.RU

Цирк Маленькая Энциклопедия - 5


В нач. 50-х гг. худ. рук. коллектива М. Джебраилов обновил программу: был включён пролог на тексты из произведений С. Вургуна, заново поставлены нац. танцы (балетм. Ганифа-заде), введены новая музыка (комп. С. Гаджибеков и Т. Кулиев), оформление (худ. Г. Мустафаева). Среди цирковых номеров: акробаты Назировы, иллюзионист-манипулятор М. Ширвани, эквилибристы с першем на переходной лестнице Халилуевы, жонглёр Умар, ковёрные Касум и Биби-оглы. В 1959 на 2-й Декаде азерб. литературы и иск-ва в Москве коллектив показал программу "Мы из Баку" (сценарий И. Финка, реж. С. Дадашев, комп. Р. Гаджиев, худ. Г. Мустафаева), сохранявшуюся и репертуаре до 1965. В нац. традициях были поставлены танцы на проволоке (Ш. Бахшалиева, Э. Манучарова и Г. Назирова), номера акробатов-эксцентриков Расуловых (А. и X. Расуловы, М. Ахмедов), канатоходцев Алихановых, дрессировщика И. Мирзаева.
В 1966 состав А. ц. к. значительно изменился. 15 апр. 1966 А. ц. к. показал на арене Бакинского цирка сюжетный цирковой спектакль "Знак на скале", посв, революционной борьбе азерб. трудящихся (авторы сценария С. Дадашев, М. Джебраилов, Л. Куксо и Е. Рябчуков, реж. Е. Рябчуков, худ. Алмас-заде и А. Фальковский, комп. Р. Гаджиев, балетм. В. Леонов). В спектакле участвовали: канатоходец Д. Залов, джигиты-наездники под рук. Ю. Мерденова, акробаты-вольтижёры на шарах под рук. Г. Газаряна, эквилибристы на вольностоящих лестницах под рук. И. Голядзе, плечевые акробаты под рук. В. Хэлая, комик М. Поздняков (в образе Ходжи Насреддина), муз. эксцентрики К. Абдуллаев и Г. Маликов (выступавшие в образах весёлых распорядителей праздника — Шулы и Гулы), сатирики — засл. арт. Азерб. ССР М. Шаров и Г. Наджаров. Ведущие роли в спектакле исполняли артисты А. Расулов (Аслан), Ш. Бахшалиева (Гюли), А. Аскеров (Сафарбек). Руководители А. н. к.: М. Джебраилов (до 1955), Ф. Назиров (до 1962), Э. Рзаев (до 1965), С. Шафиев (до 1969), М. Ширвани (до 1974), Р. Шафиев (с 1975).
Лит.: Григорюк Т., Мы из Баку, "Сов. цирк", 1959, № 7; Ларин Вл., Развивать нац. иск-во, там же, 1961, № 3; Агаджанов Г., Многонациональный советский цирк, в сб.: Огни манежа, М., 1961, с. 50; Рождественский А., Стартует новый коллектив, "Сов. эстрада и цирк", 1966, № 8.
АКОПЯН — воздушные акробаты. Рафаэль (Мамикон) Арменакович А. (р. 21.X. 1929). Засл. арт. Арм. ССР (1967). Окончил Ин-т физкультуры в Москве (1962). В цирке с 1952 — эквилибрист на шестах (верхний) в группе под рук. Р. Манукяна, с 1954 — под рук. Ю. Половнева. Меруджан Арменакович А. (р. 12.8. 1936). Засл. арт. Арм. ССР (1967). Был спортсменом. В 1961 дебютировал в цирке как нижний в воздушно-акробатич. дуэте с Рафаэлем А., к-рый в Ереване выпустил самостоят. номер "Воздушные акробаты на рамке" (по афише — "Братья Акопян"). Номер исполнялся под куполом на рамке, от к-рой на манеж спускались два параллельных каната, натягиваемых блоками. Среди наиболее интересных трюков бр. А.: стойка на рамке, Меруджан А. балансировал зубной перш дл. 2,5 м., по к-рому Рафаэль А. с плеч партнёра поднимался вверх и на вершине перша делал стойку. В другом трюке Меруджан А. повисал на вытянутых руках на двух канатах, идущих от рамки к манежу; Рафаэль А. становился в стойку руками на голове Меруджана А. и в таком положении оба, скользя по канатам, спускались на манеж. В составе группы под рук. Ю. Половнева Рафаэль А. выступил на 5-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Варшаве (1955), участвовал в гастролях за рубежом (Польша, ГДР, Греция, Югославия, Бельгия, Люксембург, Бразилия, Уругвай, ФРГ, Чехословакия и Венгрия). Бр. А.— лауреаты Всесоюзного смотра новых произведений циркового иск-ва за 1961—63 (1964).
