.RU

3. Описание приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

^

3. Описание приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»



3.1. Цель, основные задачи и направления реализации Национального проекта


^ Целью приоритетного Национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.


Для достижения поставленной цели деятельность Национального Совета, всех ветвей государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих

основных задач

:
1) создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
2) создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
3) обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
Данные задачи обеспечивают достижение результатов по пяти

основным направления

реализации Национального проекта:

  1. развитие жилищного кредитования населения и рынка жилья;

  2. развитие жилищного строительства;

  3. совершенствование жилищно-коммунального комплекса;

  4. предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

В рамках каждого направления поставлены задачи и намечены конкретные мероприятия (нормативно-правовые, административно-организационные и финансово-бюджетные), которые необходимо реализовать на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов (см.

приложения 1 и 2

). При этом необходима дифференциация предлагаемых мер с учетом региональных особенностей и в зависимости от типов поселений.
^

3.2. Приоритеты первого этапа Национального проекта
(2006–2007 гг.)


В рамках Национального проекта на первом этапе реализации (2006–2007 гг.) выделены

четыре приоритета,

на которых, как на ключевых проблемах, решение которых обеспечит наибольшее продвижение по пути достижения намеченной цели, должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия федерального центра:

По данным приоритетам должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка с федерального уровня. Механизмом реализации этой поддержки должна стать модифицированная Федеральная целевая программа «Жилище» на период 2006–2010 гг. и входящие в ее состав подпрограммы, предполагающие эффективное и целенаправленное использование средств федерального бюджета в интересах сбалансированного стимулирования как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
По итогам мониторинга и оценки результатов реализации первого этапа должны быть сформированы новые приоритеты на второй этап реализации Национального проекта.
В рамках каждого приоритета выявлена основная проблема, определен путь ее решения и предложены конкретные меры и механизмы, которые необходимо реализовать с целью получения намеченных результатов к концу 2007 г. По каждому приоритету определены объемы необходимой финансовой поддержки реализации конкретных мер за счет средств федерального бюджета (если необходимо, при условии софинансирования со стороны региональных и местных бюджетов, а также с привлечением частных средств).
В настоящее время (данные 2004 г.) лишь 12,4% семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 9% семей – приобрести или построить жилье в соответствии со средними социальными стандартами. При этом, по данным опросов, около 50% семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье.
Основным механизмом расширения платежеспособного спроса будет развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и других форм финансирования приобретения или строительства жилья гражданами (участие в жилищно-накопительных кооперативах, кредиты на участие в долевом строительстве жилья и другие). При этом государство будет оказывать помощь определенным категориям граждан (субсидировать за счет бюджетных средств) в приобретении жилья или получении ипотечного кредита. При такой поддержке число семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и готовы удовлетворять свои жилищные потребности на рынке, увеличивается с 50 до 80%.
Существующее сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствует потенциальному спросу населения. Так, по оценкам, потенциальный спрос на жилье в 2004 г. составлял 966 млрд. руб. При этом он был удовлетворен лишь на 30% (на 25% – только за счет собственных средств граждан и на 5% – с помощью ипотечных кредитов и займов).
Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. При этом если причиной 18% неудовлетворенного спроса является только недостаточное предложение жилья на рынке (41,2 млн. кв. м), то причиной 52% неудовлетворенного спроса является как недостаточное предложение жилья на рынке, так и малые объемы предложения ипотечных жилищных кредитов (не более 20 млрд. руб.).
Выделенные на 2006–2007 гг. приоритеты создают условия для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования, и увеличения объемов жилищного строительства.

