческой души с тем таинственным духом, владычество которого над миром и над собой признается человеком и с которым он чувствует себя соединенным». Наконец Л. Н. Толстой заявляет: «Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками» 1.
Нетрудно доказать неверность этих определений. На определении религии Л. Н. Толстого очень легко показать несостоятельность остальных определений. Во-первых, какая разница между «истинной» и «неистинной религией»? Кто эту разницу устанавливает? Совершенно было бы бесполезно и ненаучно устанавливать разницу между «истинными» и «ложными» богами, между «истинной» и «ложной» религией по той причине, что все религии одинаково ложны и вредны для трудящихся Во-вторых, любой дикарь, кормящий своего умершего предка или почитающий священным крокодила, кошку и др., так же «устанавливает свое отношение к окружающей его бесконечной жизни», «согласное с разумом и знаниями» этого дикаря, как и сам Л. Н. Толстой, как и любой из его последователей. Ведь кормление бога, как и поедание крови и тела бога (причастие), «согласно с разумом и знаниями» дикаря, иначе он не стал бы этого делать. Поэтому, когда какой-нибудь толстовец доказывает, что человек есть слабое, несчастное животное «до тех пор, пока в душе его не горит свет бога», он в сущности повторяет только то, что повторяли тысячи лет назад изуверы, фанатики...
Религию все эти люди объявляют делом «надклассовым». Поэтому Толстой проповедует: «Если он (религиозный человек.— ^ Ем. Я.) принадлежит к правящим классам, он не только
 
25




не захочет скрывать истину ради выгод своего положения, но, напротив, возненавидя эти выгоды, все силы души своей употребит на освобождение себя от этих выгод и на проповедание истины... Если же он принадлежит к порабощенным, то, точно так же, отказавшись от общего людям в его положении желания улучшить условия своей плотской жизни, такой человек не будет иметь другой цели, кроме исполнения воли бога*...»2
Никто не сумел бы выразить так хорошо вредную, реакционную сторону религии — «истинной религии», как это сделал сам Толстой. И нельзя было лучше подчеркнуть именно классовый характер религий, как это сделал Толстой.
В самом деле, что он рекомендует эксплуататорским классам — буржуазии, помещикам, рабовладельцам? Он им рекомендует добровольный отказ от их привилегий и власти, от
* Курсив

^ Ем.

Ярославского.—

Ред.


 
26




господства, богатства, эксплуатации народных масс. На основании этого учения баптисты, толстовцы, евангелисты и проповедники других религий проповедуют трудящимся покорность и безропотное подчинение эксплуататорам. Но разве эксплуататорские классы откажутся добровольно от своего господства? Разве можно империалистическую буржуазию, залившую весь мир кровью рабочих и крестьян, разве можно ее «уговорить» отказаться добровольно от своего господства, от власти? Не ясно ли, что всякий, кто проповедует такие идеи, играет на руку тем же империалистам? А что рекомендует религия эксплуатируемым? Что она советует рабочим и крестьянской бедноте, которые в капиталистических странах стонут под ярмом капитала и помещиков?
Этим массам, страдающим там, в капиталистических странах, от безработицы, голода, нищеты, войн, всякого рода религиозные проповедники советуют: «нужно отказаться от свойственного людям желания улучшить условия своей плотской жизни». Иначе говоря, рабочий и крестьянин вовсе не должны бороться за лучшую жизнь.
Именно в этом духе ведется проповедь представителями различных религий во всех странах мира. Глава католической церкви — папа римский в своих посланиях призывает рабо-· чих и крестьян, всех тех, кто угнетен капиталом, к покорности и смирению Напуганные ростом влияния коммунизма среди миллионов людей, римский папа и попы других религий выступают с посланиями против коммунизма и против СССР и призывают трудящихся к покорности и смирению, обещая им «небесные блага» за отказ от борьбы за человеческую жизнь на земле.
Вот почему эксплуататорские классы повсюду поддерживают религию и церковь. Вот почему буржуазные правительства заключают с церковью специальные договоры (конкордаты), снабжают ее деньгами, защищают своими законами...
В годы гражданской войны белогвардейщнна часто прикрывалась религией в борьбе против Советов. В годы, когда Советская страна под руководством партии большевиков боролась за осуществление пятилеток, за индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, церковные орга-
27




низации явились орудием контрреволюции в ее противодействии социализму. И в настоящее время многочисленные факты свидетельствуют об этой враждебной социализму деятельности религиозных организаций и реакционной роли религии3.
Таким образом, всякие утверждения попов и буржуазных ученых о том, что «религия — это связь человека с богом», что она способствует «обузданию зла» и т. д., лживы. Людям, которые представляют религию в таком прикрашенном виде, Ленин отвечал, что это «неверно и явно реакционно».
Неверно это потому, писал Ленин, что «...из идеи бога убиоается прочь то, что исторически и житейски в ней есть (нечисть, предрассудки, освящение темноты и забитости, с одной стороны, крепостничества и монархии, с другой), причем вместо исторической и житейской реальности в идею бога вкладывается добренькая мещанская фраза (бог=«идеи будящие и организующие социальные чувства»)». В действительности, пишет дальше Ленин, «идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое мертвечиной, буду-
 
28




чи всегда идеей рабства (худшего, безысходного рабства). Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетенные классы верой в божественность угнетателей» *.
...Когда же отомрет всякая вера в сверхъестественное, в богов, когда не будет религии?
Об этом в программе коммунистов-большевиков говорится: «ВКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественнохозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма».
В последующих главах книги мы рассмотрим, как в различных религиях родятся, живут и умирают боги и богини.
* В. И. Лени н. Письмо к Горькому. Соч., т. 35, стр. 92. 93.
 
29

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.