С 1968 в номере "Воздушные акробаты на рамке" вместо Меруджана А. работал Юрий Суренович Базоян (р. 1948). С 1971 Рафаэль выступает как клоун-мим в маске весельчака и задиры-проказника; в репертуаре преобладают пародийные интермедии. С П. В. Каримой (р. 1947; окончил ГУЦЭИ в 1972) исполняет воздушно-гимнастич. номер и комич. сценку на перше - "Два индейца и одна пальма". Меруджан А. с 1969 выступает в жанре иллюзионного иск-ва. Исполняет сюжетную сценку "Пастух и горянка", оформленную в нац. стиле (реж. А. С. Шаг). Партнёрша — Аэлита Амаяковна Алавердян (р. 1932). В 1977 за оригинальность и артистизм номер получил почётный приз и диплом клуба магов Брюсселя (Бельгия).
Лит: Уразов И., Акробаты под куполом, "Сов. эстрада и цирк", 1964 № 6
АКРОБАТИКА, акробатическое искусство (от acrobat`eo — хожу на цыпочках, лезу вверх),— 1) Жанр циркового и эстрадного иск-ва: демонстрирование номеров, основанных на мастерском владении телом и высоком развитии мускулатуры. Условно А. делят на динамическую (темповую), в основе к-рой лежат приёмы переворачивания тела (сальто, пируэты, перекаты и др.), и статическую, строящуюся на сохранении равновесия во всевозможных положениях (стойки, "колонны", упражнения на першах и др.). На практике оба вида А. часто органически сочетаются, образуя единую композицию.
А. была известна в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии; сводилась преим. к эквилибристике на натянутом канате, к демонстрации гибкости тела, прыжкам. В ср. века элементы А. включали в свои выступления бродячие актёры (шпильманы в Германии, жонглёры во Франции, мимы в Италии, франты в Польше, скоморохи в России и т. д.). Как род циркового зрелища А. начала выделяться в конце 18 в., а окончательно утвердилась в 19 в. (прежде всего конная А.). В этот период в бродячих и полустационарных цирках формируются разновидности партерной А.
Прыжковая А.— совокупность индивидуальных, парных и групповых прыжков в разных конфигурациях, в т. ч. через препятствия (барьеры, экипажи, машины, людей, животных); прыжки осуществляются либо с помощью специальных подкидывающих приспособлений (батут, трамплин, подкидная доска), либо особыми исполнительскими приёмами.
Плечевая А. (как правило, в групповом исполнении; минимум - трое участников) — верхние партнёры прыгают с плеч на плечи нижних, в т. ч. и на "колонну".
Силовая А. (по устаревшей цирковой терминологии — крафт-акробатика, от нем. Kraft — сила) — упражнения, требующие от артистов значительной физич. силы и выносливости, основанные гл. обр. на жимах (стойки "руки в руки", "рука в руку"; стойка верхнего руками или одной рукой на голове нижнего; стойка верхнего головой на голове нижнего — "голова в голову", перекаты по манежу нижнего, держащего на себе верхнего, акробатич. Пирамиды).
Пластическая А. — "каучук", клишники, акробатич, этюды, художественно-акробатические группы — сочетание силовых и фигурно-композиционных элементов.