^ Приоритет «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования» – обеспечить условия для предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению на базе унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов


Одним из существенных ограничений развития ипотечного жилищного кредитования является отсутствие у большинства региональных банков доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. Капитализация банковской системы достаточно мала, а сроки привлечения рыночных заимствований корпоративными заемщиками являются короткими для целей ипотечного кредитования. Практика показывает, что, как только банки получают доступ к долгосрочным ресурсам для кредитования населения, они активно приступают к освоению этого нового для них рынка. Повышению доступности ипотечных кредитов для населения и активизации банков как первичных кредиторов будет способствовать развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, действующей на базе единых стандартов предоставления и обслуживания ипотечных кредитов и развитого рынка ипотечных ценных бумаг.
В настоящее время Правительством Российской Федерации одобрена Концепция развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России (далее также – Концепция), которая определяет основные направления государственной политики по формированию унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, основными характеристиками которой являются:

В условиях недостаточного развития финансового рынка и ограниченных возможностей банковской системы необходимым условием является поддержка со стороны государства на начальном этапе развития рынка ипотечных ценных бумаг. Базовым принципом Концепции является предоставление государственной поддержки рынку ипотечного кредитования в объемах, необходимых для его становления, особенно в тех субъектах Российской Федерации, где ипотечный рынок находится на начальной стадии своего развития либо отсутствует вовсе.
Ключевая роль в формировании общероссийской системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг отводится в Концепции ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее – АИЖК) как институту обеспечения государственной поддержки развития всей системы рефинансирования.
На период до 2010 г. основными направлениями деятельности АИЖК должны быть:

Государственная поддержка системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования должна осуществляться в двух формах – предоставление государственных гарантий по выпускаемым АИЖК облигационным займам и увеличение уставного капитала АИЖК.
В качестве механизмов решения данной проблемы предлагаются к реализации следующие две

меры федерального уровня

.

Мера 1.

Обеспечить государственную поддержку системы рефинансирования ипотечных кредитов, в том числе:

^ Расходы федерального бюджета


2006 г.: 14,0 млрд. руб. – государственные гарантии АИЖК, 3,7 млрд. руб. – увеличение уставного капитала АИЖК;


2007 г.: 16,0 млрд. руб. – государственные гарантии АИЖК, 4,5 млрд. руб. – увеличение уставного капитала АИЖК.


Мера 2

.

Обеспечить развитие инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, в том числе:

Реализация предусмотренных мер по данному приоритету позволит в 2007 г. предоставить населению ипотечных жилищных кредитов на сумму 151,0 млрд. руб., что означает увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования в 7,6 раза по сравнению с 2004 г. При этом АИЖК в конечном счете будет обеспечено за два года рефинансирование 22% выданных ипотечных кредитов на сумму 56 млрд. руб., в том числе 26 млрд. руб. за счет выпуска АИЖК ипотечных ценных бумаг без государственных гарантий и 30 млрд. руб. за счет выпуска облигаций АИЖК под гарантии государства.

^ Приоритет «Повышение доступности жилья» – сформировать систему оказания бюджетной поддержки определенным категориям граждан при получении ими ипотечных жилищных кредитов.


В рамках данного приоритета выделены

две целевые социальные группы населения, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и требующие приоритетной бюджетной поддержки: 1) молодые семьи и 2) молодые специалисты в сельской местности

(по оценкам на начало 2005 г., это 250 тыс. молодых семей и 70 тыс. молодых специалистов на селе). Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных кредитов как для всего населения (в 2004 г. лишь 9% семей могли приобрести жилье, соответствующее средним социальным стандартам, с использованием собственных и кредитных средств), так и для данных категорий населения.
Данные группы населения объективно не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного кредита, поскольку не могут оплатить первый взнос при получении кредита. Молодые семьи и молодые специалисты в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как первоначальный актив для оплаты первого взноса, а также еще не имели возможности накопить средства на эти цели. При этом граждане данных категорий имеют хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь на оплату первого взноса при получении ипотечных кредитов будет являться для них хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста. Кроме того, поддержка молодых специалистов в сельской местности позволит привлечь необходимые кадры в образование, здравоохранение, культуру и другие сферы, а поддержка молодых семей позволит создать условия для повышения рождаемости.
Субсидирование ипотечных кредитов для данных категорий граждан может существенно повысить для них доступность приобретения жилья с помощью ипотечных кредитов. В качестве механизмов решения данной проблемы предлагаются к реализации следующие три

меры федерального уровня

.