Вольтижная А. (от франц. voltiger — порхать) — перебрасывание нижними верхних партнёров, выполняющих разл. стойки и сальто. В старом цирке вольтижную А. называли обычно ханд-А., ханд-вольтиж (от нем. Hand — рука), т. к. переброска верхних производится руками (отсюда и др. назв.— ручная А., ручной вольтиж). Существует и др. разновидность вольтижной А.— переброска верхнего с головы на голову (копф-вольтиж, от нем. Kopf — голова).
Комическим А. основана на комич. заострении акробатич. трюков и применении необычных приёмов А.— забавные, как бы нечаянные броски и падении (каскадная А.), замысловатые перекаты по манежу. Исполнители номером чаще всего выступают в комич. масках-образах.
Конная А.— акробатич. трюки, комбинации, исполняемые артистами на лошадях.
В совр. цирке А.— один из осн. жанров; элементы её входят почти во все другие жанры и их разновидности (воздушную гимнастику, эквилибристику, гимнастику на снарядах, жонглирование, клоунаду, дрессировку).
Исполнители номеров А. наз. акробатами, в соответствии с производственным профилем и используемой аппаратурой они делятся на акробатов-вольтижёров, плечевых акробатов ("плечевики"), прыгунов-эксцентриков, акробатов-каскадёров, конных акробатов, силовых, темповых, воздушных, акробатов на гигантских шагах (качелях), с подкидными досками, клоунов-прыгунов и т. д. Среди известных акробатов различных профилей: Ф. Абапалов; И. Аболонский Г. Аркатов; С. Арнаутов; Арман и Цереп — дуэт прыгунов-эксцентриков, каскадёров; В. Багров (р. 1957) и Г. Тарасов (р. 1949)— комич. акробаты-эквилибристы; Барлей (наст. фам.— М. М. Барляев; 1912—43) и И. С. Рузанов (р. 1912) — исполнители силового акробатич. номера; В. Беляков В. В. Борисенко (р. 1947) и А. Б. Бурдецкий (р. 1947) — силовые акробаты-вольтижёры; Ю. Быковский; Винкины; А. Геллер; В. М. Гончаров (1929—70) — акробат-прыгун, с 1965 — руководитель и участник группового номера с подкидными: досками; Гримми; В. Дёмина; Дёмкины; В. Довейко; А. М. Дудукчян (р. 1927) — акробат-прыгун, руководитель и участник группового номера с подкидными досками, бочками; Замоткины, Запашные; Кадыр-Гулям; Калачева и Птицын; Канагин; Касеев и Манасарян; С. В. Кожевников; В. С. Козаков (1919—76) — акробат-прыгун, руководитель и участник группового комбинированного номера прыжковой А. с элементами воздушной гимнастики; Б. А. Красносёлов (р. 1948) и А. И. Музалёв (р. 1945) — силовые акробаты моск. группы Цирк на сцене; М. А. Крауклис (р. 1947) и А. Г. Рейлян (р. 1949) — пластич. акробатки; А. И. Куделин (р. 1922) и Е. И. Куделина (р. 1921) — дуэт акробатов-эквилибристов; Б. Т. Лавин (р. 1941) и В. Канарский (р. 1941) — силовые акробаты; Манион; Милюковы; Минасовы; В. Ф. Михайлов (р. 1949) — руководитель и участник группы акробатов с подкидной доской и ловиторкой; Океанос (Ольховиковы); Осташенко; Павловы; В. С. Петунов (р. 1941) — руководитель и участник группового номера акробатов-вольтижёров с качелями; В. Плинер; А. X. Полыфронов (р. 1909) — руководитель и участник номера акробатов-прыгунов на батуте; Россини; Салмины (акробаты на параллельных брусьях с батутом под рук. В. В. Салмина, (р. 1929); Солохины; Сосины; Е. Страшная (р. 1939) — пластич. акробатка, с 1970 — дрессировщица лошадей; А. Д. Шнайдер (р. 1908) — плечевой акробат-эксцентрик, в 1967 оставил манеж; В. В. Шубина (см. в ст. Ахундов Т. Г.) и Ю. В. Шубин (наст. фам.— Вагнер, р. 1923) — акробатическо-эквилибристич. дуэт (1947—67); В. Федосеевский; И. Федосов; Яловые.
На основе элементов А. в 20—30-х гг. 20 в. нек-рые номера своих программ строили "Синяя блуза" и аналогичные коллективы т. н. малых форм. А. вводили в свои постановки режиссеры В. Мейерхольд, С. Эйзенштейн, М. Соколовский, А. Грановский, А. Таиров, а также режиссёры ФЭКС.
2) Вид физкультуры и спорта. Как учебную дисциплину А. преподают в специальных (цирковых, театральных) учебных заведениях и студиях.
Лит.: Конный цирк, Выставка на тему "Конный цирк", Л., 1930; Кузнецов Е., Цирк, Л.—М., 1931; Кожевников С., Акробатика, М., 1955; Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953; его же, Советский цирк, М., 1963; Захарьин В. В., Акробатические прыжки, М., 1956; Игнашенко А. М., Акробатика, М., 1956; Шляпин Л., Плечевая акробатика и прыжки, "Сов. цирк", 1959, № 3; е г о же, Путь артистов, там же, № 12; Сосин А., Лободин М., Люди-мячики, Л.—М., 1960; Запашный В. М., Вольтижная акробатика, М., 1961; Беляков В., Об акробатике, "Сов. цирк", 1960. № 8; Касеев Р., Эксцентрика? Это не так уж просто, "Сов. цирк", 1962: № 7; Румянцева В., Маска на живом лице, "Сов. эстрада и цирк", 1968, №6 Черненко И., Здравствуй, цирк!, М., 1968; Ганешин К., Как у трех богатырей, "Сов. эстрада и цирк", 1969, № 4; Бадаев В., Их покорил цирк, там же, 1976, №2.
АКТ (от лат. actus — действие) — устаревшее назв. цирковых номеров: воздушный А.— номер воздушной гимнастики, зубной А.— трюк с применением зубника, меланж-акт и т.д.
АЛЕКС — псевдоним клоуна-дрессировщика Цхомелидзе А. Г.
АЛЕКСАНДРОВ Александр Александрович (р. 14.Х. 1905) — велофигурист. Чл. КПСС с 1937. Окончил ТЦИ (1931). Создатель, участник и руководитель группового номера "Велофигуристы Александровы". В первой редакции номера (1936) участники в юнгштурмовках, со значками ГТО на груди демонстрировали ловкость, отвагу, сплочённость и спортивную закалку сов. молодёжи. Номер исполнялся под мелодию песни А. Давиденко "Нас побить, побить хотели". В 1947 А. с партнёрами подготовил в ЦСЦИ велоэксцентриаду в двух частях. В первой изображалась. загородная велосипедная прогулка — артисты, одетые в костюмы 19 в., выезжали на манеж на старинных машинах тандемах (двухместный велосипед) и "пауках" (велосипед с большим передним колесом) и исполняли юмористич. сценку. Вторая часть состояла из демонстрации виртуозной трюковой езды. Стремясь к сочетанию фигурной езды с акробатикой, группа А. показывала сальто-мортале с "колонны" на велосипеде на плечи партнёру, ехавшему за велосипедом на моноцикле, и др. сложные трюки. Среди участников номера в разные годы — В. Дементьев, Л. Егоров, В. Каминский, Д. Кравцов, О. Радченко, М. Рейтман, И. Терлянский, М. Фиал, Н. ЧуСов. В. Шалов. Ведущая солистка номера в 1945-73 (в ансамбле с 1938) жена А.— Алевтина Ивановна А. (р. 27.XII. 1917). В 1973 Александровы оставили манеж, ведут режиссёрско-тренерскую работу.
АЛЕКСАНДРОВ Александр Николаевич (1906—62) — партерный акробат. Руководитель и исполнитель номера Икарийские игры. На арене с 1922 первоначально как ученик наездника Курто.
В 1924 А. вступил в группу исполнителей номера "Икарийские игры" под рук. Тафани. В 1928 организовал самостоят. группу, к-рой руководил до конца жизни. До 1940 группа А. выступала под псевд. Дайтон, затем — Александровы. Среди осн. членов группы (состав к-рой частично менялся) в разные годы были А. И. Александров, Р. Апсаитов, В. Бородин, В. Веселов, С. Владимиров, В. Лаврентьев, В. Плинер, К. Костеленко, И. Соколов, А. Тугов, Г. Фёдоров. Выступления группы А. сочетали икарийские игры с партерными прыжками. Номер отличался чётким ритмом, носил характер увлекательной, полной задора игры.