Мера 1.

Предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья (строительство индивидуального жилья) или оплату первого взноса при получении ипотечного кредита в размере 40% средней стоимости стандартного жилья (10% – за счет федерального бюджета при условии софинансирования, 30% – за счет средств региональных или местных бюджетов).

^ Расходы федерального бюджета:


2006 г. – 3,6 млрд. руб.,


2007 г. – 4,3 млрд. руб.


Такая мера позволит за 2006–2007 гг. обеспечить улучшение жилищных условий 88 тыс. молодых семей, или 33% нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей.

Мера 2.

Страхование ипотечных жилищных кредитов с целью снижения размера первоначального взноса (формирование уставного капитала соответствующей организации за счет средств федерального бюджета или субсидирование расходов граждан на уплату страховой премии).
На первом этапе данная мера будет распространяться на молодые семьи, которые испытывают проблемы в оплате первого взноса при получении ипотечного кредита. Страхование кредита (в размере до 20% стоимости жилья) позволит снизить требования банков к размеру первого взноса до 5–10% стоимости жилья. В дальнейшем эта мера может быть распространена и на другие категории граждан.

^ Расходы федерального бюджета:


2006 г. – нет,


2007 г. – 1 млрд. руб.


Данная мера позволит улучшить жилищные условия в 2007 г. 10 тыс. молодых семей, а в целом за период 2007–2010 гг. – 100 тыс. семей.

Мера 3.

Субсидирование приобретения жилья (строительства индивидуального жилья) молодыми специалистами на селе. Данная мера будет реализована в форме предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита, при условии софинансирования со стороны региональных или местных бюджетов.
Механизм реализации дифференцирован по регионам с различным уровнем развития (рынка жилья и уровня доходов населения). Для молодых специалистов в высокоразвитых регионах субсидия составит 30% средней стоимости стандартного жилья (10% – за счет федерального бюджета и 20% – за счет регионального или местного бюджета). В развитых регионах субсидия будет увеличена до 50% (20% – федеральный бюджет, 30% – региональный или местный бюджет). В регионах со средним уровнем развития при общем размере субсидии также 50% будет увеличена доля федерального бюджета (30% – федеральный бюджет, 20% – региональный или местный бюджет).
При этом для повышения размера доступного кредита в регионах со средним уровнем развития могут использоваться кредиты с растущими платежами, предоставляемые банками под гарантии региональных или местных бюджетов, либо за счет средств последних может производиться субсидирование процентной ставки в первые пять лет погашения кредита.
В депрессивных регионах будет производиться предоставление жилья (50% – средства федерального бюджета, 50% – регионального или местного) на условиях найма с правом последующего выкупа.

^ Расходы федерального бюджета:


2006 г. – 1,4 млрд. руб.,


2007 г. – 1,7 млрд. руб.


Данная мера позволит за период 2006–2007 гг. обеспечить жильем 13,7% молодых специалистов на селе, или 26% нуждающихся.
Указанные меры должны быть реализованы в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе» в составе Федеральной целевой программы «Жилище».

Приоритет «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры

»

– 1) обеспечить условия для адекватного развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения на жилье; 2) повысить качество предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке.


Существующие сегодня объемы жилищного строительства (в 2004 г. – 41,2 млн. кв. м) не удовлетворяют даже существующего достаточно низкого платежеспособного спроса населения. Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие конкуренции среди застройщиков, бюрократическая непрозрачная система предоставления земельных участков, отсутствие необходимых земельных участков, обустроенных инженерно-технической инфраструктурой, избыточные административные барьеры на пути получения разрешения на строительство, отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и вновь возводимых жилых зданий, отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет сегодня 60%, что не только не позволяет наращивать объемы жилищного строительства, но и не обеспечивает качественного предоставления коммунальных услуг в уже существующей застройке.
Для решения данной задачи необходимо реализовать следующие основные

меры федерального уровня

:

Мера 1.

Обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой, в том числе:

    • предоставление государственных гарантий и частичное (на 50 процентов) субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.

^ Расходы федерального бюджета


2006 г.: 12,5 млрд. руб. – государственные гарантии по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры, 1,7 млрд. руб. – субсидирование процентов по кредитам.


2007 г.: 17,5 млрд. руб. – дополнительные государственные гарантии по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры (без учета 12,5 млрд. руб. государственных гарантий, предоставленных в 2006 г. на весь кредитный период (2 – 5 лет)), 3,8 млрд. руб. – субсидирование процентов по кредитам.


Данная мера будет реализована в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» в составе Федеральной целевой программы «Жилище».

Мера 2.

Сокращение административных барьеров, развитие рыночной инфраструктуры, градостроительного и антимонопольного регулирования в сфере жилищного строительства, для чего необходимо проведение целого комплекса взаимосвязанных мер и мероприятий
Мера 2.1

.

Создание эффективной унифицированной системы государственной экспертизы проектной документации и государственного контроля в строительстве и усиление профессиональной ответственности участников строительного рынка, в том числе:

    • внесение изменений в федеральное законодательство в части кодификации в Градостроительном кодексе унифицированных принципов и процедур проведения единой государственной экспертизы проектной документации и единого государственного контроля в строительстве, которая предусмотрена Градостроительным кодексом с 1 января 2007 года;

    • внесение изменений в Градостроительный кодекс в части сокращения перечня объектов строительства, подлежащих государственной экспертизе проектной документации и государственному контролю в ходе строительства; распространение указанных процедур лишь на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты; для прочих объектов, в том числе объектов жилищного строительства, усиление индивидуальной ответственности главных архитекторов проектов и главных инженеров проектов при установлении обязательного страхования их ответственности и членства в саморегулируемых организациях.

Мера 2.2. Оказание методического содействия и обеспечение подготовки кадров для формирования на местном уровне градостроительной документации, необходимой для развития жилищного строительства, в том числе Правил землепользования и застройки, обеспечивающих гарантии прав застройщиков и инвесторов.
Мера 2.3.

Обеспечение развития конкуренции на рынке жилищного строительства и строительных материалов, в том числе:

    • обеспечение методической поддержки реализации с 1 октября 2005 г. норм Земельного кодекса о предоставлении сформированных земельных участков для жилищного строительства на открытых аукционах;

    • применение мер антимонопольного контроля в секторе жилищного строительства и строительных материалов.

Мера 2.4.

Развитие системы финансирования строительства жилья, в том числе:

    • обеспечение нормативно-правовой и методической поддержки увеличения объемов банковского кредитования застройщиков;

    • регулирование и контроль деятельности застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства жилья (внесение поправок в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», определение регулирующего и контрольного органа, внесение поправок в налоговое законодательства в части налогообложения НДС).

Мера 2.5.

Формирование единой системы государственного учета объектов недвижимости, в том числе:

    • принятие федерального закона «О формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости»;

    • обеспечение нормативно-правовой и методической поддержки развития рынка услуг по технической инвентаризации и землеустроительных работ.

Мера 2.6. Обеспечение законодательной и методической базы введения местного налога на недвижимость с целью формирования заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении объемов жилищного строительства и повышения доходной базы местных бюджетов, в том числе:

Реализация указанных мер 1 и 2 позволит увеличить в 2007 г. объем ввода жилья до 56,3 млн. кв. м, то есть на 37% по сравнению с 2004 г.

Мера 3.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и привлечение частных инвестиций, в том числе:

    • обеспечение реализации Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», вступающего в силу с 1 января 2006 г. (определение регулирующего и контрольного органа на федеральном уровне, оказание методической поддержки органам местного самоуправления);

    • регулирование реализации Федерального закона «О концессионных соглашениях» с целью привлечения средств частных инвесторов в развитие коммунальной инфраструктуры;

    • предоставление средств федерального бюджета на условиях софинансирования с региональными (местными) бюджетами и частными инвесторами для модернизации приоритетных объектов коммунального комплекса;

    • создание финансовых институтов – револьверных фондов и гарантийных агентств, оказывающих поддержку муниципалитетам и коммунальным предприятиям в осуществлении заимствований для целей развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, с капитализацией за счет как бюджетных средств, так и средств частных инвесторов и международных финансовых организаций.