АЛЕКСАНДРОВ, Александров-Федотов (наст. фам.— Федотов), Александр Николаевич (15.Х. 1901—20.IX. 1973) дрессировщик. Нар. арт. РСФСР (1963). До 1926 служил в рядах Красной Армии. С 1927 работал в цирке как конный акробат, прыгун с трамплина, вольтижёр в групповом воздушном полёте "Альби" ("5 Альби", участники: А., И. Судаков, С. Шпагин, А. Мячин, В. Галаган). В 1929—44 выступал с женой — Елизаветой Павловной Сержантовой (р. 22.X. 1912) (по афише — "2 Александровы"), исполняя сюжетно-тематич. номер сверхметкой трюковой стрельбы "Снайперы". Одновременно в 1935—37 А. демонстрировал аттракцион "Летающие автоторпеды в воздухе" (партнёры Л. Гольцев, В. Юркин, общий псевд.— Аэрос). С 1938 А.— также дрессировщик хищных зверей (леопарды, пантеры, бенгальские и уссурийские тигры), с 1944 только дрессировщик (Сержантова выступала в 1948—52 с номером "Дрессированные борзые собаки"). Сконструировал и впервые применил новый вид клетки — род сетки, сплетённой из стальных троСов. легко и быстро разбирающейся с помощью особой электролебёдки и удобной для установки в любых условиях. А. отличался широтой творч. интереСов. ясностью цели и твёрдостью воли в её достижении, постоянным стремлением к новому в цирковом иск-ве. Снимался в фильме "Золотой бычок", и телевизионном фильме "Советский цирк". Участвовал в гастролях за рубежом (ГДР, Индия, Польша, Турция, Югославия, страны Латинской Америки).
Соч.: По афише — 2 Александровы. Сверхметкие стрелки, в сб.: Советский цирк, Л.—М., 1938; Дорогой мой Уголёк, "Сов. эстрада и цирк", 1966, № 4. Ты покоришься мне, тигр!, М., 1969.
Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.—М., 1947. Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963; его же, Советский цирк сегодня, М., 1968; Булгак Л., Высокое мужество, "Сов. эстрада и цирк", 1966, № 11; Черненко И., Здравствуй, цирк!, М., 1968.
АЛЕКСАНДРОВ-СЕРЖ (наст. фам.— Александров) Александр Сергеевич (23.11. 1892—17.3.1966) — конный акробат, дрессировщик лошадей, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939). Родился в цирковой семье. На арене с 6 лет; участвовал в цирковых пантомимах, исполнял акробатич. номера, позднее был вольтижёром в конных номерах, гимнастом, возглавлял также цирковые коллективы. (После Великой Окт. социалистич. революции работал в Петроградском цирке, был наездником, вольтижёром в воздушном полёте; ("Трио Икар"). В 1919—22 — актёр Театра нар. комедии (Петроград), играл роли, требовавшие демонстрации цирковых трюков.
Затем выступал в летних садах и на эстраде, преподавал акробатику в ФЭКС (творч. объединение в Петрограде в 1921—24, выдвигавшее эксцентризм, в т. ч. его цирковые формы, как основу театра и кино). В 1926 создал конно-акробатич. ансамбль "Жокеи-наездники", ставший впоследствии одним из крупнейших групповых номеров сов. цирка. Выступления ансамбля строились на сочетании акробатики и жокейской езды, выполняемой на неск. лошадях, бегущих одна за другой. Среди лучших трюков: одновременный прыжок трёх наездников на спину бегущей лошади ("тройной курс"); стойка верхнего на руках на голове партнёра, стоящего на крупе галопирующей лошади, "Русская тройка" (наст. Г. С. Венецианова) и др. В традициях конной дрессировки А.-С. показывал разл. номера высшей школы верховой езды.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.