^ Расходы федерального бюджета:


2006 г. – 1,9 млрд.руб. на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;


2007 г. – 2,9 млрд. руб., в том числе 1,9 млрд. руб. на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, 1 млрд. руб. на формирование уставного капитала револьверного фонда развития инженерно-коммунальной инфраструктуры.


Реализация указанной меры 3 позволит снизить уровень износа коммунальной инфраструктуры до 51%, то есть на 9 процентных пунктов по сравнению с 2004 г.
Данная мера 3 будет реализована в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в составе Федеральной целевой программы «Жилище».

Приоритет «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан»


В рамках данного приоритета выделено

две целевые категории населения.


1. Граждане, перед которыми Российская Федерация приняла обязательства по обеспечению их жильем в силу характера их работы, места проживания и иных обстоятельств. К числу данных категорий относятся уволенные или увольняемые военнослужащие, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, возвращающиеся с Крайнего Севера и с комплекса «Байконур». К указанным категориям относится 1 164 тыс. семей, в том числе 570 тыс. семей военнослужащих.
2. Граждане, перед которыми Российская Федерация приняла обязательства по улучшению их жилищных условий в рамках реализации законодательства о разграничении полномочий. В соответствии с ФЗ № 199 от 29.12.05, за счет федерального бюджета будут обеспечиваться жильем граждане, относящиеся к категории ветеранов и инвалидов, – всего около 350 тыс. семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Помимо граждан указанных категорий, более 4 млн. семей признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно существующему законодательству улучшение жилищных условий этих семей производится в общем случае за счет средств местных бюджетов; при этом субъект Российской Федерации вправе своими законами принять обязательство по обеспечению жильем отдельных категорий из числа указанных семей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Острота проблемы определяется крайней недостаточностью финансирования принятых обязательств. Средства, выделенные в 2002–2004 гг. в рамках подпрограмм ФЦП «Жилище», направленных на улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, позволили обеспечивать жильем ежегодно лишь 1,3% граждан, перед которыми имеются федеральные обязательства. При существующих объемах предоставления государственного и муниципального жилья очередникам время ожидания составляет около 20 лет.
Для решения данной задачи необходимо реализовать следующие основные

меры федерального уровня

.

Мера 1.

Предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, перед которыми имеются обязательства Российской Федерации по обеспечению их жильем (уволенные и увольняемые военнослужащие, граждане, переселяемые с комплекса «Байконур», переселяемые с северных территорий, вынужденные переселенцы, пострадавшие вследствие радиационных аварий и катастроф), в том числе:

^ Расходы федерального бюджета:


2006 г. – 22,2 млрд. руб.,


2007 г. – 25,4 млрд. руб.


Реализация данной меры позволит в течение 2006–2007 гг. выполнить государственные обязательства по обеспечению жильем перед 52,8 тыс. семей.

Мера 2.

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов – очередников на улучшение жилищных условий, перед которыми Российская Федерация взяла на себя обязательства по улучшению их жилищных условий в процессе разграничения полномочий, в том числе:

^ Расходы федерального бюджета:


2006 г. – 3 млрд руб.,


2007 г. – 5 млрд руб.


Реализация данных мер позволит в течение 2006–2007 гг. выполнить государственные обязательства по улучшению жилищных условий перед 29,2 тыс. ветеранов и инвалидов.
Реализация указанных мер с привлечением средств федерального бюджета будет производиться в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» в составе Федеральной целевой программы «Жилище».
В

приложении 3

приведен план-график реализации Национального проекта по основным описанным выше приоритетам и мерам на 2005–2007 гг.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.